Десятый район

Aug 27, 2017 13:32

Вообще, это тема не новая и обсуждается уже давным давно, на моей памяти - года полтора она уже в публичном пространстве. Понятно, что город уже строится за формальными границами, и с этим надо что-то делать. Сейчас обсуждение активизировалось, после нескольких резонансных постов и интервью.
Однако все спикеры по этой теме - так или иначе не нейтральны в этом вопросе, что позволяет предположить их необъективность. Поэтому я попробую вам объяснить суть вопроса. Сразу скажу, несмотря на то, что это объективное и нейтральное экспертное мнение, это только мнение, и я, разумеется, могу ошибаться. Не верьте мне на слово - изучайте и проверяйте, будет только лучше.


Начнём с того, что эту тему нужно разделить на два вопроса. Первый - присоединение новых территорий к городу, надо ли присоединять, кого, когда и т.д. Второй - создание нового района. Надо ли создавать для новых территорий новый район, или оставить существующие, или может создать какую-то другую стрктуру.
По вопросу присоединения территория. Начнём с самого банального.
В чём интерес застройщика? Тут всё очень просто: падение ставок по ипотеке, насыщение накопленного спроса, падение рождаемости, все эти факторы сокращают будущий спрос на жильё эконом-класса. А инвестиции сделаны громадные. А кто его будет покупать через несколько лет? Поэтому возникает мысль продать его так или иначе государству. Для чего его может купить государство? Понятно, для расселения, очередников, льготников и т.д. И вот здесь критически важно, чтобы жильё находилось административно в Самаре. Расселять в другие муниципалитеты нельзя.
Сразу замечу, что ничего криминального в том, что предприниматель имеет коммерческие интересы - нет. Всё это только стартовая переговорная позиция и хотелка.
В чём интерес властей? Понятно - в переселении, можно это сделать дешевле и быстрее, если закупать жильё эконом-класса, более того - в целом решить проблему с аварийным жильём в сколько-то разумные сроки.
В чём интерес переселенцев?  С одной стороны, переселят в удаленный район в самое экономное жильё. С другой, переселение произойдёт в обозримом будующем. Совершенно очевидно, что в том темпе, как оно осуществляется сейчас, многие до него просто не доживут.
Сами жители бараков делятся на две группы. Первая, это те, кто там реально живут. Они готовы на любой вариант, лишь бы скорее переехать. Вы мне не верите? Я вам могу организовать недельное проживание в бараке без воды и с общим туалетом на улице (к слову, на улице Ленинской, не абы где). Посмотрим, как вы запоёте. Вторая, это те, кто нормально зарабатывает, и давно оттуда переехал. Но сохранил прописку, собственность, и даже прописал побольше родственников, а по факту неофициально сдаёт эту жилплощадь гостям из Средней Азии. Они готовы ждать сколько угодно и хотят, разумеется, выгадать побольше, в идеале - остаться последними, чтобы у них застройщик всё выкупил дороже всех. Они, конечно, от этого решения проигрывают, потому что получат неликвидное жильё, которое трудно дорого сдать или продать на вторичном рынке.
Как это касается остальных горожан? Понятно, что новые районы добавляют новых налогоплательщиков и новые расходы. Преувеличивать их не следует. Все работают в Самаре и НДФЛ платят тоже в Самаре, добавится только земельный налог и налог на недвижимое имущество: а это всё новые квартиры с реальной стоимость. Опять же, многие формально имеют самарскую прописку и без всякого присоединения пользуются самарской социалкой, тут тоже не так много изменится.
Реально, конечно, будут, например, дополнительные расходы по транспорту. Для Кошелев-парка и Южного города нужно как минимум по 50 автобусов, притом что сейчас их всего 550 (300 муниципальных и 250 инвестора), и имеющаяся нехватка - 300 единиц. Это один из примеров
То есть здесь нужны очень тщательные расчеты, чего же больше - расходов или доходов и насколько. Это ключевой вопрос, к которому сводится, выгодно это остальным горожанам или нет. Их нужно обязательно провести перед принятием решения, публично обсудить, и соотвественно, если расходов больше, как-то закрепить компенсационные обязательства застройщика и вышестоящих бюджетов, не знаю уж в какой форме.

Теперь перейдём к вопросу, надо ли под эти территории создавать новый район. Вообще, Кошелев Парк можно присоединить к Красноглинскому району, однако понятно, что у размера района есть какой-то разумный предел.
И сейчас-то из Кошелева не доберешься до районной администрации на общественном транспорте без пересадок с многокилометровым крюком, а что будет дальше? Как на таком отдалении осуществлять полномочия районной администрации, которые к ней и отнесены потому, что должны осуществляться на месте? Какие будут потери времени и эффективности из-за каждодневных разъездов? Как можно управлять районом, да вот хотя бы принять бюджет, когда все его части в разных местах и не имеют ни общих условий, ни общих интересов? То есть в принципе, если рассуждать с бытовой точки зрения, понятно, что в случае присоединения район создавать нужно.
Тоже ведь, Прибрежный, находящийся черт-те где и не имеющий де-факто общих границ - в черте Самары, Зубчанинковка - по факту деревня, тоже часть города, а получается Кошелев-парк и Южный город - нет?
Но есть и сложности.
Будет больше чиновников. Конечно, если выделить старый и новый Кошелев, теоретически снизится число чиновников соответсвенно в Красноглинском и Волжском районах. Но на практике так не получится. Какие-то должности в любом случае должны быть в районном администрации из-за требований законов. Изменится пропорция начальников и подчиненных, новый район - новый глава, новые заместители главы и начальники управлений, это опять рост затрат. Где-то нельзя взять одного человека потому, что он может заболеть или уйти в отпуск и нужно минимум двое. То есть реально чиновников будет больше и затраты на них возрастут.
Только, если вы критикуете это, помните, что разъезды - это тоже потери времени, затраты труда и следовательно расходы на чиновников, и это меньшее зло, потому что в худшем случае они вообще просто не будут туда ездить.
Необходимы помещения.  В существующих районах, есть здания администраций, доставшиеся от райкомов КПСС, да ещё и множество самых разных помещений в муниципальной собственности. Новые районы - типичные спальники. В Кошелеве нет ни одного административного здания. Где будет работать районная администрация?
Нужны территориальные отделы областных и городских ведомств. От райотдела образования до ЗАГСа, это тоже люди и помещения, и немалые затраты.
Нужны территориальные отделы федеральных ведомств. Это один из сложнейший вопросов, потому, что его нельзя решить на местном уровне. Особенно остро он стоит с полицией, для РОВД нужно совсем уж много народу, помещениий и материального обеспечения. А учитывая, что на федеральном уровне везде сокращения, то согласовать новую структуру будет очень непросто. Кто за это заплатит?
Однако эти проблемы тоже не так остры, как кажется, совершенно очевидно, что если население новых пригородов будет расти в таком темпе, то и чиновники и помещения понадобятся в Волжском районе и в администрациях поселков Стройкерамика и Придорожный, куда они сейчас относятся. Они же не рассчитаны на такое население.
Ну вот примерно я описал контекст и суть вопроса по которому идёт обсуждение, чтобы вы понимали в чём действительно состоит дискуссия. Вам наверное интересно, моё мнение, создавать или нет?
Я вам не готов ответить однозначно. Здесь очень сложный вопрос, и нужны расчёты, хорошо бы проанализировать опыт других городов, какие они пробовали варианты, и какие получили результаты, прикинуть к нашим условиям. Вариантов ведь много - можно отдельный муниципалитет создать, можно создать не район, а поселок в составе городского округа, и так далее.  Самое главное, не принимать решение только из политической целесообразности. Всё взвесить и обсудить.
И да, если вам все эти проблемы и противоречия кажутся неустранимыми, значит у вас нет способностей для руководителя государственного уровня. А вот у губернатора и у главы города именно в этих интересах, переговорах, торге, решениях и состоит работа. И им предстоит всё это уладить, найти общий знаменатель, разделить обязанности и издержки, убедить, договориться, заставить, чтобы то, что вчера не работало - заработало. Не идеально, не сразу, с кучей проблем, но лучше чем было и с понятной перспективой.

хороший пост, Фурсов, Меркушкин, транспорт, где находится, наброс дня, Куромоч, благодаря облправительству, политика, Область

Previous post Next post
Up