Открытое письмо архитектора Стадникова Азарову

Oct 19, 2021 11:03

Увидел в ФБ (в группе "Общество охраны памятников - Самара (ВООПИиК)") письмо Виталия Стадникова губернатору Азарову. Виталий Стадников - бывший главный архитектор Самары, некоторое время бывший советником губера на общественных началах, публично объявляет о прекращении сотрудничества с командой губернатора. И объясняет причины.

Письмо очень любопытное. Ещё одно мощное свидетельство, позволяющее понять, кто такой (или, возможно, что такое) г-н Азаров. Есть ещё люди (и их, к сожалению, немало), кто сохранил определённые иллюзии. Кто-то вспоминает 13й подвиг Геракла по очистке набережной от караоке и шашлычек  в лихие 00е, у кого-то в памяти остались встречи Дмитрия Игоревича с блогерами. Многие сравнивают его с совсем уж эталонным деградантом (но виртуозным казнокрадом) Марфушкиным. Конечно, на этом фоне любой пенёк будет выглядеть деревом! В общем, почему-то у многих ещё есть в голове образ молодого, энергичного, вменяемого губернатора Азарова.

В общем, считаю нужным это письмо распространить:

"Свой выбор сделал: в 8ю годовщину первого расставания - покидаю ДИ вновь. На этот раз по собственному желанию. И тогда, и сейчас одна причина - аритмия в части понимания степени трагичности сложившейся ситуации, темпов работы по наследию и целеполагания - государственническое VS корпоративное.   Неловко критиковать человека, чей ты советник, пытаться изъясняться языком Нострадамуса. Испытываю моральные страдания от двойственности. Так честнее.
В общем, написал я заявление, т.к. вижу, что плодами нашего труда вновь пытаются просто поднять ставки (как это и в 2013 г. было при разработке непринятых ПЗЗ): название Историческое поселение есть , а регламенты - не приняты.
Тем не менее, не могу сказать, что время зря потрачено. В 2017-19 гг. разработан полный состав документов и Программа развития исторической части Самары. Предмет охраны и границы Исторического поселения приняты. А это отличает наш город от большинства исторических поселений, у которых и того нет.
Кроме того, в 2020-21 гг. по нашей же программе разработана Объединённая зона охраны, документ очень паритетный, т.к. команда включала оппонентов. Но пока ОЗО также в стадии согласований.
Разработали для минстроя программу развития инженерной инфраструктуры в историческом городе.
Короче, наливай - да пей! Была бы жажда.
Старания продолжу со своими коллегами и оппонентами, коих уважаю и ценю. Река несет мимо всякую субстанцию на слив. Но мы, ВОЛЖАНЕ, как были, так и есть - на самарском берегу.
Для пущего понимания - прикладываю текст письма, отправленного месяцем ранее, но так и оставшимся без ответа. Там все детали.
А вот и текст письма, ушедшего в бюрократическую вату месяц назад.


Губернатору Самарской области
Азарову Д.И.
от общественного советника
Стадникова Виталия Эдуардовича
Уважаемый Дмитрий Игоревич!
Ваше возвращение в качестве Губернатора было связано с огромными надеждами на обновление Самары. В 2017 г., после нескольких лет правления команды, которая демонстрировала откровенную незаинтересованность в укреплении основ моей малой Родины, игнорирующую ее идентичность, я был уверен, что перемены будут во благо.  Искренне радуясь за Вас, я был уверен, что, работая в Совете Федерации Вы укрепились как государственник и расширили свое мировоззрение в части способов управления территориальным развитием. 
Поэтому я с живостью отреагировал на Ваше желание реанимировать проект «Бесконфликной реновации» исторической Самары и согласился быть Вашим советником на общественных началах.
Результатом  нашей работы стала программа развития старой Самары в виде Проекта исторического поселения. Он предполагает, как сохранение, так и развитие в виде реконструкции, нового строительства и благоустройства. Т.е. общественно важный, и, пожалуй, главный элемент - сохранения самарской идентичности через сохранение наследия уравновешен инвестиционными интересами. Иными словами, одно без другого не реализуемо. Но главное в данной работе - идентичность, наследие, а инвестиции - лишь инструмент реализации.
Параллельно нашей командой была разработана программа обновления коммунальной инфраструктуры центра, которая базировалась на необходимости активного участия публичной власти в регулировании этой сферы через создание новой системы коллекторного хозяйства, что совершенно необходимо для сохранения благоустройства, уюта и для того, чтоб центр превратился из постоянно разрытой деревни в эффективно работающую территорию на благо жителей города, а не отдельных ресурсно-сетевых компаний.
Прошло 4 года. Что мы имеем?
1. Программа развития Проект исторического поселения - принята только декларативно - в той мере, которая позволяет затормозить интерес к развитию старого города, но не создать прозрачный инвестиционный климат.
Принят лишь частично предмет охраны. Не принята неотъемлемая часть любого исторического поселения - ценные градоформирующие объекты. Без них - фоновых объектов - памятники остаются, вне окружения, теряется полностью смысл исторического поселения как средового феномена.  Но никаких требований к регламентам не принято. Нет регламентов - нет инструмента регулирования. А значит, программа развития исторической Самары работать не может.
2. Приняты изменения в ПЗЗ 29.12.20 с целью узаконить новый механизм точечного отклонения от предельных параметров с двумя опциями поборов для разного типа застройщиков.
Для застройщиков поменьше - механизм предполагает отклонение от параметров до 34 м через принятие условно разрешенного вида «многоэтажная застройка.
Для крупнейших застройщиков - введение подзон ИП. В них может быть любая высота. По карте видно, что уже введено 5 подзон под самых ценных застройщиков. А может быть еще сколько угодно.
3. Выдаются разрешения на строительство в границах исторического поселения. Пример - ул. Маяковская для «Юниверс-строй» 17 эт. дом под 11 дольщиков.
4. Без главного куратора работы, Карпушкина А.В., работа с упорядочиванием коммунальной инфраструктуры окончательно деградировала. Она приняла форму раскладки независимых отдельных сетей разными держателями, которые вообще не увязывают свои действия ни с задачами сохранения исторической среды, ни с задачами единого благоустройства. Результат можем наблюдать при беспорядочной реконструкции сетей Т-плюс с полным уничтожением исторического благоустройства самых зеленых улиц - Ст. Разина, Чапаевской.
5. Период после наделения Самары статусом исторического поселения ознаменован самыми варварскими и массированными утратами, созданием условий для разрушения среды и всех основ сбалансированного развития центральной части города. Заявив в сми о «фактическом моратории» на территории исторического поселения, вы не приняли никаких практических действий в этом направлении.
Не была увязана программа по расселению и сносу ветхих и аварийных зданий.
Продолжился процесс подписания приказов о сносах городским руководством в границах ИП. При этом после принятия постановления о статусе эта динамика ежегодно нарастала. Например, в 2020 г. под снос подписано 25 зданий. Их сверку со списками ЦГФО никто не проводил.
По Вашему поручению мэром была собрана согласительная комиссия по утверждению списка ЦГФО. Она состояла из представителей всех профильных ведомств, профессоров архитектурного института, Союза архитекторов, представителей градозащиты. Комиссия работала 4 месяца. По объективным критериям был выработан согласительный список. Из 793 объектов, фигурировавших в Проекте исторического поселения, был оставлен 651. Т.е. 142 уже выброшено. Количество ЦГФО меньшее, чем количество ОКН - это уже своеобразный абсурд, т. к. фоновая застройка не может составлять меньшее количество. Прошло 1,5 года с окончания работы комиссии. Усеченный список так и не принят.
Причина задержки - нерешительность Ваша и вашего партнера В. В. Кудряшова.
Сам процесс сноса ЦГФО приобрел лавинообразный характер. За последние месяцы снесено 11 ценных градоформирующих объектов.
Это происходит как по программе сноса, так и просто застройщиками.
Влиять на подходы как города, так и застройщиков Вы могли бы. Рычагов достаточно: просроченные ППТ и ГПЗУ в кварталах сноса, выданные без учета действующих зон охраны. Возможность не вносить изменения в ПЗЗ в части увеличения этажности застройки. Массированный снос в 125 квартале произошел именно тогда, когда застройщик обратился за отклонениями в комиссию по застройке.
Иными и словами, рычаги есть. А желания нет. Из-за этого ваше молчание.
Результат молчания - бездействие мэра и ожесточение застройщиков - массированные сносы.
Вы можете оправдывать активизацию недовольства вашим бездействием любой предвыборной конспиралогией. Но ценные здания варварски сносятся десятками именно сейчас. За последнюю неделю - 5. Если в Ростове-на-Дону или Оренбурге пожары исторических кварталов, унесшие по несколько зданий, были экстраординарным явлением, то у нас те же объемы сноса стали просто ежедневным явлением.
Всего в программе 459 исторических зданий в границах ИП. Из них: 38 ОКН, что является прямым нарушением ФЗ-73, 129 ЦГФО. 127 расселены и могут быть расторгованы под снос. Из них: 36 имеют судебные решения на снос. По 127ми домам сейчас комиссия работает. Но никакого влияния работа комиссии на процесс сносов не производит. Вчера было снесено здание на Садовой , 128, которое, комиссия приняла решения вывести из списка сноса под реконструкцию.
Это экстраординарное явление, но вы ни то что на место не выезжаете, вы даже ни единого заявления ни делаете.
Количество снесенных зданий в историческом центре, выданных РС на многоэтажную застройку, и бесчисленное количество отклонений от предельных параметров за срок Вашего правления в качестве мэра и Губернатора в разы превышает аналогичные деяния команды созидания Меркушкина. Надо отдавать в этом отчет.
Дмитрий Игоревич, все перечисленные сведения я сообщал Вам. Реакции на них я не вижу. Общественный советник - волонтерская работа. У меня она занимает большое время. И я вижу в ней смысл, когда есть отклик. Последние месяцы ничего приятного я написать Вам, увы, не могу. В городе творится бессмысленное мракобесие.
За весь срок пока я советник, вы не организовали ни одного личного совещания со мной. Поэтому, не совсем понимаю, что вы ждете от меня: использования моих наработок или благодарного «молчания ягнят» за осознание оказанной чести?
Второй вариант для меня неприемлем. Я никогда не был частью корпоративной системы, у меня есть мнение, основанное на объективных данных, а не на преданности кому или чему-либо.
Полагаю, что минимум, необходимый срочно к выполнению, такой.
1. Принять подготовленное постановление о внесении изменений в предмет охраны ИП, включающее 645 ЦГФО.*
• Оно подготовлено, прошло общественное обсуждение и требует только вынесения на утверждение Правительства. Этот список уже является сокращенным на 142 здания.
• УГООКН - готовить материалы к комиссии по аварийным, комиссию по ПЗЗ и градосоветам на предмет соответствию предмету охраны ИП. Орган вообще не ведет такую работу.
2. Лапушкиной. Все списки аварийных очистить от ЦГФО и ОКН. Все разыгранные контракты на снос таких объектов - отменить.
Проверить и отменить ППТ по кв. 122,125 и, возможно, 105  в связи с  неучтенными в них зонами ОКН.
Эти действия можно произвести в ближайшие недели.
Несмотря на все произошедшее, готов оказывать вам помощь при условии прямого конструктивного диалога с конкретным осязаемым результатом.
Архитектор Стадников В. Э.
28.08.2021 Самара"
Previous post Next post
Up