25 февраля самарскому электрическому трамваю исполнилось 95 лет. Накануне знаменательной даты мы встретились со старожилами и яркими работниками ТТУ, которые поведали нам о всех прелестях своей работы
СПАСЛА ЛЮДЕЙ, ПОДСТАВИВ ТРАМВАЙ ПОД УДАР
Старожилов Северного депо, которые еще помнят первые деревянные самарские трамваи, осталось здесь не так уж много - почти все на пенсии. Журбу Нурию Хабибулловну знают все и ласково называют Анной Михайловной.
- Это у меня со школы пошло, - улыбается она. - Нурия, Нюра, Аня.
Стаж работы Анны Михайловны - 43 года, из них почти 40 в Северном депо. Когда его открыли, вокруг были одни дачные массивы.
- Потом появился 20-й маршрут, и люди такие радостные были, - вспоминает Журба. - Они по нескольку кругов просто так катались!
В самом начале своей работы Анна Михайловна отличилась - спасла от гибели и увечий десятки людей.
- Я тогда работала на двойном деревянном трамвае серии «Х», - рассказывает она. - Ездили по 17-му маршруту, он проходил по Аэродромной. На одном из поворотов смотрю - впереди меня трамвай в гору идет. Вдруг что-то пошло не так. Трамвай вдруг поехал назад, на нас, все быстрее и быстрее. А из него на ходу люди выпрыгивают!
Дальше Анна Михайловна (вернее, тогда еще Нюра) действовала по наитию - попросив пассажиров собраться в середине вагона, она нажала на «газ» и рванула навстречу неисправному трамваю. За миг до столкновения девушка ударила по тормозам и выпрыгнула из кабины. В следующую секунду одна деревянная махина протаранила другую. Пассажиров изрядно встряхнуло, но серьезно никто не пострадал. Сейчас старожилы депо вспоминают: страшно представить, сколько могло бы быть жертв, если бы не бдительность Анны Михайловны. Кстати, именно ее голос беседует теперь с пассажирами в новых «двадцатках».
ЗА СБИТУЮ КОЗУ ОБЕЩАЛИ ПРЕМИЮ
В 60-х годах возле небольшого Кировского трамвайного депо домов не было, сплошные пустыри. Вместо нынешних бездомных собак по рельсам мирно бродили беспризорные козы.
- Тогда начальником службы был Золотарев, - с улыбкой вспоминает Валентин Найдус, бывший замдиректора ТТУ по эксплуатации. - Он как-то сказал, что выпишет премию тем водителям, которые... задавят козу!
Конечно, шутку всерьез никто не воспринял. Тем более, что козу так просто не собьешь - умное животное под трамвай не полезет.
ПЬЯНЫМ ПАССАЖИРАМ РАСКРАШИВАЛИ ОЧКИ
В 60-е годы сухим законом и не пахло. Подвыпившие пассажиры частенько засыпали в вагонах, особенно на поздних рейсах. Водители не трогали загулявших, они так и оставались мирно дремать до самой проверки в депо.
- У нас был сварщик, Волька, - смеется Валентин Найдус. - Хулиган еще тот. Как-то раз смотрю - выбегает он с ребятами из вагона, хохочет. Я к ним: «Что случилось?»
Оказалось - в трамвае снова остался пьяный. Предприимчивые мастера где-то раздобыли краску и размалевали ему очки ему то ли оранжевым, то ли красным цветом. И вдруг как заорут: «Пожар!» Мужик проснулся - вокруг все «полыхает». Мигом протрезвел!
РОЗОВЫЙ КОСТЮМ ПРИНЕС ВОДИТЕЛЮ УДАЧУ
Не перестают отличаться и молодые работники. В сентябре 2009 года в Липецке проходил Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей трамвая. От Самары выступала красавица Зоя Ризванова. Конкурс шел несколько дней, по 2-3 экзамена в день. Наша самарчанка заняла второе место, хотя за него боролись 32 участника из 29 городов!
- Я не думала, что выйду в финал, - улыбается Зоя. - У меня опыт работы всего год, со мной состязались куда более опытные водители!
Ризванова сразила судей наповал не только мастерством, но и оригинальным костюмом - все водители были в стандартных синих костюмах, как у проводниц поездов, с эмблемами. И только наша Зоя пришла… в ярко-розовом!
- Всем так понравилось! Журналисты первым делом бежали ко мне, настолько я выделялась, - смеется девушка. - На вопрос: «Почему я такая… оригинальная?» я отвечала: «Мы все такие!»
САМАРЕЦ УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ ВАГОНА
В конце 60-х подвижного состава в городе не хватало. Местные власти приняли решение: собирать вагоны своими силами, в Куйбышеве. Все заводы по мере сил изготавливали элементы трамвайных вагонов - рамы, кузова...
- В то время я работал мастером и присутствовал при конструировании, - вспоминает Валентин Найдус. - Вагоны новой серии были с закрытым салоном, немного по-другому раскрашены, окна застеклены, пневматические двери закрывались сами.
Эти трамваи были первыми, сделанными в Куйбышеве - по тем временам настоящий прорыв в деле перевозки пассажиров. Всего изготовили 50 вагонов серии «ХК». Сейчас один из подобных им стоит как памятник в управлении ТТУ, недалеко от ТЦ «Аквариум».
http://samara.kp.ru/daily/24447.4/611944/