Некоторые из нас, ежедневно бывая на станции метро «Победа», даже не подозревают о том, сколько своих маленьких побед пришлось одержать при ее строительстве архитектору Алексею Герасимову. Накануне 65-летней годовщины окончания войны он рассказал об этом журналисту «ВК».
Одна «Победа»
Когда в 1978 году в Куйбышеве началось строительство метрополитена, особый интерес куйбышевских архитекторов вызвала станция «Победа»: было предложено сразу четыре варианта ее оформления. Так получилось, что ни один из них сразу не утвердили, но проект Алексея Герасимова рекомендовали доработать. Новый вариант градостроительный совет одобрил, и работа началась.
В Куйбышеве тогда не было нужных специалистов, поэтому все чертежи делал горьковский филиал «Метрогипротранса». Тогда все станции по формату и габаритам были стандартны, и каждая новая деталь требовала утверждения, а их в проекте Герасимова было немало. Часто ему приходилось отстаивать свои решения - и сегодня мы видим станцию именно такой, какой ее задумал автор.
Целая история произошла с цветными витражами. Здесь архитектор применил свой опыт работы над оформлением Дворца бракосочетаний. Для метро же это была совершенно новая технология. Пришлось создавать специальную конструкцию, делать подсветку, специальные входы для ее обслуживания. Кроме того, витраж пришлось утверждать в художественном фонде в Москве. Как говорит сам Герасимов, «комиссия долго сомневалась и результат работы не одобрила». Потом уже выяснилось, что если бы Москва дала «добро», ему причитался бы немалый гонорар.
Общая заслуга
Окончательный вариант станции оказался сложным в исполнении. Например, сталь для дуг под сводами пришлось везти из Калининграда - у нас таких крупных листов не было. Специально изобретали станки, чтобы согнуть и состыковать их. Гранит для отделки стен везли из Финляндии - только там удалось найти необходимый бордовый оттенок. На СНТК им. Кузнецова отливали копии ордена Победы из нержавеющей стали.
Помучиться пришлось с люстрами. В первоначальном проекте они были обычные, круглые. Собственно, из-за них-то первый вариант и отклонили. В результате доработки получилось то, что мы и видим сейчас - гирлянда падающих светящихся звезд, дуги как бы опускаются и зажигаются. Такой «салют» оказался ближе к тематике.
Правда, и проект стал сложнее. Работа выполнялась совместно с инженерами, которые архитектурные чертежи «переводили» на машиностроительный язык. Хрусталь заказывали в городе Никольский. Сделать его получилось только с третьей попытки - никто не знал, что хрусталики длиной 80 сантиметров изготовить просто невозможно, в таком размере они деформируются. Пришлось перекраивать чертежи - на люстрах появились соединения. Когда материал был готов, приступили к сборке. Работа очень кропотливая, надо было прикрутить тысячи винтиков. Этим занимались добровольцы с завода им. Масленникова.
Очень помогали и городские власти - убеждали предприятия брать непрофильные заказы. Благодаря этому станцию возвели довольно быстро - уже в 1986 году состоялось торжественное открытие. На него, правда, забыли позвать автора проекта, уже позже пригласили в горисполком, вручили грамоты и благодарности.
Станция метро «Победа» до сих пор остается одной из лучших не только в Самаре. Алексей Герасимов, стесняясь, говорит, что подобные технологии не применялись ни в Нижнем Новгороде, ни в Новосибирске, ни в Казани - городах, где метро строилось параллельно с нашим.
http://www.vkonline.ru/article/19773.html