На рынке ОСАГО неожиданная новость: выплаты по итогам за январь-февраль упали по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 28 %. А средняя выплата в ОСАГО уменьшилась на 13 % до 64 тысяч рублей. При этом сборы страховой премии по ОСАГО снизились только на 3 %. Мы оказались свидетелями аномального явления, когда впервые на рынке ОСАГО наметилось значительное повышение рентабельности страховщиков.
Соотношение выплат к поступлениям составило 74%. Это в принципе пограничная цифра. Она не гарантирует прибыли по ОСАГО. Страховщику для получения прибыли надо приложить много усилий по контролю за внутренними расходами, эффективно инвестировать страховые резервы, но жить можно. Российский Союз Страховщиков (РСА) поспешил заявить, что снижение выплат произошло случайно, так как некоторые страховщики не полностью загрузили данные о выплатах за данный период. Указанные страховщики однако опровергли эти замечания, подтвердив, что внесли свои данные правильно. Почему эти цифры и споры могут быть интересны рядовому автолюбителю?
Если даже после уточнения снижение выплат составит не 28 %, а, например, 20%, и это будет не разовый всплеск статистики, а новая тенденция на рынке ОСАГО, которую подтвердят данные за 1 квартал и первое полугодие 2018 года, то страховщики могут потерять шанс на либерализацию тарифов в ОСАГО, которую они уже почти согласовали с правительством и ЦБ.
За прошедшие годы в условиях непрерывного ухудшения ситуации на рынке ОСАГО страховые компании, естественно, просили увеличить тарифы в ОСАГО. Но ЦБ и правительство всё время откладывали болезненный для населения вопрос. Тем не менее органы власти поддерживали и помогали страховщикам в их инициативах по балансировке системы ОСАГО. В 2015 году произошел переход на использование Единой системы расчета убытков в ОСАГО, которую контролирует РСА. В 2017 году ввели натуральную форму возмещения в ОСАГО, лишающую автоюристов привычного вида бизнеса. Верховный Суд РФ на декабрьском пленуме 2017 года обозначил переход судейского сообщества по всем основным спорам в ОСАГО на сторону страховых компаний. По инициативе страховых компаний в регионах были созданы специальные комиссии по противодействию страховому мошенничеству с участием органов региональной власти, правоохранительных органов и страховщиков.
Нельзя не вспомнить вклад страховых компаний в рост числа незастрахованных по ОСАГО автомобилей, особенно если их владельцы были виновниками ДТП. Сейчас сложно оформить ОСАГО даже аккуратным водителям нежеланных для страховщиков категорий автомашин, а виновникам ДТП застраховаться на порядок сложнее, даже по повышенному тарифу, если вообще возможно. Страховщики были бы рады, если бы регулярные виновники аварий навсегда ушли из системы ОСАГО, а покупателями ОСАГО остались только безубыточные водители. Правда не понятно, от кого бы эта система тогда страхователей защищала.
Возможно, что комплексные меры страховщиков по снижению убыточности в ОСАГО начали приносить плоды. Если это подтвердится по результатам 1 квартала и 1 полугодия, то парадоксальным образом результаты усилий страховщиков по балансировке системы ОСАГО могут осложнить их переговоры о либерализации тарифов . Страховщики строили планы по переходу на полностью свободные тарифы в ОСАГО, как в КАСКО к 2020 году, а теперь власти могут сказать: «Но у нас же в ОСАГО началось улучшение, давайте не будем полностью менять систему тарифов, а только подрегулируем отдельные поправочные коэффициенты к отдельным категориям автовладельцев. А Вы продолжайте дальше бороться с убыточностью в ОСАГО. У Вас это неплохо получается.» Вот такой неожиданный поворот.