Страховщики «выхолостили» «период охлаждения».

Feb 02, 2016 11:32

Минюст РФ отказал в гос. регистрации Указанию Центрального Банка о введении «периода охлаждения» по страховым продуктам, то есть периода, в течение которого страхователь имеет возможность отказаться от уже заключенного договора добровольного страхования без каких-либо убытков для себя. Указание должно было сыграть важную роль в борьбе с навязыванием страховщиками дополнительных видов страхования при продажах полисов ОСАГО и при банковском кредитовании. За отказом Минюста подозревают руку страхового лобби. Страховщикам это явно выгодно, так как теперь «период охлаждения» будет трактоваться на их условиях.
«Период охлаждения» - обычная практика в странах, где эффективно работают антимонопольное ведомство и органы защиты прав потребителей. Предполагается, что агент или сотрудник страховой компании тем или иным способом может навязать потребителю страховой полис, в котором человек на самом деле не нуждается. Поэтому потребителю дается право, в основном в течении 30 дней , сдать этот полис обратно и вернуть потраченные деньги полностью. С подобной идеей весной 2015 года выступила ФАС России, учитывая скандальную ситуацию с навязывание доп. полисов при оформлении ОСАГО и оформлении страховок банками при выдаче кредитов, которые фактически заменили запрещенные скрытые банковские комиссии. Под давлением страхового лобби в проекте указания страхового мегарегулятора ЦБ в сентябре был выбран период охлаждения не 30 , а только 10 дней. А потом страховщики сделали «ход конем» и быстро сами решением Российского союза автостраховщиков возложили на себя обязанность по возврату клиентам страховой премии в течении «периода охлаждения». Но сделали его уже всего 5 дней. В ответ на такую инициативу страховщиков ЦБ скорректировал свое указание, тоже сократив «период охлаждения» до 5 дней.
Так что же мы, потребители, потеряли от того, что указание ЦБ не вступило в силу, ведь есть решение самих страховщиков о добровольном введении такого же «периода охлаждения»?
Во-первых, мы потеряли новый механизм государственного регулирования страховой деятельности в интересах потребителей страховых услуг. ЦБ обещал проводить мониторинг жалоб на навязывание полисов и оставил за собой право увеличить продолжительность периода охлаждения в случае необходимости.
Во-вторых, есть сильные отличия в порядке возмещения гражданам, которые не уложились в «период охлаждения» и пришли в офис страховщика, например, не в течение 5 дней, а на 6 день после покупки навязанного полиса. В редакции страховщиков в таком случае заявитель расторгает договор и получает часть уплаченного страхового взноса за вычетом расходов на ведение дела страховщика и пропорционально сроку действия договора. Если взять за основу средний норматив на ведение дела страховой компании в 50 % от суммы премии и учитывать, что неполный месяц при расчете берется, как полный, то при стоимости полиса, например, в 1000 рублей, клиенту вернут около 450 рублей
(1000/2 -10%). А прошло только 6 дней!
В редакции указания ЦБ в той же ситуации человеку должны вернуть страховую премию просто пропорционально неиспользованному сроку действия договора, т.е. он бы получил не меньше 900 рублей. Разница , как видите, довольно существенная.
А как вообще у нас в Самаре используется «период охлаждения»?
Почти никак. Автовладельцы о нем просто ничего не знают. Страховщики подписывают с агентами формальные соглашения, что агент обязан уведомлять клиента о праве на «период охлаждения», но агенты эти соглашении даже не читают. Те. кто дорожит своими клиентами, старается продавать ОСАГО без допников. Люди, для которых заработок важнее репутации, продолжают навязывать доп. полисы, выписывая ОСАГО. Продавцы при автосалонах, как правило, сохранили практику навязывания доп.полисов. Если х покупатель полиса в салоне даже знает свои права по периоду охлаждения, ему надо ехать непосредственно в офис страховой компании, чтобы подать заявление на возврат страховой премии. Таких почти нет.
Страховщики в Самаре рассматривают введение периода охлаждения не как обременение, а как индульгенцию. Можно навязывать полисы, как и прежде, а при проверке сказать: если бы у нас были нарушения, то люди использовали бы право на возврат денег в период охлаждения. Таких заявлений от клиентов нет, значит у нас все в порядке.
Так и живем.
Previous post Next post
Up