Андрей Прямилов назначен на пост министра финансов Самарской области. Это даёт надежду, что в областных финансах будет наведен порядок.
Новому министру досталось сложное хозяйство. При дальнейшем развитии ситуации в том же русле, Самарская область становилась главным кандидатом на первый в истории России субфедеральный дефолт.
Главная видимая проблема - это огромный долг, при том в значительной мере коммерческий и облигационный. Легко и приятно набирать долги, когда у вас всё время растут доходы, а инфляция каждый год выше 10%. Когда придёт время рассчитаться, это будут уже другие деньги. Совсем другое дело в условиях, когда доходы не растут уже много лет, а инфляция опустилась до 5% (5,5% было в 2016, 4,0% - 4,5 % будет в 2017). В этой ситуации отдавать придётся со всей переплатой, а занимать в два раза больше, чтобы отдавать старое - не получится: никто не даст.
Номинальные доходы бюджета Самарской области с 2012 по 2016 год выросли на 21%, накопленная инфляция за этот период составила 42%. То есть реальные доходы (приведенные к ценам 2012 г.) упали на 15%.
Номинальные расходы за тот же период выросли на 27%, реальные, с учетом инфляции - снизились на 11%.При этом если бюджет 2012 года был исполнен с профицитом, то за 4 года с 2013 по 2016 г. общий дефицит бюджета превысил 40 млрд рублей. Откуда, собственно и долг.
Государственный долг Самарской области на 1 сентября 2017 г. составил более 61 млрд рублей, против 33 миллиардов в апреле 2012 г., т.е. вырос на 84%. Реальный долг, разумеется, заметно больше, сюда добавляется долг всяких государственных предприятий, муниципальный долг, которые по факту придётся выплачивать области, взятые долгосрочные обязательства, которые ещё не конвертировались в задолженность. Нелишним будет отметить, что на него начисляются рыночные проценты, то есть долг тает от инфляции далеко на так резво, как реальные доходы.
Причины это ситуации понятны.
Во-первых - некомпетентное управление и бесхозяйственность. Верные спутники ручного подхода и непрозрачности. Простой пример - областные ведомства снимают помещения в дорогущих коммерческих офисниках, тогда как у города полно незадействованных площадей. Таких примеров много, об этом неделю можно писать.
Во-вторых, популизм и политический авантюризм. Чего стоит одна только непонятно кому и зачем нужная авиакомпания, из которой ничего не получилось, а убито туда было больше миллиарда. А сколько ещё таких проектов без реальной экономики?
В-третьих, коррупция. Как так получилось, что областные деньги вопреки закону были размещены в банках-банкротах и никто не понёс за это ответственности? А ведь там не одну сотню миллионов потеряли.
В-четвертых, ошиблись с прогнозом. Если бы нефть упала, следом упал бы и рубль, и начался бы очередной виток инфляции, который обесценил долг. Если бы выросла, то выросли бы и реальные доходы. А она, зараза, стоит на месте.Лучшей иллюстрацией всех этих проблем является ситуация с циклопическими проектами в строительстве. Вместо того, чтобы сосредоточиться на действительно критически важном и остром, область смело ввязывалась в один долгострой за другим. Много ли из этого сдали? Теперь все они требуют кучи денег, а конца края всему этому не видно. Зачем эти подземные переходы, которые сразу после сдачи пришлось ремонтировать?
Есть пруф, что завершение Фрунзенского моста планировалось к чемпионату мира по футболу (который на другом конце города). Как вы понимаете, за счастье, если сдадут в 2020.
Дополнительной проблемой является ситуация с муниципальными бюджетами. Их до того приучили к щедрым субсидиям, что вся их работа теперь сводится к тому, как бы ещё выклянчить деньги у области. Зачем заниматься собственными доходами, эффективностью, работать с инвесторами, когда область всё равно даст денег? В этих условиях не грех, например, по желанию левой пятки, отменить идущий инвестиционный конкурс, на который уже принимаются заявки, распугать инвесторов, а потом три года готовить новый, и удивляться, почему это теперь все инвесторы шарахаются и никто не идёт? Расходы же при этом набирают направо и налево. Чего стоит только 355 управляющих микрорайонами, а это на одну только зарплату около 200 миллионов рублей в год.
Особое беспокойство вызывает падение платежной дисциплины по всей бюджетной системе Самарской области. Отовсюду идут жалобы о неплатежах. Мне поступали сведения, что в городе платежи застряли чуть ли не с мая. Эта ситуация опасна потому, что вызывает эффект домино. Не заплатили одному, он не заплатил контрагенту, контрагент пропустил оплату кредита в банк, банк подал в суд о банкротстве и понеслось. Эта проблему надо срочно решать.
Ну и напоследок я бы хотел поздравить Андрея Вячеславовича с новым назначением.
А вам, в свете сказанного, задать вопрос. Если бы должность в этих условиях предложили вам, вы бы пошли?
P.S. Самые умные и здесь могут отличиться, и всё за нами пересчитать самостоятельно.
Poll