К вопросу о самарских червях

May 20, 2016 14:06

Черви - давние жители самарского края. История их появления уходит корнями в глубокую древность, и надо заметить, что не всегда черви и человеки были врагами друг другу.
Некоторые историки считают, что черви появились на слиянии Самары и Волги задолго до людей. Например, у древних болгар (точнее, булгар), которые населяли Жигулёвскую Луку тысячу лет назад, была мифологема, согласно которой, боги создали людей из червей. А у древних башкир предводитель, "башкорт", переводится на русский "главный червь". Христиане же в молитвах зачастую зовут себя "червь земной".
Летом 2011 года научная экспедиция, организованная отделом природы СОИКМ им. П.В. Алабина, подтвердила, что черви-серпулы (прародители не только людей, но и раков!) жили на территории самарской области ещё в начале мезозойской эры, то есть 250 миллионов лет назад. К сожалению, раскопки приходилось вести не в Самаре, а на юго-востоке области, где доступ к артефактам не затруднён более поздними асфальтовыми отложениями. Однако и этих данных достаточно, чтобы предположить наличие устойчивой связи в системе человек-Самара-черви.

Рамки популяристической статьи накладывают на автора обязательство не углубляться в теоретическую часть, изобилующую научными терминами, а как можно скорее перейти к сути вопроса. Поэтому опустим историю формирования жигулёвского доломитового бассейна, а сразу перейдём к городской инфраструктуре Самары.

Для начала взглянем на карту докоммунистической Самары (нашёл у коллеги https://gregorkon.wordpress.com/)



Невооружённым глазом видно, что люди и черви созидали Самару вместе. Люди строили жилые кварталы, парки и скверы, а черви рыли овраги, в которые уходили нечистоты, а взамен поступал свежий воздух с Волги. Немногочисленные промышленные предприятия сконцентрированы в районе слияния рек Самары и Волги, то есть в нижней по течению части рек. Там же неподалёку железнодорожный и речной вокзалы. Всё уместно и, я бы сказал, гармонично.

Однако, за последние сто лет ситуация резко изменилась. Человек возомнил себя демиургом и засыпал самарские овраги. И что немаловажно, засыпал, простите за натурализм, говном. И это не фигура речи.
Последствия печальны и легко прогнозируемы:
1. Веками сложившаяся система водосбора на территории города претерпела резкие изменения, причём в завершающей стадии. То есть тающие снега и прочие ливневые стоки, собираются как и прежде, текут в сторону рек по своим многовековым руслам, однако на последнем перед впадением в реку отрезке они попадают в тупик.
В таких условиях не выдержал бы гидрофобный бетон, а мы то помним, что овраги самарские засыпаны увы не бетоном. "Вода дырочку найдёт" и "вода камень точит" - вот две русские пословицы, которыми должны руководствоваться потенциальные покупатели недвижимости, прилегающей к улицам-бывшим оврагам. И речь не только об исторических кварталах, прилегающих к Волге. Ситуация со стороны Самарки ни чуть не лучше. Балаковская, Промышленности и подобные им улицы, перерезающие овраги, построены бездарно, если не сказать преступно.

Да, в мире есть немало рек, ныне засыпанных, и превращённых в парки, а кое-где и улицы, как у нас (Москва, Петербург, Львов). Однако везде в основании этой конструкции лежит огромная канализационная труба, принимающая в себя все хляби небесные.
2. В корне изменилась роза ветров. Отрезан приток свежего воздуха с акватории Волги, а взамен ему город накрывают суховеи со стороны казахских степей, прошедшие через выбросы промзоны, окружающей Самару с востока.
3. Все инженерные коммуникации, проложенные в этих нестабильных зонах необратимо будут разрушены. Регулярные фонтаны и провалы на Полевой, Ленинградской, Венцека, Луначарского (да легион им имя) возникают именно по этой причине.

Ну тут ещё конечно нужно добавить пару слов о криворукости и жадности сетевиков.
Все владельцы сетей знают о том, что их трубы непрерывно подссыкают, тем самым нагнетая и без того катастрофическую дорожную ситуацию. И что они делают, если не считать ежегодную перекладку трубопровода по чётной стороне Арцыбушевской? Они ждут аварий. Ведь авария - это не только прекрасный способ выполнить строительно-монтажные работы минуя антикоррупционную систему госзакупок, но и отсутствие каких-либо гарантийных обязательств по выполненным работам.
Видели бы вы, как выполняются эти работы.
Зная о низкой несущей способности грунтов, трубу стараются проложить повыше, зачастую в зоне промерзания, в обход разума и действующих нормативов. Дырки заделывают соплями, зная о скором новом прорыве. Не верите - взгляните на открытый сейчас котлован на Полевой/Молодогвардейской. Кожух трубы практически торчит из под асфальта, её физически не может не разрывать хотя бы раз в год.

К счастью, я преподаю музыку, а не отвечаю за стратегию городской инфраструктуры. Поэтому мой пост - взгляд на проблему сквозь призму общедоступных исторических документов. Он не претендует на звание истины, а ставит целью развлечь неискушённого читателя после трудовой недели.
Ах да, совсем забыл, что я про червей. Черви по прежнему любят самарцев. Если вы спуститесь на набережную после дождя, то увидите, как они самоотверженно ползут через велодорожку навстречу погибели. Рыбакам только остаётся нагнуться и выбрать экземпляр пожирнее.
Всем пятницы и богатого улова.

исследования, а власти скрывают, пчелы против мёда, лекции, транспорт, 40-градусный кипяток, Самарский городовой, венецианские недели

Previous post Next post
Up