Усадьба Орловых-Давыдовых как Колизей самарской истории

Sep 17, 2013 16:12

На пост этот натолкнул комментарий Марии Густарёвой в заметке Краеведова по поводу нового сайта департамента туризма.
Цитирую часть: "Почему-то за границу туристы очень любят ездить и смотреть именно развалины Колизея и других объектов, которые представляют некую культурно-историческую ценность... Давайте забудем нашу историю и вообще ничего и никому не будем показывать и рассказывать. Да, к сожалению многие объекты у нас находятся в ужасном состоянии, но давайте про них забудем совсем. Забудем историю.... А что дальше? А дальше наши дети вместо того, чтобы восстановить историю, разрушат её и не задумаются - ведь они просто не будут знать что они ломают. А быть может какой-то инвестор увидит тот или иной особняк и решит его отреставрировать... Вопросов много - ответов мало. Так почему бы и не показать все то, что у нас есть? Или забудем обо всем? Да и не возникал ли у Вас вопрос "а что это за здание?", при виде какого-то не понятного особняка в центре Самары? Многим это интересно и плевать им на внешний вид здания."

Для тех, кому не плевать. Наверное, грустно и немного страшно было бы смотреть на себя в зеркало и видеть, как стареешь. Как седеют волосы, как опутывает лицо сеточка морщин-трещин, как тускнеет цвет глаз… Десятки лет - за десять секунд. Так стареют уникальные здания графской усадьбы. Века величия разрушены за десяток лет…




Об истории этого комплекса в Усолье рассказано уже немало. И о любви Екатерины Великой к фавориту Григорию Орлову, ради которой графу пожаловали земли от Самары до Симбирска. И о грандиозном строительстве, и о сентиментальных потомках, которые вырастили здесь шикарный сад… По сути, история архитектурного памятника делилась на два периода - до революции и после.


А лето 2010 года провело еще одну жирную черту в летописи усадьбы, которая при сегодняшнем её состоянии звучит уже как приговор: до пожара и после.

Как рассказывала потом Валентина Шульгина, директор районного муниципального музея истории Усольского края им. И.Н. Ульянова, пожарные сильно рисковали жизнью. Тушили остатки усадьбы часа два, не зная, что подключена электропроводка. Но благодаря им уцелели самые ценные этажи здания - первый и второй.


Уцелели уникальные дубовые панели, которыми облицованы стены. Пока еще можно увидеть паркет начала 19 века. Сохранились чугунные ступени каслинского литья. Правда, под слоем грязи и штукатурки сложно разглядеть отлитый рельефный рисунок, который умельцы Каслей после формовки доводили до ума вручную… А сами здания - единственные на Средней Волге строения со сводчатыми потолками, в которых проведены дымоходы. Это было настоящее мини-государство. Со своей ткацкой, столярной, кузнечной, и даже металлургическим заводом. Еще в 60-х годах прошлого века усадебный комплекс был взят на всесоюзный учет под номером 6583 как «памятник архитектуры, охраняемый государством».

Александр Русскин, глава сельского поселенья Усолье Шигонского района Самарской области, рассказывал, что в 2000 году по их письменному заявлению приезжало министерство культуры. Чиновники выделили ставку сторожей на три года. Потом эта ставка перешла на уровень районной администрации. И была сокращена в связи с материальным положением. - район дотационный и само усольское поселение на дотации. Своих сторожей нет, охранять достопримечательность нет возможности...

Весной 2008 года на реконструкцию памятников модерна в нашей области были выделены бюджетные средства - почти 147 миллионов рублей. На них планировалось начать ремонт трех усадеб - Курлиных, Шихобалова и Орловых-Давыдовых. Последней предназначалось 107 миллионов. Это известие дало надежду жителям Усолья - и красоту восстановят, и само село вторую жизнь обретет, когда потянутся сюда многочисленные туристические группы.

В мае 2008 года торги по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию усадьбы выиграла компания «Русич». Цена контракта - около 68 с половиной миллионов рублей. Однако, следы бюджетных ассигнований после 29 мая 2008-го теряются. В министерстве культуры прояснить ситуацию отказались. Зато в апреле 2009 года ведомство отчиталось, цитирую: «Меры, предпринятые министерством по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, позволили: не допустить уничтожение на территории Самарской области ни одного памятника истории и культуры; …продолжить проектирование и реставрацию памятников… «Усадьба Курлиных», «Усадьба Орловых-Давыдовых», «Особняк Шихобаловых». Конец цитаты. В документах, представленных на апрельской коллегии министерства, в графе проектирование и реставрация памятника «Усадьба Орловых-Давыдовых» стояла запланированная на 2008-ой год цифра - 68 миллионов 590 тысяч рублей. Аккурат стоимость контракта, конкурс на который выиграла компания «Русич».

Постановлением правительства Самарской области за номером 169 на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия и укреплению материально - технической базы учреждений культуры и молодежной политики на 2008 - 2010 годы было запланировано выделить более 631-го миллиона рублей за счет средств областного бюджета. Из них реконструкцию усадьбы в 2009 году - 106 миллионов рублей, в 2010 - около 79 миллионов. Но на тот период бушевал кризис, который послужил хорошим оправдание для того, чтобы забыть об усольской усадьбе.

В начале 2010 года во время проверки расходования средств областного бюджета, выделенных в 2006-2008 годах министерству культуры Самарской области на проектирование и реставрацию памятника истории и культуры «Усадьба Орловых-Давыдовых» счетная палата СГД выявила ряд нарушений бюджетного законодательства. Об этом сообщила пресс-служба Самарской губернской думы. В частности, у депутатов возникли вопросы по поводу обоснованности выделения более 14 миллионов рублей на проектные и изыскательские работы. Депутаты приняли решение направить материалы проверки в прокуратуру Самарской области. «Мы так и не услышали внятных аргументов по поводу обоснованности выделения 14 миллионов рублей на проектные работы в усадьбе Давыдовых-Орловых, - пояснил председатель комитета по бюджету, налогам, финансам, экономической и инвестиционной политике СГД Алексей Ушамирский. - Никто нам не ответил и на вопрос об общей сумме средств, которые необходимо вложить в реконструкцию этого памятника регионального значения. Я не против реконструкции исторических памятников, но эти средства расходуются из областного бюджета, и мы должны четко понимать, сколько и с какой эффективностью мы тратим».

Единственный капитальный ремонт усадьбы был аж в позапрошлом веке - в 1860-ом году. Спустя век, в 1976-ом, в последний раз сделали ремонт косметический, в Дом графа тогда въехал Усольский сельскохозяйственный техникум. 21 век приютил в усадьбе беженцев. Они же распродавали заезжим дачникам усадебные кирпичи - по 50 копеек за штуку. Так часть построек была разобрана практически до основания. Парк, на одном из участков которого деревья были посажены в виде орла - графского герба - давно превратился в пастбище. После пожара здание осталось без крыши. Сейчас здесь уже не говорят о реконструкции - найти бы средства на консервацию помещений.


Пожалуй, не грустно, а страшно смотреть, как умирают памятники культуры. Как рушатся стены, как растут горы мусора и оголяются оконные проемы. Сотни лет - за десять секунд. Так умирает графская усадьба, как человек, оставляя после себя лишь фотографии. Так умирает история...

P.S. В последние годы многие писали об "усольском колизее". Например:
http://loboyko.livejournal.com/47242.html
http://clubs.ya.ru/4611686018427436188/posts.xml?tb=30

Судя по всему, последней официальной информацией по усадьбе можно считать строку с нового сайта министерства туризма Самарской области: "сейчас состояние построек близко к критическому".
Previous post Next post
Up