Оригинал взят у
pereklichka в
Памяти Белого Воина О.М. Родзянко 1 мая 2013 года в штате Нью-Йорк (США) скончался церковный и общественный деятель Русского Зарубежья, участник Русского Освободительного Движения 1941-1945 годов подпоручик Русского Корпуса Олег Михайлович Родзянко.
Олег Михайлович был активным участником многих благих начинаний, от строительства Свято-Покровского храма в г.Наяк, до участия в культурно-просветительном обществе «Отрада» и Конгрессе Русских Американцев.
Дважды судьба испытывала его на верность Христу и Исторической России. Первый раз в юности, которую он провел в Югославии, в 1941 году. Олег Михайлович не задумываясь вступил в Русский Корпус, для борьбы с коммунистами, лишившими его и миллионы русских людей Родины и близких. Дядя его, Георгий Михайлович Родзянко был расстрелян в 1920.
Олег Михайлович прошел с Русским Корпусом тернистый путь отступления из Сербии, усеянный могильными холмиками боевых товарищей. На склоне лет, он вновь встал в строй, защищая от потомков убийц и палачей, то что не смогли пленить их предки, Русскую Православную Церковь Заграницей. Жизнь прожить не поле перейти. Олег Михайлович прожил её достойно, оставив о себе добрую память не только своей большой семье, но и всем нам. Спи спокойно Белый Воин Олег.
Татьяне Алексеевне, сыновьям, дочерям, внукам и правнукам Олега Михайловича, мы выражаем соболезнования и скорбим вместе с ними.
А.С.Терзов, от чинов 1 Отдела РОВС в России
Ниже мы прилагаем фрагмент его письма начальнику 1 Отдела РОВС в России:
Благодарю Вас за письмо с интересными и дорогими для меня сведениями о молодом движении, продолжающем идеи и дух Русского Корпуса. Нет ничего более своевременного в сегодняшней России. Остается только молиться и всячески поддерживать этих идейных молодых воинов, борцов за будущее дорогой и многострадальной нашей страны. Сожалею, что мой преклонный возраст (88 лет) и слабое здоровье не позволяют мне активно участвовать в Союзе Св. Блгв. Князя Александра Невского.
Олег Михайлович Родзянко, родился 21 марта 1923 года в Панчево, Югославия. Я седьмой ребенок в семье, младше меня сестра, восьмая. Родители: Михаил Михайлович Родзянко и Елизавета Федоровна Мейендорф. Выехали из России в 1920 году из Новороссийска в Югославию. Дед Михаил Владимирович Родзянко, председатель 3-й и 4-й Государственной Думы до революции, тоже выехал в 1920 г. в Югославию, где скончался в 1924 году и похоронен в Белграде.
В Новом Бечее, где находился Институт Благородных Девиц, я окончил сербскую начальную школу (4 класса). Осенью 1934 г. поступил в Русско-Сербскую Гимназию в Русском Доме в Белграде. Весной 1937 года родители переехали в северный пригород Белграда Земун. Я продолжал свое образование в гимназии, не живя в интернате. Отец мой не был военным. Как инвалид, был освобожден от военной службы. Его брат Николай Михайлович был сотрудником Красного Креста и организатором военных госпиталей. А его младший брат, Георгий Михайлович, был офицером. Как таковой был расстрелян в Киеве в 1920 г. Я после Второй Мировой войны оказался в Мюнхене, Бавария. В 1949 г. женился на Татьяне Алексеевне Лопухиной. В том же году эмигрировал в США. У нас родилось трое сыновей и две дочери. Здесь, в США, я закончил свое образование. Получил степень бакалавра, как инженер механик, и степень магистра в той же области. В настоящее время я уже в отставке. Живу в своем доме на пенсию заслуженного профессора колледжа Нью-Йорка. У меня 15 внуков и 9 правнуков.
В начале 1941 г. на Пасху немцы напали на Сербию, разбили Белград и через неделю оккупировали столицу. После немецкой оккупации, Земун оказался за границей Сербии. Мост между Земуном и Белградом был взорван. Экономическое положение нашей семьи очень затруднилось. Отец работал в канцелярии Сербской Патриархии в Белграде, а жили мы в Земуне за рекой, которая осталась без моста. Потому я, окончив 7-й класс гимназии, устроился помощником электротехника на аэродром в Земуне, в немецкую фирму «Deutsche Lufthansa», чтобы помогать финансово родителям. Шесть лет изучая немецкий язык в гимназии дали мне эту возможность.
В оккупированной Югославии было все тихо и мирно вплоть до нападения немцев на Советский Союз. С началом этой войны стало быстро развиваться коммунистическое партизанское движение в Югославии. В устье реки Дрины в Савву, около городка Шабац, в плодородной долине Мачва, обосновались русские казаки, беженцы из России, со своими хозяйствами. Первое, что партизаны начали делать, они стали избивать русских казаков с семьями. Казаки обратились к немцам в Шабаце, чтобы тех их защитили. Немцы ответили, что в Шабаце всего одна рота, они сами нуждаются в защите. Казаки ответили: «дайте нам оружие. Будем защищаться вместе». Немцы на это согласились, дали казакам захваченное югословенское оружие. Они вместе дали партизанам такой отпор, что тем более не было повадно убивать казаков.
К тому времени я уже несколько лет участвовал в военной тренировке молодежи у полковника Гордеева-Зарецкого Русского Обще-Воинского Союза. Нас вскоре собрали, и мы пошли занимать казармы для организации Русского Охранного Корпуса. Первый полк Корпуса был назван Казачьим, но первая его рота была Юнкерской. И таким образом я оказался членом 1-го Отделения, 1-й Роты, 1-го Полка Русского Охранного Корпуса. Корпус вырос почти до 10 тысяч человек. Корпус не являлся частью немецкой армии. Он был при немецкой армии, и не был частью СС. Юнкерская Рота продолжала свои занятия. Проходила офицерские курсы, которые кончались экзаменами и производством в офицеры для будущей национальной русской армии.
В 1943 г., после покушения на Гитлера, германские власти потребовали привести Русский корпус к присяге. Большинство приняло это как неважную формальность, так как она была не на Кресте и Евангелии. Просто текст присяги был прочитан перед строем Корпуса без поднятия руки. Но все же были такие, которые отказались присягать и в такой форме, я в том числе. Всех нежелающих присягать, немецкое командование распустило по домам. После этого я оказался переводчиком и организатором поездок в прифронтовом театре KDE (Kraft Durch Freude). Под конец войны, когда прифронтовой театр закрылся, я снова одел свою форму, и со всем Русским Корпусом отступил в Австрию.
В 1949 г., уже женатым, приехал в США, Работал на спичечной фабрике «Loin Match Company», которую основал последний русский посол в США от Временного правительства Б.Н. Бахметев. Он мне посоветовал поступить на вечерние курсы бесплатного университета «Cooper Union». В этом университете принимали студентов по конкурсному экзамену. Такой экзамен держало 700 человек на 125 мест в университете. Благодаря хорошей подготовке, полученной мною в Русско-Сербской Гимназии в Белграде, меня приняли в «Cooper Union». Работая днем на фабрике и учась по вечерам в университите, я получил степень бакалавра, как инженер механик в 1958 г. Затем так же по вечерам и на летних курсах заслужил степень магистра в той же области в «Stevens Institut» в Хобокен, Нью-Джерси.
Прилагаю свою фотографию в первой форме Русского Освободительного Корпуса в 1941 году.
Желаю вам всего наилучшего и успехов в работе Русского Обще-Воинского Союза.
Искренне Ваш, Олег Родзянко.