Сокские штольни

Apr 18, 2021 13:51

Недалеко от речной стрелки там, где Сок встречается с Волгой, расположилась одна из вершин Сокольих гор - самая высокая точка Самары - 282 метра над уровнем моря - гора Тип-Тяв.



Интересное и необычное название имеет легенду о любви и дружбе.
Жили два брата-близнеца - Жигуль и Сокол, которые поссорились, полюбив красавицу Волгу. А Волга никак не могла выбрать одного из братьев в женихи, но из-за их ссор решила расстаться с обоими. Бросилась тогда река между ними и навеки разлучила близнецов. Только лишь успела собачка Сокола тявкнуть: "Тип-Тяв", как превратилась в гору. Так по сей день разделяет река братьев, которые своими могучими спинами образуют самое узкое место в Средней Волге, именуемое Жигулёвскими воротами.
Но это сказка.
А что же с былью?
Объединить «разлучённых братьев» не удалось, даже построив между ними Куйбышевскую ГЭС, которую расположили выше по течению реки.
Жигулёвские ворота называют более гордо: "Парадный вход главной улицы России".
Живописные, захватывающие дух виды открываются с Царёва кургана и горы Тип-Тяв, название которое рождено от тюркского "Тюб-Тюбе" - "Вершина Вершин".
Горная тропа временами проходит по кромке карьера, а у самого основания горы находятся Сокские штольни. О них, так или иначе, знает каждый самарец. Кто-то просто слышал, кому-то довелось побывать.
Более 50 км искусственно созданных галерей - пещер-лабиринтов - настоящий подземный город. Правда сейчас осталось только около 30 км не заваленных проходов.
Рассказы диггеров полнятся эмоциями, романтикой и страхом подземных приключений.



Сокские каменоломни не совсем простые, они обладают особой энергетикой. Не каждый человек, попавший внутрь земли, чувствует себя комфортно.
Если погрузиться в историю, то открывается, что в первой половине ушедшего века в Самаре было построено большое количество стратегических объектов. Это железнодорожные участки в 42 км от Безымянки до Красной Глинки и 60 км от Переволок до Сызрани. Это Куйбышевская ГЭС, авиационные заводы № 122 (ныне РКЦ "Прогресс") и 295 (ныне "Авиакор").
Был подъём экономики. Город развивался - строились автодороги Красноглинского узла и городские трамвайные пути, Безымянская теплоэлектроцентраль и Жигулевская электроподстанция, городская канализация, водопровод, радиостанция, камнедробильные и нефтеперерабатывающие заводы.
Разрабатывали гравийные карьеры и Сокские штольни.
Надо отметить, что карьеры в Сокольих горах появились ещё в конце 19 века, где добывался камень и известняк для строительства в старой Самаре кирпичных домов, во избежание многочисленных пожаров.
В 30-е годы прошлого века в Сокских штольнях шла добыча доломитового известнякового щебня в горе Тип-Тяф, на нужды химической промышленности и строительства ГЭС. В каменоломнях работало одновременно 500 человек в день, которые вручную грузили и вывозили взорванную ночью породу. В разработках, в основном, были заняты политзаключённые ИТЛ Самаралага и Безымянлага, а после их ликвидации к разработке привлекались вольнонаемники.
В 1960 годах штольни закрыли - порода была выработана.
Почти в самой середине карьера находится захоронение немецких военнопленных, когда-то занятых на работах в штольнях.
Деревянная арматура штолен за долгие годы истлела и сейчас, в том числе, из-за высокой подвижности грунта и скопления газов, существует высокая опасность обвалов и пожаров внутри каменоломен.



Но Сокские штольни - вторые в России по протяжённости подземных лабиринтов. Пещеры с каплепадами, ледяными сталактитами и сталагмитами у спелеологов считаются самыми популярными с конца прошлого века.



Сегодня они состоят из восьми основных частей. Весь год в пещерах держится постоянная температура 5-6 градусов выше нуля.
К слову, в Тип-Тяповских недрах находится легендарное подземное хранилище-холодильник, появившееся после завершения работ по добыче строительной породы. Тогда в пещерных галереях оборудовали склад рыбной продукции для рабочих, трудившихся на строящихся объектах запасной столицы - в Куйбышеве. По окончании войны в подземельях размещались артиллерийские склады, которые спустя десятилетие были переоборудованы в подземный холодильник для хранения продовольственных товаров. Сегодня, это предприятие «Горный холод».
В 2011 году московскими спелеологами в Сокских лабиринтах из остатков креплений был возведён подвесной мост.
Загадочные коридоры Тип-Тяв привлекают не только спелеологов, диггеров и туристов, но представляют интерес и для историков . В первую очередь, многочисленными артефактами начала ушедшего века - будь то вагонетки, простоявшие более полувека, детали мотовоза или орудия труда, части осветительных крепежей или костровые крепи для поддержания пород и предупреждения возможного обрушения потолка, высота которого в подземных галереях доходит до 7 метров.
Удивительное царство подземной красоты и истории края.
Сегодня Международный день памятников и исторических мест и эта публикация неслучайна.
Наша задача, задача жителей Самары и правительства губернии сохранить Сокские штольни от разрушения, внести объект в Государственный реестр неподвижных памятников культурного наследия с присвоением статуса историко-природного комплекса.

План штолен любезно предоставил Дмитрий Кузнецов

городские легенды, Самарская область, карты, интересные места

Previous post Next post
Up