Сегодня не о кирпичах... Революционные события 1917-1918 годов в Российской Империи привели не только к смене власти, но и радикально изменили весь уклад жизни в стране. В том числе, это отразилось на предпринимателях и купечестве. Многие были вынуждены свернуть дела и покинуть Родину. Многие были попросту убиты. После прочтения булгаковского "Собачьего сердца" прочно засела в сознании фраза, произнесенная Шариковым про то беспокойное время: «Господа все в Париже…». В-общем то, на этот тезис я и ориентировался длительное время, при этом, относительно не плохо зная ситуацию смутного времени на примере Самары. Однако, недавно как всегда зарывшись в справочниках, документах и периодике в поисках информации о кирпичных заводчиках, обратил внимание на то, что некоторые самарские предприниматели благополучно пережили тяжелые времена, дотянули до НЭПа и вышли из «подполья» возобновив свою бурную деятельность. Правда, десятилетие новой экономической политики "благополучно" окончилось запретом частной собственности, и на этом эпоха российского купечества оборвалась. Совсем. От слова «навсегда». Тем не менее, посмотрим на несколько осколков…
Идем далее. Вновь восстановлена по возвращению с Дальнего Востока парикмахерская Соболева:
Продолжил деятельность магазин Шанина.
Время НЭПа:
Вот его магазин до революции в Самаре:
До смуты был у него магазин и в Оренбурге на улице Николаевской:
Поэтому не будет удивительным, если он и в Оренбурге снова открылся в 1920-х годах. Не знаю, но интересно… Кстати, эти общеизвестные фотографии старой Самары являются изданием магазина Шанина:
Раз уж на последней фотографии Жигулевский пивоваренный завод "мелькнул", тогда и о нём немного:
1912 год (к примеру)
В 1918 году завод национализировали. Однако, 17 января 1923 года управляющий Самарского губсовнархоза С. О. Викснин и Лотар Альфредович Вакано подписали договор аренды завода на 12 лет. Арендаторами являлись Лотар, Эрих и Лев Альфредовичи Вакано. А 17 марта этого же года договор утвердил Президиум ВСНХ СССР. Таким образом, было создано товарищество «Бр. Вакано, Боярский и Фарбер»:
Обратите внимание на количество занятых на производстве. Поуменьшилось как-то… Не удивительно, что продукции перестало хватать лет этак на 70. Ну да ладно, движемся дальше.
1916 год
В НЭП дело отца продолжила - дочь. Причем по тому же адресу:
Весьма уверенно чувствовал себя Максим Рафаилович Альпертен. Как до смутного времени:
1898 год
1900 год
Так и во время НЭПа:
здесь опечатка вкралась - куда же без них:))
да и здесь тоже немного строчки перепутали...
А эти братья совсем "размахались" в НЭП! Даже не по времени как-то! Обратите внимание:
Отделения аж в трёх городах! Правительственное клеймо да с такой "не пролетарской" репутацией!
И, наконец, Павел Леонтьевич Чулков - изобретатель первого отечественного баяна. Да-да! Баян был изобретен в Самаре! Более подробно о Павле Леонтьевиче хотелось бы поговорить отдельно, но несколько позже. А пока:
1901 год
1912 год
А теперь - 1926 год
Все предприниматели, о которых мы с Вами сегодня вспомнили, на излёте «новой экономической политики» были лишены избирательных прав как торговцы и стали, так называемыми «лишенцами», то есть изгоями и маргиналами в своей родной стране…