Обзор "Самарские автобусы". Богдан А092

Feb 28, 2018 05:45


Приветствую своих читателей!
Сегодня я запускаю серию постов под названием «Автобусы Самары».
В них я подробно опишу основные модели автобусов, работающих или работавших в Самаре на регулярных пассажирских перевозках.

Начну обзор с автобуса среднего класса - Богдан А092




Кратко об общей модели:
Богдан А092 - автобус среднего класса, который серийно выпускается корпорацией «Богдан» на Украине с 2003 года. Автобус имеет конструкцию кузова, построенную на шасси и главных агрегатах японских автобусов Isuzu.

Модель А092 была официально представлена 11 февраля 2003 года
С 2011 года производством А092 занимается АО «Черкасский автобус». С новых автобусов исчезла надпись «Богдан», изменилась эмблема на лобовой маске и перегородка кабины водителя. Сама же корпорация «Богдан» выпуск автобусов данного семейства прекратила.
С 2012 года рестайлинговые версии А092 называются Аtaman А092. Из изменений - новая лобовая и задняя маски. По заказу возможна установка иной перегородки кабины водителя, вклеенных стёкол, комплекта электронных маршрутоуказателей и других опций


В Самарской области эксплуатировались следующие модификации:

Богдан А092.02 (городской компоновки) и А092.12 (пригородной компоновки) - с 5-ступенчатой механической коробкой передач, двигателем ISUZU 4HG1-T, Euro-2. Вместимость: 22 сидячих и 43 общее
Богдан А092.04 (городской компоновки) и А092.14 (пригородной компоновки) - с 6 +1-ступенчатой механической коробкой передач, двигателем ISUZU 4HK1-XS, Euro-3


Как правило, городская модификация была окрашена в жёлтый цвет, а пригородная - в белый.



Изначально Богданы в регионе появились в Тольятти в 2004. Первой была машина с госномером АР 627 63, 2003 года выпуска, имеющая заводской номер 4.
Всего, с этого времени, в Самарской области, насчитывалось около 300 Богданов А092 различных модификаций



*Первосточник фото - http://fotobus.msk.ru/photo/19762/?vid=18994

В Самаре Богданы штучно появились чуть позже - в 2006 году. Массово же автобусы данной марки были приобретены группой компаний "Рейс" весной 2008 года. Пришла первая большая партия - более 50 машин



В конце 2008 года и в 2011 году была передана большая партия Богданов, работавших в Тольятти. Общий автопарк автобусов марки Богдан у ГК "Рейс" составлял более 100 единиц.



Конторские Богданы "Рейса" сменили Газели на городских маршрутах 247, 266, 297. Так же ими были укомплектованы пригородные маршруты 110 и 410а. На всех маршрутах автобусы данной марки составляли 90-100% выпуска.



Осенью 2010 года ООО "Мотор", одна из подконтор ГК "Рейс", выигрывает конкурс на льготный муниципальный маршрут №41 и начинает его обслуживать Богданами, снятыми с 247, 297 и других маршрутов. Это вызвало широкий общественный резонанс, т.к. автобусы не справлялись с пассажиропотоком на должном уровне.



На ряду с перечисленными маршрутами ГК "Рейс", Богданы можно было встретить и на других коммерческих городских и пригородных маршрутах Самары. Но уже в более малом количестве



С 2012 по 2014 года "Рейс" начал активно продавать свои Богданы. Часть машин было куплено частными лицами. Зачастую, автобусы продолжали работу на тех же маршрутах после смены хозяина. Часть машин были в таком состояние, что покупателя на них найти было сложно. Такие машины, как правило, становились донорами запчастей и списывались.



В конце 2012 года ГК "Рейс" покупает ещё восемь новых автобусов, но уже под брендом ЧА А092.04. Они приходят на замену списанным Богданам с маршрутов 110 и 410а



Постепенно, Богданы А092 начали исчезать с улиц города. В виду торгово-экономических и политических отношений с Украиной, новых поставок Богданов (точнее уже ЧА) больше не было. Исключение составили лишь автобусы Атаман А093, о которых я расскажу в следующих обзорах



Сейчас, из всего огромного количества, в Самаре осталось не более 30 автобусов А092. Расклад примерно такой:
266 - 4-5 ед.
217 - 4-5 ед.
295 - 2 ед.
47 - 2 ед.
По одной единице осталось на маршрутах 1к, 113, 141, 207, 205, 247, 261, 297.



Тольяттинские перевозчики так же используют Богданы пригородной компоновки на маршрутах "Тольятти - Самара"



После Газелей автобусы Богданы казались вполне достойными. Особенно на таких маршрутах, как 266 или 110. Но большим минусом стало слабая отопительная система. В целях экономии топлива водители зачастую не использовали "котёл" - предпусковой подогреватель. Иногда и сами печки отсутствовали в салоне. А хоть и были - толку от них без котла в морозы было мало. В сильные морозы, у некоторых инеем покрывалось даже лобовое стекло. На такой случай водителя всегда имели под рукой скребок для льда



Ещё огромной проблемой было слабое освещение салона, предусмотренное заводом изготовителем. Каждый спасался как мог, кто-то вставлял другие лампочки, кто-то клеил светодиодную ленту под потолок, а кто то менял плафоны освещения на ПАЗовские.

В целом же, автобусы Богдан А092 оставили хорошее впечатление о себе в моих глазах. Относительно лёгкий, он легко шёл на разгон, на дороге чувствовал себя уверенно. После Ютонга я бы назвал подвеску Богдана мягкой. Компоновка салона в городской версии очень удачная - по правому ряду идёт одиночный ряд сидений. Сами сиденья оказались довольно таки практичными. При заявленной заводом изготовителем вместимости в 43 человека в автобус могло умещаться более 50 человек. Расход дизельного топлива на хорошо отрегулированном двигателе был ниже расхода того же ПАЗика. Удобное место водителя.

Для тех, кто сейчас начнёт вспоминать, каким адом они казались на 41, скажу отдельно - подвижной состав должен использоваться рационально. Такое в Самаре редко бывает. Я оцениваю автобус в общем, если бы он работал на таком маршруте, под который он смог бы подходить своим классом вместимости.

На этом заканчиваю свой обзор на сегодня. И да, не путайте модификацию А092 с автобусами Атаман А093, который имеет более длинную базу, это разные машины. Атаман вы сможете увидеть ниже на фото:



Ещё фото автобусов вы сможете найти на сайте "Самарский автобус" в разделе "Фотогалерея"

Previous post Next post
Up