99 лет назад 25 февраля (12 февраля по старому стилю) в Самаре было открыто движение электрических трамваев. В следующем году у Самарского трамвая будет юбилей - 100 лет. Надеюсь, что городские власти и Александр Хинштейн не забыли про эту дату.
10 интересных фактов о Самарском трамвае:
Одна из линий конки проходила по улице Панской (Ленинградская).
1. Так получилось, что электрический трамвай в Самаре не пришёл на смену конки, а некоторое время конкурировал с этой системой проезда. Регулярное движение конного трамвая открылось 10 (22) июля 1895 года и прекратилось 19 декабря 1917 года. Преимущества электрического трамвая были неоспоримые: Скорость конки была не более 12 км\ч, а в реальности была 6-7 км\ч. Трамваи развивали скорость до 22 км\ч. Проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 5, в зависимости от класса. За 5 копеек в то время можно было купить фунт хорошего мяса или полпуда картофеля или пару крупных сельдей.
Непростой процесс запуска Самарского трамвая наглядно иллюстрирует святочная карикатура из сатирического журнала «Жигули», 1912 г. источник
2. В конкурсе на разработку проекта Самарского трамвая победил проект инженера из Санкт-Петербурга П.А. Суткевича под названием «Лучше поздно, чем никогда». Этот девиз актуален и для современной Самары, где все полезные для города проекты реализуются очень долго, а многие вообще не реализуются.
3. Самарский электрический трамвай был 45-м по счету из открытых на территории бывшего СССР и 22-й на территории нынешней России, но 1-м построенным без участия иностранного капитала с использованием отечественных трамваев.
4. Помимо пассажирских трамваев существовали и грузовые трамваи. В 1917 году в Самаре появились специальные трамвайные грузовые ветки. Грузы возились от вокзала до различных заводов. Трамваи обслуживали, в том числе, военные нужды (военная продукция с заводов, эвакуируемое оборудование с вокзала). С набережной возился песок. Такой вид перевозок был востребован до увеличения количества грузового транспорта. Грузовые трамваи работали в 1919 году, когда пассажирское движение прекратилось из-за дефицита электроэнергии. Сейчас существуют грузовые трамваи применяемые при ремонте или строительстве путей.
5. Во время Великой Отечественной войны трамвайное хозяйства города активно развивалось. Ещё в начале войны были были сданы в эксплуатацию трамвайные пути протяжённостью 8,7 км, соединявшие город с Безымянкой. В конце 1941 года официально открыто движение трамваев (маршрут № 3) от улицы Полевой до 4-го района Управления особого строительства (район современной площади Кирова). В июле 1943 года завершено строительство новой трамвайной линии внутри Безымянки - от кольца 3-го маршрута по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (современная остановка «Юнгородок»). Для ремонта и обслуживания вагонов, работающих на Безымянском направлении (маршруты № 3 и № 8), использовалось недостроенное Кировское трамвайное депо на улице Промышленной (ныне улица Физкультурная). В вагоноремонтных мастерских на ул. Полевой было организовано производство боеприпасов, в том числе для знаменитых «Катюш». При этом, более половины работников трамвайного хозяйства ушло на фронт. Их заменили в основном женщины и подростки.
Фото с 400-летия Куйбышева (Самары). С 1986 по 1994 г. трамвай -памятник постоянно выезжал на линию во время празднования Дня города.
6. 20 лет назад, в мае 1994 года (в день города), совершил свою последнюю поездку музейный вагон №12 - копия вагона типа «Х» образца 1915 г., после чего он был установлен на вечную стоянку перед выездом из Городского депо вместе с прицепным вагоном №112 - копией вагона образца 1926 г.
Трамвай на перекрестке ул. Н-Садовой и Осипенко (1968 год). источник
7. Ещё 20 лет назад в планах было строительство новых трамвайных линий: - по ул. 22-го Партсъезда от ул. Ставропольской до ул. Ново-Садовой; - по ул. Ставропольской от ул. Советской до ул. Алма-Атинской; - по ул. Алма-Атинской от ул. Ставропольской до Московского шоссе; - по Московскому шоссе от ул. Ташкентской до Ракитовского шоссе. Кроме того, планировалось сооружение нового трамвайного депо на Ракитовском шоссе.
Но, увы. За последние 20 лет маршрутная сеть практически не развивалась, да и подвижной состав обновляется весьма медленно.
8. Хороший импульс для развития трамвайного хозяйства может дать ЧМ-2018. Во всяком случае уже объявлено, что в 2015 году в Самаре начнут проектировать первую ветку скоростного трамвая «Железнодорожный вокзал - Стадион» вот с такими параметрами: Скорость движения скоростного трамвая составит более 24 км/ч (обычный трамвай движется со скоростью 15-16 км/час). Также планируется оптимизировать количество остановочных пунктов на участке, а линии трамваев оборудовать автоматическими стрелочными переводами, что позволит увеличить безопасность движения. Стоимость строительства оценивается в 4,8 млрд рублей. Подробнее про проект можно прочитать здесь у mymaster
Один из экспонатов музея.
9. В ТТУ существует музей истории предприятия. Музей был открыт в 1982 году и долгое время располагался в бывшем клубе ТТУ (ныне Клуб СМТЛ). После передачи клуба в ведение СМТЛ музей был закрыт, а его фонды вывезены на территорию трампарка. Только после вмешательства мэра Азарова музей заново открылся в здании вагоноремонтных мастерских, но в более скромном масштабе. Музей интересен коллекцией макетов трамваев и троллейбусов разных марок. Часть из них были изготовлены работниками ТТУ. Кроме того, в музее представлены артефакты связанные с развитием общественного транспорта Самары и интересная подборка государственных наград и нагрудных знаков ведомственного характера. Самарский музей является одним из немногих действующих музеев общественного транспорта в России. страничка музея на официальном сайте ТТУ
10. В ноябре 2013 г. депутат ГД А.Е. Хинштейн в твиттере поддержал идею выпуска на линию в честь 100-летия трамвая нынешнего трамвая-памятника:
@D_Azaroff@Khinshtein в 2015 самарскому трамваю будет 100 лет. В честь такого юбилея это будет приятным подарком для жителей... - andrew__63 (@andrew__63) 16 ноября 2013
*На первой картине изображен трамвай на ул. Заводской (нынешняя ул. Венцека, участок между пл. Революции и ул. Фрунзе)