Сколько русского ни корми, все равно хорошо там, где нас нет. Поэтому в эпоху глобализации в Тольятти привечают иностранных граждан. Не все оные, однако, одинаково полезны. Сегодня мы попробуем критически посмотреть на проект мемориала ВАЗа. Замечания и дополнения приветствуются.
Для журналиста простительно не разбираться в градостроительстве. "пространства, хоть близко похожего на этот проект, в Тольятти нет", пишет автор записи. Пространства есть, причем уровнем намного круче. Доводка только нужна и ревитализация. Советская школа проектирования круче новой итальянской. Есть и проекты местных и молодых, которые уровнем намного круче и в разы современее (
например). Но речь пока не о них, прокомментирую очень коротко визуальное проекта (прямо в посте) Мои заметки выделены полужирным.
Оригинал взят у
lea_me в
Парк к юбилею ВАЗа. Первая торжественная презентация с эскизами На форуме "Город будущего" в Тольятти был представлен проект парка в честь 50-летия АВТОВАЗа и выпуска первого автомобиля. Эскизы произвели впечатление. Проект представил президент итальянской компании "Bertone Design" Альдо Чинголани.
1. Условное техзадание
Напомню, 50-летие ВАЗа мы отметим уже в следующим году. Это будет юбилей подписания документов о строительстве предприятия. А в 2020 году будет 50 лет выпуска первой машины. Сейчас Тольятти вместе с областным правительством планирует всяческие мероприятия, не только праздничные. К юбилейным датам хотят приурочить мероприятия по благоустройству города самого разного рода, попросив денег на это у федерации. Принципиально добро получено, сейчас уже речь идет о согласовании цифр и, собственно, самих мероприятий.
Проект парка, который почему-то называют скучно мемориалом - из той же серии. По нему, правда, я пока конкретных цифр и сроков не слышала. Надеюсь, это не значит, что парк на состоится. Очень уж красивый проект)
Проект совершенно справедливо называют мемориалом. Парковая компонента крайне небогата, зеленым проект назвать сложно (на основании представленных материалов). Более того, он уменьшает количество зелени на территории, как видно из представленных эскизов.
2. Привязка к местности
Парк должен появиться между улицей Революционной и Парком Победы - там, где годами стоят заброшенные фонтаны. Получается вытянутая парковая зона, на чем решено сыграть, поддержав геометрию длинными внутренними дорожками. На эскизе также видно, что парк поделен на зоны.
Главной частью парка, местом притяжения должен стать 4-этажный выставочный центр. Фасад "обнесен" металлическими стойками, их 500 высотой от 6 до 16 метров. Верхняя часть имеет силуэт "жигулей". Потолок будет прозрачным. Также планируется предусмотреть систему проекторов, которая будет выводить на фасад изображения.
Когда я слышу сочетание "металлические стойки в количестве 500 штук", немедленно вспоминаю школьный курс химии, математики и промальпинизма. Воздух в Тольятти насыщен разного рода примесями (в т.ч. банальным песочком, а также агрессивными к металлу химсоединениями). Навскидку я не вспомню ни одной металлической конструкции в городе (включая Ладью Ваза и купола храмов), которая бы от этого не пострадала. При этом загрязнение/коррозия редко бывают равномерными. В этой связи я представил, как во влажном климате города, сопряженным с аэродинамической трубой Революционной (да-да, дуют ветры злые, да с Волги) будет выглядеть жизнь высоких конструкций. И представил, какие слова будут говорить промальпинисты, если им вдруг придется это дело чистить. От 6 до 16 метров, 500 штук, круглых. Ну не Италия у нас, а лесостепи.
Художественные достоинства предложенной формы здания также спорны. Ну силуэт устаревшей "классики" (он же силуэт любой машины этих лет), ну приземление за счет этого конструкции. ну прозрачный потолок, занесенный снегом, который непонятно как будут убирать и чистить. Ну проекторы, которые еще надо правильно установить. Больше похоже на надгробие "копейки". Но у Дыховичного лучше вышло.
Внутри здания. 1 и 2 этажи - непосредственно выставочное пространство. Есть мысль сделать выход на крышу.
Здесь все проще - коробка прямоугольная внутри может быть насыщена любым содержимым. Не очень понятно, зачем людям ходить мимо Х-Рэя, ну да ладно. Храм как храм, вон на Артемиду втыкают, и ничего) Только лестницы сужают ход и не видно элементов системы отопления (и вообще инженерных систем, включая электроснабжение и вентиляцию). Вообще, всех дизайнеров необходимо троллить на рендеринг зимней и демисезонной вариации объекта. Ну и спрашивать, сколько весят килограммы снега на крыше, если вдруг выпадет месячная норма осадков единомоментно.
Вот на этой фото на схеме в правом нижнем углу представлено внутреннее устройство в разрезе)
Надеюсь, на нижнем из 4 этажей предусмотрен общественный туалет, в т.ч. для инвалидов.
Зонирование предполагает игровые зоны, детские площадки, пруды, которые зимой будут становиться катками.
Фонтан.
Пруды-катки-фонтаны - вещи, инженерно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. И требующие постоянных и немалых затрат на обслуживание в течение жизненного цикла.
Парк четырех сезонов. Для каждого сезона - свои растения.
Парковая идея подана была скромно. Ну тут можно напомнить только, что свои ландшафтники в Тольятти
таки есть.
Скейт-парк. Как сказал г-н Чинголани, это то, чего молодежи не хватает. Создание скейт-парка в городе действительно активно обсуждают последние несколько лет.
Нормально, но очень скромно. По поводу уборки снега зимой и отвода влаги летом вопрос хороший.
Один из двух главных входов в парк. Эта арка символизирует вазовский конвейер.
Странно надеяться, что подобного вида символика будет пользоваться популярностью. Кроме того, мы опять вместо общего понятия транспорта привязываемся к конкретным устаревшим формам. Кого мы пытаемся удивить "копейкой" - парня на беговеле? А на слова журналистки об отсутствии подобного хочется ответить простой ссылкой на
композицию "История транспорта" (которую загнобили почти, да). 1975 год, уровень осмысления темы в разы круче.
А это другой вход. Памятник "копейке", в составе которого солечные часы-меридиан. Итальянец заверил, что часы спроектированы при участии крупного международного эксперта в данной области. Покрытие сделано из 50 плит, на каждую из которых можно будет наносить ключеные даты в жизни города из прошлого и с запасом для будущего.
Теперь по поводу плит и твердого покрытия. Любой, кто занимался городским хозяйством, знает, какая огромная разница между проницаемостью твердого покрытия и зеленых территорий. Никакой проницаемый асфальт не сравниться с экосистемой, немедленно впитывающей избыток влаги. А теперь представим, как будет выглядеть парк, вымощенный твердым, в дождь, демисезонье и зиму. Кто и как будет отводить влагу (
с проблемами с ливневкой в районе, ага). Кто будет снег вывозить, как и куда.
В общем, конечно, представленного материала недостаточно для того, чтобы провести полный анализ. К тому же это даже не проект, а концепция... Но вопросов все равно много. И тем грустнее, что "пипл хавает". Ибо гуманитарное победило инженерное в одном отдельно взятом "городе будущего". Голосуем сердцем, ага.
А это Альдо Чинголани на закуску.