Об одном забытом самарском художнике: капитан В.Е. Аннаев

Apr 03, 2020 11:11


Сегодня я чувствую себя так, как будто бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было так неожиданно! Долой инженерские погоны, долой инструменты и сметы!.. Это было вчера... Какую изумленную физиономию сделал наш шеф, когда узнал, что я бросаю службу! А когда я объяснил ему цель, с которою я делаю это, он просто разинул рот.
- Из любви к искусству?.. Мм!.. Подавайте прошение.
И не сказал больше ничего, повернулся и ушел. Но мне ничего больше и не было нужно.
Я свободен, я художник! Не верх ли это счастья?

В.М. Гаршин. Художники (1879)



Всем хорошо известны самарские художники рубежа XIX - начала XX веков: К.П. Головкин, В.А. Михайлов, Ф.Е. Буров, Г.П. Подбельский, Н.П. Осипов, И.Ф. Никонов, Н.Ф. Холявин, В.В. Гундобин, К.Н. Воронов и многие другие. Одни были профессионалами, вторые талантливыми и страстными любителями. О них, об их выставках и картинах, о самарских коллекционерах, написана куча статей и книг, в вузах защищено множество научных работ. Изучено почти всё вдоль и поперёк. Издана масса хороших художественных альбомов; наши местные мастера представлены в постоянной экспозиции Самарского художественного музея, в других российских собраниях и в частных коллекциях. Неплохие справки о самарских мастерах, о боже (!), можно легко найти даже в сети интернет. Однако информации о жизни и работах художника-любителя, купеческого сына, капитана В.Е. Аннаева в местной литературе наберётся, к сожалению, от силы две строчки. «Увлекался сын знаменитого купца Е.Н. Аннаева на досуге живописью, будучи военным» - вот вам и весь сказ. Возможно, полотна В.Е. Аннаева и не блещут великим талантом, но всё же достойны более пристального внимания, как и трагическая судьба мастера.


Увлекаясь историей самарских волжских дач начала XX века, ещё лет 10 назад, а может быть и много раньше, мы, конечно, заинтересовались личным архивным фондом коллекционера, куйбышевского учителя музыки, самобытного композитора, внука самарского купца Е.Н. Аннаева - Н.П. Аннаева. Сколько же там интереснейших материалов - это и разные рукописи, воспоминания, и отдельные документы, и старинные ноты, и музыкальные сочинения Н.П. Аннаева, и великолепные фотоальбомы. Среди прочего попались тогда и какие-то незатейливые конверты с хранившимися в них холстами 16 картин, многие из которых были пожухлыми, пожелтевшими, с мелкими кракелюрами… Это и были полотна художника-любителя, купеческого сына Владимира Егоровича Аннаева. Познакомившись с некоторыми фактами жизни В.Е. Аннаева, мы еще тогда сделали сканированные копии некоторых этих картин, а также фотографий самого автора. Все эти материалы зачем-то пролежали у нас более десятка лет. И вот сейчас-то, наконец, появилось совершенно свободное время для того, чтобы выбросить всё это в сеть.

Отец художника и военного Владимира Егоровича Аннаева - самарский купец I гильдии Егор Никитич Аннаев был строителем знаменитого дома Макке (симбирского купца, мужа его родной сестры). В доме И.И. Макке была провозглашена Самарская губерния, здание было сдано под губернское правление, потом под Благородное собрание, много раз перестраивалось, а позже было отдано под Самарское реальное училище (ныне А. Толстого, 31). Егор Никитич Аннаев имел в Самаре крупное винно-водочное производство, в 1870 - 1880-х годах был крупнейшим торговцем бакалеей и вином в Поволжье и Оренбуржье, имел мельницу и гостиницу «Европейская гостиница» на Алексеевской площади (ныне пл. Революции, Куйбышева, 66). Купец Е.Н. Аннаев - крупный общественный деятель и благотворитель, был членом губернской земской управы, гласным городской Думы, товарищем председателя Самарского управления общества Красного Креста. Финансировал строительство римско-католической церкви в Самаре, ставшей впоследствии кирхой на углу современных улиц Куйбышева и Некрасовской. Открыл знаменитую кумысолечебницу на своей шикарной даче в Самаре, в урочище Вислый Камень (близ совр. монумента «Ладья»), которая получила широкую известность, как в России, так и за рубежом. В результате питейной реформы от 1 января 1895 года фактически разорился и большинство его активов были проданы… Но не будем отдельно останавливаться на фигуре Егора Никитича - о нём известно всё и всем в подробностях…



Купец Е.Н. Аннаев и его дача с кумысолечебницей

У Е.Н. Аннаева и его второй жены Е.П. Бабкиной родились 8 детей, из которых 2 сына. Старший Павел всю свою жизнь управлял когда-то солидной гостиницей отца «Европейской гостиницей» (ныне Куйбышева, 66). После начала Первой мировой войны, к 1915 году был признан банкротом, работал помощником бухгалтера на Трубочном (им. Масленникова) заводе, а дни свои закончил на поприще простого сторожа, дворника или разнорабочего.



Старший сын Е.Н. Аннаева - П.Е. Аннаев с семьей

И всё-таки нас интересует, прежде всего, младший сын Е.Н. Аннаева - В.Е. Аннаев.

Простая солдатская история



Купеческий сын, профессиональный военный, художник-любитель Владимир Егорович Аннаев (1873 - 1914)

Владимир Егорович Аннаев родился в 1873 году в Самаре. Окончив 5 классов Самарского реального училища, в 1890 году поступил на военную службу в стоявший в Самаре 159 пехотный Гурийский полк на правах вольноопределяющегося. Уже в 1891 году полк командировал его в Казанское пехотное юнкерское училище. По окончании училища в 1894 году в чине подпоручика В.Е. Аннаев вернулся в свой полк, стоявший тогда в Польше, а в 1897 году был переведен в Самару в 244 Борисовский резервный батальон, с которым и участвовал в русско-японской войне 1904 - 1905 годов. По окончании войны находился в Екатеринбурге и только в 1906 году вернулся в Самару в 214 пехотный резервный Мокшанский полк, вошедший в 1910 году в состав 189 Измайловского полка.

Унаследовав художественные способности от своего отца, большого любителя искусств, но, не имея специального образования, Владимир Егорович Аннаев занимался живописью (масло, пастель, акварель), следуя наставлениям и советам своего друга, такого же художника-любителя К.П. Головкина. В 1907 году на XV выставке самарского общества художников Владимир Егорович выставил 5 своих работ. В рецензии на выставку сообщалось, что полотна В.Е. Аннаева «написаны свежо, светло и радостно».



В.Е. Аннаев. Кладбище мужского монастыря зимой. 1913. х., масло



В.Е. Аннаев. Ранняя весна. х., масло



В.Е. Аннаев. Летний пейзаж. х., масло



В.Е. Аннаев. Ветвистое дерево. х., масло



В.Е. Аннаев. Лодки на берегу реки. х., масло



В.Е. Аннаев. Лесное озеро. 1908. х., масло



В.Е. Аннаев. Лето. х., масло



В.Е. Аннаев. Вечер. х., масло

С друзьями по самарскому обществу художников Осиповым, Вороновым, Головкиным Владимир Аннаев часто выезжал на природу, на этюды - то в Студеный овраг, то на Коровий остров, то в Сокольи горы...



Самара. Художник Кирик Воронов с коллегами. Этюды на пленэре



Возлюбленная Катя Досталь



Е.Г. Аннаева (ур. Досталь). Справа фотография из какого-то складня или медальона?

В 1908 году В.Е. Аннаев на Офицерском балу познакомился с Екатериной Германовной Досталь, влюбился без памяти и сделал ей предложение. 10 июля 1908 года молодые обвенчались в Воскресенской церкви и поселились в квартире отца Екатерины - станового пристава (земского полицейского) 1 участка Самарского уезда Германа Освальдовича Досталь, арендовавшего три комнаты в деревянном доходном доме бывшей городской усадьбы титулярного советника Василия Ефимовича Прахова и его жены Марии Федоровны на углу Самарской и Почтовой улиц (ныне угол ул. Самарская, 151/Рабочая, 22). Дом этот замечателен! Русский стиль с явными элементами модерна или неорусский стиль (модернизированный русский стиль) - оценивайте как пожелаете. Здание было запроектировано в 1900 году архитектором губернского правления, инженером Зельманом (Зульрихом) Вениаминовичем (Беньяминовичем) Клейнерманом. Еще в 1904 году В.Е. Прахов умер, оставив после себя гигантские долги (было организовано внешнее управление его имуществом), но дом продолжал быть доходным и молодые вместе со старым Досталем прожили в нем два счастливых года с 1908 по 1910.



Прошение Прахова 1900 года о строительстве дома на углу нынешних Самарской и Рабочей и план дворового места



Фасад по Рабочей из проекта



Рекламное объявление автора проекта дома Прахова архитектора З.В. Клейнермана
в «Самарских епархиальных ведомостях», 1899 год



Из коллекции Г.В. Бичурова. Бывший дом Прахова, февраль 1955. Помеха слева - троллейбус марки МТБ-82Д



Доходный дом Прахова. Фото: Армен Арутюнов golema, Алексей Авдейчев hitmanah



В.Е. и Е.Г. Аннаевы на Постниковой даче

Екатерина Германовна Аннаева (урожденная Досталь) была дочерью чеха, принявшего российское подданство и православную веру, Германа (Рудольфа) Освальдовича Досталь. В начале века он имел землю в Бряндинской волости Ставропольского уезда. С 1900 года работал становым приставом 1 участка Бугурусланского уезда (без чина), проживая в Кинель-Черкасской слободе. С того самого времени и вплоть до 1918 года являлся почётным старшиной Ксение-Ирининского детского приюта в Бугульме (Бугурусланский уезд).



Г.О. Досталь с женой

В 1900 году Досталь стал автором-составителем интереснейшей и полезной брошюры «Береги свой карман». Руководство и способы определения настоящей звонкой монеты от фальшивой», изданной в Губернской типографии.



В 1908 году Г.О. Досталь с дочерью переехал в Самару в дом Прахова на Почтовой и устроился на работу станового пристава 1 участка Самарского уезда (без чина), являлся сотрудником Полицейского музея, лектором школы урядников. Обладая способностями к изобразительному искусству, с 1909 года он оформлял противоалкогольные выставки, им самим организованные в Пушкинском народном доме.



С 1910 по 1913 годы Досталь и Аннаевы снимали две дешевые комнаты в доме мещанина А.И. Рыжова на углу Александровской, 84 и Ильинской улиц (ныне угол ул. Вилоновская, 88/Арцыбушевская, 67).



Дом А.И. Рыжова, где Досталь и Аннаевы жили с 1910 по 1913 годы

В 1915 году Г.О. Досталь служил уже в чине губернского секретаря. В том же 1915 году при проведении ревизии делопроизводства пристава Досталя с него было взыскано 200 рублей в счёт оплаты опротестованного векселя, а в 1916 году он попался на присвоении 10 рублей... Был уволен и уехал в Бугульму Бугурусланского уезда, где трудился при детском приюте.





Владимир Егорович и Екатерина Германовна Аннаевы детей не имели и в 1913 году усыновили ребенка - двухлетнего мальчика Колю, которому Владимир дал отчество и фамилию. По воспоминаниям друга Аннаева С.С. Чернышева «Владимир хотел бросить службу, строил какие-то большие планы, желал посвятить себя воспитанию сына, открыть бакалейную лавку, помогать брату Павлу Егоровичу вести многотрудное гостиничное хозяйство, наконец, всерьёз заняться живописью», но этому, увы, не суждено было сбыться.

В 1913 году В.Е. Аннаева произвели в чин капитана, и он получил роту, повышенное жалованье и квартирные, на которые супруги сняли шикарную квартиру на центральной улице Дворянской. Казалось, что жизнь пошла на лад, но в 1914 году грянула война, и капитан Аннаев был мобилизован.







14 октября 1914 года где-то в бою под Краковом капитан Владимир Аннаев был смертельно ранен, пролежал с тяжёлым ранением несколько дней на поле боя (сразу вспоминается гениальный рассказ Всеволода Гаршина «Четыре дня» о мыслях и страданиях умирающего на поле брани солдата). Гаршин писал от имени своего героя - рядового Иванова: «Я лежу с закрытыми глазами, хотя уже давно проснулся. Мне не хочется открыть глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет: если я открою глаза, то он будет резать их. Да и лучше не шевелиться… Вчера (кажется, это было вчера?) меня ранили; прошли сутки, пройдут другие, я умру. Все равно. Лучше не шевелиться. Пусть тело будет неподвижно. Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но ее ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове. Впрочем, все это ненадолго, скоро конец. Только в газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет, и фамилии не напишут; просто скажут: убит один…».



Некролог, написанный другом В.Е. Аннаева С.С. Чернышевым в газету «Волжское слово»

В.Е. Аннаев к большому удивлению дождался помощи, но совсем истёк кровью и отморозил ноги. Написав жене письмо (хранится в ЦГАСО), он умер через два дня в госпитале. Сын Николай Владимирович пошёл по стопам отца, став военным, служил на Балтийском и Черноморском флотах на лёгком крейсере «Профинтерн» («Красный Крым»), и погиб во время Великой Отечественной войны в так называемой Битве за Кавказ зимой 1943 года.



Коля Аннаев, 1932 год

Екатерина Германовна так и не вышла больше замуж. Одиноко жила в частном домике на улице Вилоновской в окружении картин и фотографий мужа и сына, ухаживая за своими любимыми собаками, и тихо скончалась в 1960 году.



Е.Г. Аннаева, 1960 год

Племянник В.Е. Аннаева учитель музыки и куйбышевский краевед Николай Павлович Аннаев часто навещал Екатерину Германовну, а после ее смерти забрал все реликвии: письма и документы мужа, семейные фотографии и, конечно, картины (было более полусотни полотен). Частично картины, фотографии, письма, документы В.Е. Аннаева вошли в личный фонд Н.П. Аннаева (Ф. Р-4978) Центрального государственного архива Самарской области, где и хранятся... навечно…

Подготовил Павел Попов (https://vk.com/paul1977)

_______________________________________

- ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5948 (О присвоении приставом Досталь 10 руб. отобранных у Федора Лапина).
- ЦГАСО. Ф. 8 Оп. 3. Книга 1. Д. 754 (Книга протоколов и постановлений, по делу о продаже за долги имения умершего титулярного советника Прахова).
- ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 38. Д. 694 (Дело о выдаче разрешений жителям г. Самары на перестройку и ремонт домов, торговых и хозяйственных сооружений, 1900 год. Том IX).
- ЦГАСО. Ф. 274. Оп. 1. Том 2. Д. 2397 (Об открытии губернским секретарем Г.О. Досталь соло-вексельного кредита обеспеченного залогом недвижим. имущества в сумме 4000 руб.)
- ЦГАСО. Ф. 465. Оп. 2. Д. 107 (Формулярный список о службе пристава 1-го стана, не имеющего чина Германа Освальдовича Досталь).

- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 35 (В.Е. Аннаев. Кладбище мужского монастыря зимой. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 36 (В.Е. Аннаев. Лодки на берегу реки. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 38 (В.Е. Аннаев. Лето. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 39 (В.Е. Аннаев. Ранняя весна. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 40 (В.Е. Аннаев. Ветвистое дерево. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 41 (В.Е. Аннаев. Летний пейзаж. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 43 (В.Е. Аннаев. Лесное озеро. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 48 (В.Е. Аннаев. Вечер. х., масло).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 50 (В.Е. Аннаев. Послужной список Е.Н. Аннаева, капитана 189 пехотного полка).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 51 (В.Е. Аннаев. Удостоверение, справка, письмо о гибели в бою 14 октября 1914 года В.Е. Аннаева).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 52 (Фотографии В.Е. Аннаева).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 53 (Биографическая справка о В.Е. Аннаеве).
- ЦГАСО. Ф. Р-4978. Оп. 1. Д. 33 (Альбом с фотографиями Е.Н. Аннаева, его родных, знакомых, скомплектованный Н.П. Аннаевым).

- Адрес-календари и Памятные книжки Самарской губернии за 1900 - 1916 годы.
- «Береги свой карман». Руководство и способы определения настоящей звонкой монеты от фальшивой: В 2-х ч. /Досталь Г. Самара: Губернская типография, 1900.
- Вся Самара. 1900. Самара, 1900.
- Гаршин В.М. Сочинения. Москва: Советская Россия, 1984.
- Некролог. В.Е. Аннаев. //Волжское слово, 1914, 24 октября. С. 3.
- Попов П. Дачное лето купеческого сына (рукописи с детскими воспоминаниями Н.П. Аннаева): https://kraeham.livejournal.com/51855.html
- Рекламное объявление З. Клейнермана. //Самарские епархиальные ведомости, 1899, № 4.

Брошюра «Береги свой карман» за подписью Г.О. Досталя найдена и предоставлена А.Г. Удинцевым.

Previous post Next post
Up