Самаре исполнилось 650 лет с даты первого упоминания. Небольшой рассказ об истории ко дню города.

Sep 10, 2017 00:36

Впервые населенный пункт в месте впадения реки Самары в Волгу под названием Самара (Samar) был упомянут на портолане (карте водных путей) венецианских купцов братьев Франческо и Доминико Пиццигани (Пиццигано) 650 лет назад, в 1367 году, т.е. за 219 лет до официального основания Самары- крепости князем Засекиным. Вот фрагмент этой карты:




Через сто лет Самара была повторена на на карте итальянского монаха космографа Фра-Мауро в 1459 году, что подтверждает её дальнейшее существование, ведь на карту наносились достаточно крупные населенные пункты. Вот она:



Ну, и, наконец, в 2008 году я обнаружил еще одну карту с отмеченной на них Самарой- планисферу монаха-бенедектинца Андреаса Вальспергера 1448, с просматриваемым на ней в "наших краях" на Волге (где по представлениям Вальспергера, судя по рисункам и надписям жили ужасные библейские Гог и Магог) населенным пунктом Samarchat (город (чат)Самара), вот ее цифровая копия, полученная мной из Италии:



В том же году на аукционе  в Лондоне российские власти купили карту Московии 1525 года, где также оказалась Самара, что фактически подтверждало гипотезу о возмжности непрерывности существования поселения с 14 до 16 века- до строительства здесь Засекиным крепости, название которой он очевидно давал в буквальном смысле не на "пустом месте". Такова общая фабула "удревления" на два века возраста нашей Самары.

Не то чтобы никто из историков не знал о карте Пиццигано (о ней еще Алабин писал), но как-то замолчали после него на долгие сто лет. В новейшей истории эту тему я поднял первым в 2005 году, выступая с докладом из серии "в мире любопытного" перед депутатами Самарской городской Думы в 2005 г., на заседании, посвященном 15-летию возвращения городу исторического имени "Самара". Я тогда выступил с двумя предложениями:

1) перенести День города с мая на сентябрь (как отмечали до революции)- предложение было реализовано в бытность мэром Дмитрия Азарова и
2) Подумать об отмечании даты "первого упоминания Самары" с 1367 года, т.е. в 2017 году отметить 650-летие.

Доклад мой напечатали ныне канувшие в Лету "Самарские известия", ее прочитал тогдашний губернатор Титов, ухватился за идею получить "под 650-летие" федеральные миллиарды (как казанцы), была создана рабочая группа при Правительстве области, куда вошли историки (я в том числе) и чиновники, юридически не расформированная до сих пор, но проработавшая на холостом ходу при  Артякове и всячески ей мешавшей Рыбаковой и заглохшая при Меркушкине. О теме 650-летия много в интернете, желающие найдут, вот .

По началу мне казалось, что человек, придумвший в 2012 году высосанное из пальца "1000-летие единения мордовского народа с народами российского государства", (при том, что в 1985 году жители Мордовии отметили 500-летие "добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства") не может не ухватиться за возможность накануне мундиаля вытащить "под 650-летие" Самары еще из федерального центра денег, тем более, что основания говорить о 650 летии первого упоминания у нас не менее конкретные, чем дань, которую мордва  когда-то начала платить русским князьям, ныне толерантно названная "единением". Но что-то перемкнуло в мозгу Николая Ивановича не в ту сторону, и тему "650 летия Самары" при нём свернули, а развернули любимую мантру " по-самарски, значит кинуть, по мордовски-хорошо", и  даже возможность украсть ещё больше денег не польстила "команду созидания" устроить в городе два "мундиаля"- в 2017 году отметить 650-летие первого упоминания, а в 2018 г.- ЧМ. Не исключено, что в дело вмешалась политика: если Азарову мою докладную записку о переносе дня города преподнесли через другие руки, без фамилии автора и инициатора, то в случае с "удревлением" наверное отмежеваться было невозможно, и кто-то решил "не пиарить Матвеева". А может быть Николай Иванович просто решил, что то, что можно татарам и мордве, нельзя самарцам.

Но так или иначе, нравится кому-то, или нет, но в этом году первому упоминанию Самары- 650 лет. Будучи все-таки доктором наук, а не краеведом и фантастом, сделаю ряд замечаний. Первое: безусловно, большим аргументом "за" является факт того, что город сохранил топонемическую преемственность, на карте Пиццигани упомянута именно Самара. Кроме того, дата изготовления карты говорит о том, что поселение Samar существовало и до 1367 г., т.к. карты делались с опозданием на годы, если не десятилетия, по описаниям путешественников. В нашем случае не исключено, что Пиццигани пользовались данными ранее побывавших в России итальянцев. К сожалению, работа в итальянских архивах, несмотря на предварительные договоренности с рядом итальянских и французских специалистов по средневековой картографии не была поддержана самарскими чиновниками, поэтому пока мы ничего более раннего, кроме самой копиии карты, за которую чиновники архивной службы при Рыбаковой незатейливо хотели стрясти полтора миллиона рублей вместо 50 евро её цены, мы не имеем. Видимо, эта тема останется будущим поколениям исследователей "древнейшей Самары".



Второе. Проведенные археологические раскопки, на которые несколько лет бюджет области по моим поправкам выделял средства, позволили найти в районе Хлебной площади остатки петровской крепости XVII века, это прекрасено, важно, но это даже не Засекин, не говоря уж о Самаре времен Пиццигани. То есть археологических доказательств поселения XIV века до сих пор нет, если не считать косвенных, например большого, несколько тысяч захоронений по оценкам археологов Барбошинского могильника того времени в районе Поляны и санатория им.Чкалова- доказательство существования рядом крупного поселения,кстати, мордовского, (а славянские в черте города были уже в V веке,). Но не имея самого поселения, мы не можем точно сказать о периоде его существования, был бы культурный слой, предметы материальной культуры, это можно было сделать легко, а пока мы имеем лишь карты, да фрагмент раскопаной Сергеем Зубовым и Колей Лифановым крепости XVII века.



Поэтому, к сожалению, доказательств преемственности "той" Самары и нашей пока нет. Наиболее популярной версией в данный момент среди историков может быть та, что древняя Самара, отмеченная на карте Пиццигани 1367 года могла быть сметена в 1391 году в период крупнейшей битвы средневековья- Тимура и Тохтамыша, состоявшейся в наших краях, и приведшей затем к нескольким десятилетиям "великой замятни" и запустения в Орде (и одной из причин возвышения Московского государства). А отмечание её в 1448 и 1459 г. на картах связано с тем, что картографы просто переписывали более ранние источники. И поэтому никакой преемственности между поселением Samar и построенной примерно здесь же крепости Самара Засекиным в 1586 году нет. А почему он назвал её (а точнее царский указ) так- ну, может быть по реке, а вовсе не по древнему поселению.



А может и не так. С учетом уникального географического положения на Волге (да и Самара была тогда для древних судов полноводна) не исключено, что поселение, пристань, становище, городок с названием "Самар" и продолжал существовать, возродился и после нашествия Тимура, и что-то от него могло дожить и до Засекина. Потому и назвал крепость не "с нуля", а используя местное название. Все это жутко интересно, но для того, чтобы добраться до истины, нужно этим заниматься. А несмотря на ревностное отношение к моим инициативам и "поверхностному" знанию ряда моих коллег по историческому и археологическому цеху, сами то они палец о палец десятилетиями, что весь ХХ век, что сейчас, для изучения не то что "пиццигановской", но даже засекинской крепости не ударили. И пока не появится мэр, или губернатор, которому это будет интересно, не ударят. Что уж говорить об обычных горожанах. Так тайна 650-летней Самары до сих пор и не раскрыта...

И тем не менее. Всех, кому дорога Самара- с днем города! Будем любить наш город, ценить его и стараться сделать лучше! Не важно, 431 год ему, или 650. Любителям истории- моя статья 12-летней давности. Представьте, сколько можно было бы сделать за 12 лет по изучению истории нашего города, раскопкам, работе в архивах, если бы кому-то это было надо. Самаре исполнилось 650 лет с первого упоминания в исторических источниках? Это круто!

"Сколько лет Самаре? Куда делись два века самарской истории?"



Если по признанию историков, точная дата, а уж тем более день основания Самары неизвестны, то 13 сентября по праву может считать ее вторым днем рождения, вторым, а когда-нибудь может- и первым Днем города.

Отмечая 15-летний юбилей возвращения нашему городу его исторического имени - Самара - не ко времени с одной стороны- других проблем хватает, а с другой- когда еще- в порядке постановки проблемы обозначить два вопроса: когда все-таки была основана Самара и когда ей более всего приличествует отмечать день города.

Согласно официальной, устоявшейся точке зрения, Самаре 419 лет.

В 1584 году в "Писаревском летописце" неизвестный автор писал:

"Того же году великий государь и великий князь Фёдор Иванович всея Руси... приказывает боярину своему и слуге и конюшему Борису Фёдоровичу Годунову да дьяку ближнему своему Андрею Щелканову городы ставить на Поле и в сивере и к Астрахани, которыя за много лет запустеша от безбожных агорян и от междуусобныя брани: Елецких князей вотчина Ливны, Койса, Оскол, Валуйка, Белгария, Самара, Кромы, Монастырёв и иныя многия польския и северская".

Таким образом, по указу Фёдора Ивановича в 1584 г. решено было основать крепость Самара (переименована в город в 1689 г.).



Между тем, Самара намного древнее этой даты, и чтобы добавить городу пару веков, самарцам не надо искать «татарскую монетку»: известно, что населенный пункт (пристань, поселение, городок) с названием Самара существовал на данном месте и ранее- по крайней мере за два века до указа Федора Иоанновича. (И первоначально планировалось построить поселение именно на месте поселения Самара, но изучение князем Засекиным местности показало, что наиболее удачным для военных и сторожевых задач будет место чуть выше по течению ( в современной Самаре эти оба места сошлись)).

В этом случае Самаре не 419, а по крайней мере- 638-644 лет (с учетом также и того, что до Петра Новый год на Руси начинался в сентябре), если считать от общепринятой мировой практики «первого упоминания», т.к. одноименное поселение - («Самара», или «Самарский городок») почти на данном месте, впервые упоминается в русских летописях еще в XIV веке (1361 год) и известно по карте Волги венецианских купцов Франческо и Доминико Пицигано от 1367 г., а так же отмечено на карте итальянского космогрофа Фра - Мауро в 1459 г.

Но возникает вопрос- почему тогда Самара ведет свою историю от крепости Самара, а не от поселения Самара? Ответ, как я полагаю, кроется в политической конъюнктуре времен Александра III и Алабина. На портолане братьев Пицигано Самарская лука и поселение Самар указаны как "Loters f." ("лотерс фуро") - "особо разбойное место". Таким образом, не исключено, что наш благочестивый город ведет свою историю от разбойничьего (возможно, казачьего) городка Самара, существовавшего здесь в 13-15 веке и промышлявшего грабежами волжских караванов. По другой версии - основателями поселения, находящегося на территории средневекового государства «Волжская Болгария» (а позже- Золотой Орды), были даже не казаки и беглые русские, а либо болгары, либо татары. (Во всяком случае, на карте братьев Пицигано в одном ряду с поселением Самар легко прочесть названия и других поселений- в частности Болгары- столицы Волжской Болгарии), что же касается Фра Мауро, на его карте Волга и вовсе названа «Edil», т.е. «Итиль».

В любом случае выбор Петра Алабина, когда он озадачился в 80-е годы позапрошлого века вопросом- «сколько лет Самаре?» был невелик: либо вести историю города от «казаков-разбойников», либо от нехристей болгар и татаро-монгол. Алабин был первый самарский градоначальник, кто интересовался историей края и он, конечно, знал о существовании итальянских карт - о них Алабин даже упоминает в своей книге «25- летие Самары как губернского города». Но мог ли он считать их важнее царева Указа?


Некоторой попыткой углубления местной исторической памяти за 1586 год можно считать только популярную легенду о посещении в 1357 году места будущего нашего города святителем Алексием, считающегося с тех пор небесным покровителем Самары. По легенде по дороге в Орду (или обратно) святитель остановился у проживающего где-то здесь отшельника и предрек на этом месте основание города, в котором «просияет благочестие, и который никогда разрушен не будет». (Судя по месторасположению построенной в ознаменовании данного события в XIX веке и восстановленной лет 10 назад немного в другом месте часовне- где то на набережной в районе речного вокзала и ул.Заводской (пока- Венцека). Однако, несмотря на уникальную возможность обоснования возникновения поселения Самара 1361-7 годов с подачи побывавшего здесь несколькими годами ранее митрополита Алексия, Алабин ею не воспользовался. Хотя шансы на то, чтобы определить «доисторическую Самару» как русское христианское поселение имелись. Так, историкам известна выдержка из письма некоего купца Кузьмы Петрова, который в конце XV века, т.е. по крайней мере за сто лет до «основания» Самары в своих путевых заметках писал о ней: "...На берегу стояли люди при оружии и делали нам знаки, пытаясь пристать. Это мы и сделали. Люди были боярской службы, а не татары, как мы думали... Стены были бревенчатые, внутри часовня. Людей в ней было до ста..." Известен и т.н. "Старый чертеж 1497 года", составленный академиком Б.А. Рыбаковым.

Таким образом, легко убедиться (а это следует и из текста Пискаревского летописца), что по указу Федора Иоанновича в 1586 г. Самара строилась не вновь, а только восстанавливалась как разоренная и запустевшая от «безбожных агорян». Так в чем же дело? Так почему 419, а не 644?


Полагаем, не столько в том, что между крепостью, построенной Федором Иоанновичем, и историческим поселением было расстояние в 20 верст, (покрытое еще алабинской Самарой), а в том, что Петру Владимировичу, только ставшему в 1885 году городским головой, очень нужно было событие, которое обратило бы на город (и, конечно, на его главу) Августейшее внимание и стало бы отличным моментом в его политической карьере. Таким событием стало трехсотлетие Указа Федора Иоанновича (прямого родственника династии Романовых), приходящееся на 1886 год. При этом, правда, два века самарской доромановской истории оказывались за скобками - но разве может быть история в Диком Поле, еще не вошедшем в состав России? Безусловной заслугой Алабина было то, что до него никто вообще не задумывался о том сколько- 200, 300, 400, 500 ли лет Самаре, не говоря уж о том, чтобы иметь свой городской исторический календарь и праздновать его даты. Алабин провел колоссальную пропагандистскую кампанию по случаю обнаружившегося юбилея, способствующую росту интереса к прошлому Самары.

Добился он и политических целей - внимания Императора Александра III, милостиво издавшего специальное соизволение на празднование 300-летия города в 1886 году.

Захлебываясь в верноподданнических чувствах, Самарская городская дума во главе с Алабиным пошла дальше, и чтобы уже наверняка связать историю города с правящей династией решила «установить для этого торжества такой день, который почему-либо был бы особенно памятен и любезен городу Самаре», а именно 29 августа- день посещения города Александром II, заложившим Кафедральный собор, и день тезоименитства самого Александра III. На что также получили монаршее соизволение. Торжества по случаю внезапно обнаруженного юбилея вышли на славу, став одним из наиболее заметных событий в дореволюционной истории города: были и именитые делегации, и фейерверки и телеграмма Его Императорскому Величеству, и ответ Его Императорского Величества, и ответ на ответ, и ответ на ответ на ответ («Благодарит»), и т.п.- а во главе всего этого весь в белом мундире- действительный статский советник П.В.Алабин. Мог ли он не воспользоваться таким случаем и пройти мимо такой уникальной возможности? (О том, что такое вовремя случившийся юбилей, хорошо видно по внезапно открывшемуся в этом году тысячелетию Казани. (Только Шамиев прибавил, а Алабину пришлось отрезать). Сложилось все- и искреннее желание Алабина-краеведа прославить Самару, и желание прославить самого себя, и точное попадение в струю официальной идеологии и взгляда на государственную историю.

Но создав данную систему исторических координат, Алабин не только подарил современникам праздник 300-летия (а нам 400-летие) города, сделав все те замечательные вещи, что упомянуты выше, но и надолго «закрыл» тему Самары 14-15 века, сократив историю города по крайней мере на два века. Удивительно, но и в советские годы, и теперь, об этом периоде почти не вспоминали: так, за все время существования самарской археологии, никто ни разу не провел никаких раскопок на «особо разбойном месте», отмеченном братьями Пиццигано под именем Samar. Начиная с В.В.Гольмстен и заканчивая Г.И.Матвеевой экспедиции самарских археологов бороздят бескрайние степные просторы от Волгограда до Казани, «копая» ямников, сарматов, срубников, именьковцев, болгар и почти не интересуясь тем, что у них под носом- территорией самого города, если не считать нескольких неолито-палеолитических стоянок в городских оврагах. (Справедливости ради следует отметить, что отсутствует государственный и общественный заказ и не интересует городские власти (и как следствие - историков и археологов) и возможность восстановления древней крепостной стены и первых строений засекинской крепости, Казанского собора 16 века, месторасположение которых известно. Никто не хочет поднимать со дна Волги и памятник Александру II, утопленный большевиками в районе речного вокзапа, искать в подвалах старого города свезенный туда вестовой колокол 1613 года и т.д. Нет и вовсе простого и очевидного решения- вернуть исторической части города прежние названия улиц, восстановить историческую топонемику.

Между тем, приближается время, когда вновь появляется шанс самарцам вернуться к своим корням- в 2007 году исполнится 650- лет пророчества митрополита Алексия и в 2017 году- первого упоминания Samarы, и если взгляд на основание города не измениться, придется Самаре ждать еще лет 50, пока может быть в дело вновь не вмешается политика и новому Алабину не придет в голову, что 700-летний юбилей города в 2057 году - лучший повод напомнить о себе тогдашним августейшим особам.


Несколько слов о Дне города. Если уж мы не знаем- считать ли Самару от казачьего городка 14 века, или от царской крепости 16-го, то уж день города никак не может быть приурочен к дню его основания, т.к. он не известен. Потому на проблему следует взглянуть с позиции, предложенной Самарской городской думой в 1886 г.: «так как самый день основания города неизвестен, установить для этого торжества такой день, который почему-либо был бы особенно памятен и любезен городу Самаре». Мы знаем, что в 1886-1917 году таким днем было 29 августа. С советских лет 1986 г. и по сей день- это конец мая. Основанием для этой даты, утвержденной Куйбышевским горисполкомом с подачи профессора П.С.Кабытова к 400-летию, стало логическое предположение, что бревна для крепости (в конце августа 1586 г. уже принимавшей первых послов), очевидно, сплавлялись по Волге в апреле-мае.



Между тем, в истории города есть и иные даты «памятных и любезных» городу- это 25 января, день, когда Верховный Совет РСФСР утвердил своим постановлением решение Куйбышевского горсовета о возвращении городу исторического имени «Самара» (по мистическому совпадению совпавшее с днем смерти В.В.Куйбышева) и собственно 13 сентября - день принятия горсоветом этого решения. Последний, кстати, почти совпадает с дореволюционным днем города - 29 августа (по старому стилю, а по новому- 11 сентября). Возможно нашим коммунистическим вождям, отмечавшим в 1986 г. «400-летие Куйбышева» было все-равно и даже факт того, что май-месяц и без того перенасыщен различными праздниками их не подвиг к тому, чтобы выбрать для дня города другое время: пример предков был более мудрым- осень- время сбора урожая- традиционное для России время праздников. Напомним, что и Новый год на Руси отмечали в сентябре.



На торжественном заседании Самарской городской думы, посвященном 15-летию возвращения городу его исторического имени 13 сентября 2005 г., среди награждаемых грамотами за заслуги перед городским сообществом инициаторов переименования- членов комитета «Самара» и депутатов Куйбышевского горсовета была распространена анкета с предложением ответить на вопрос- «когда Самаре лучше всего отмечать день города?». Предложено было четыре варианта: сентябрь, январь, май, либо иной месяц- с привязкой к упомянутым выше аргументам и датам. Победил сентябрь: месяц, когда отмечала день города дореволюционная Самара, месяц, когда благодаря 80-тысячам подписей, собранных комитетом «Самара» в 1989-90 годах и 110 депутатам горсовета город получил свое второе рождение. (За этот вариант, кстати, проголосовали и профессор П.С.Кабытов и А.Н.Завальный и многие другие). В результате чего тут же прозвучала инициатива к Самарской городской думе о переносе дня города на вторую субботу сентября.

Отсюда вопрос: то ли в мае 2006 г. Самара отметит свое 420- летие, то ли в сентябре 2017 г.- 650-летие?

М.Н.Матвеев, доктор исторических наук,
депутат Самарской городской думы.

("Самарские известия", сентябрь 2005 г.)

непознанное, история, Самарский городовой

Previous post Next post
Up