Память на века.

Nov 14, 2011 00:13


“Учись, Воля. Дом отнимут, деньги пропадут, а знания всегда с тобой останутся”.
К.П. Головкин к сыну

Когда я была маленькой 7-и летней девочккой, мы со старшей сестрой решили зимовать в Жигулёвских горах. Взяли с собой полбуханки хлеба, один рубль тридцать восемь копеек, кроличью шапку-ушанку, спички и большой кухонный нож.
До Жигулёвских гор мы, конечно, не дошли, но дошли до дома со слонами, около которого стояла милицейская машина. Я мигом выкинула нож и спички в кусты, мотивируя 12-и летней сестре, что милиция знает о ноже и спичках, и ищет нас, что бы их отобрать, а нас посадить в тюрьму.
Нож мы так и не нашли потом. Но на этом, в принципе, наше путешествие и закончилось.
Зато тогда я рассмотрела этих огромных слонов и необычный дом - дачу художника Головкина.




Это было больше 35-и лет назад. С тех пор никогда не была на даче со слонами. И вот в субботу, по приглашению golema мне снова довелось побывать там. Да не просто взглянуть на слонов и дом снаружи, но и осмотреть внутри и немного пофотографировать.

В интернете довольно много материала о Головкине, и в основном одни и те же общеизвестные факты. Вот и я немного расскажу для тех, кто ранее не знал.
Но найдётся и несколько фрагментов, мало где опубликованных.

В 1830-годы послабления царского правительства в отношении крестьян дали возможность им переезжать в города, переходить в мещанское или купеческое сословие. И многие двинулись в Самару - пусть и уездный, но быстроразвивающийся город, сулящий большие перспективы.
Крестьянская семья Головкиных переехала в Самару в 1837 году из Лукояновского уезда Нижегородской губернии - 65-и летний вдовец Василий Гаврилович (прадед худжника), его 24-х летний сын Иван (дед художника) с женой и двухлетним сыном Павлом (отец художника).
Семья жила крайне бедно. Иван рано умер - в 28 лет и семья осталась на попечении престарелого деда, а после его смерти в 1853 году мать в одиночку не могла содержать двоиих подросших сыновей и отала их в "услужение при торговых делах". 18-и летний Павел попал в Симбирск - коробейником. Позже он вернулся в Самару. Вернулся пешком. Окреп и стал купцом.
17 декабря 1872 года родился Константин Павлович Головкин. С раннего детства “рисовал углем и мелом везде: на полу, на стенах”, такая была тяга к изобразительному искусству. Больше всего маленький Костя любил рисовать Волгу и волжские пезажи. Но ему так и не удалось получить художественное образование, так и остался самоучкой, хотя в своё время, мальчишке преподавал рисование в реальном училище Николай Андреевич Храмцов.
Мастерство Константина Павловича оттачивалось под влиянием художника Ф.Е.Бурова, который вёл курсы рисования и живописи, куда и ходил Головкин.
Тем не менее, отец видел в сыне продолжателя купеческой линии, и по окончании училища Костя стал работать в магазине, где продавалась различная писчебумажная продукция, краски и кисти. Магазин позже был преобразован в художественный салон.
И всё же, как человеку целеустремлённому, ему удавалось совмещать работу с любимым занятием. Он мог на неделю пропадать на волжских просторах за работой над эскизами картин, а потом возвращаться в город и окунаться в бухгалтерские книги.
Константин Павлович был человеком незаурядным, с новаторскими взглядами, любил и не чуждался всего нового, прогрессивного. Владел одним из первых автомобилей в Самаре, кроме того обладал велосипедом, мотоциклом и яхтой. Согласитесь, достаточно необычные вещи для того времени, и к слову, недешёвые.
"Когда Опель Головкина вытащили из железнодорожного вагона, на привокзальной площади сразу же собралась толпа. Всех интересовало лишь одно - поедет или не поедет. Автомобиль ехать не желал. Головкин утомился крутить заводную ручку и посулил четверть водки тому, кто справится с необычайным механизмом. Вызвались два силача-грузчика и, объединив свои усилия, все-таки завели новенький Опель. После чего под свист и хохот господин Головкин направился домой в своем автомобиле." ©
А мошенники пользовались случаем и подбрасывали под колёса дохлых кур, за которых художник платил, как за "убиенных автомобилем".

Будучи человеком творческим, Константин Павлович организоавл в 1891 г. выставку кружка самарских художников. В том числе, за 25 лет было устроено 19 персональных выставок Головкина и показано 170 его работ.
В 1897 г. молодой художник предложил создать художественный отдел Самарского городского музея и подарил музею несколько своих работ, среди которых была «Последний снег. Осокори».




Позже, на деньги, вырученные с выставок, приобретались и передавались в музей картины Перова, Кустодиева, Егорова, это было начало собираться коллекция Самарского художественного музея.

В 28 лет Головкин побывал в Германии, Франциии и Италии, о чём мечтал с детства. Из путешествия он привёз на родину идею издательства открыток с видами Самары, Волги, Жигулей. А так как он был ко всему ещё и неплохим фотографом, то в 1901 г. вышел первый выпуск открыток. Всего издано 9 комплектов открыток по 30 штук в серии, а так же серия открыток собственных картин.




(Татьяна Пудова).


В 1906 году Константин Павлович женился на Екатерине Дмитриевне Тютюковой, моложе его на 16 лет. У них родилось четверо детей: Евгения (1907 г.), Всеволод (1908 г.), Татьяна (1912-1914 гг.) и Юрий (1917- 1940гг.).

А вот так нарисовал словесный портрет художника, мемуарист Подбельский:

«Худой, стриженный «ежиком», с большими «тараканьими» усами, всегда тщательно одетый, он резко выделялся своим «буржуазным» видом от остальной братии самарских художников».
В доме Константин Павлович любил порядок.
Из воспоминаний его дочери: "Обстановка в квартире и ритм жизни определялись отцом. Распорядок дня не менялся и всегда был таким: после утреннего чая отец уходил в магазин и работал там до 2-х часов. Очевидно, в эти часы он занимался и общественной деятельностью. В 2 часа был обед, где собиралась вся семья. После обеда отец отдыхал лежа 30-40 минут, после чего шел в кабинет рисовать до 6 часов вечера. По воскресеньям он обычно рисовал целый день… Вечером в кабинете отца собирались друзья и знакомые художники, археологи".

Долгожданная дача.
(ниже, все фотографии сделаны мною 12.11.11.)

В 1909 г. совместно с архитектором В.В.Тепфером Головкин спректировал и построил на берегу Волги дачу - модерновый загородный дом с двумя скульптурами слонов в полный рост







и парковой скульптурой девушки. Много легенд сложено в отношении девичьего образа: и воплощение любви художника к юной особе, и олицетворении его дочери - в народе - Панночка. Но, говорят, всё гораздо проще. Девичья фигурка, это Волга, которую так любил Константин Павлович.




Несмотря на своё гостеприимство, к соседям-дачникам Головкин относился довольно высокомерно, что подтверждает случай:
"Дачу К.П. охраняла огромная собака, которая однажды набросилась на проходившую мимо соседку, повалила ее и начала кусать. Когда женщину отбили у собаки и отправили в больницу, соседи обратились к с просьбой:
- Мы боимся за жизнь наших детей. Очень просим - уберите собаку.
На что тот ответствовал:
- Не нравится - съезжайте. А собака мне нужна."

При всём при том, это был щедрый человек, меценат.

Но вернёмся на дачу.




С весны до поздней осени семья Головкиных жила на загородной даче, куда добералась на своей яхте или на небольших дачных теплоходиках. Пристань внизу под дачей так и называлась "Головкинская".




Константин Павлович очень тщательно и основательно работал над проектом дачного комплекса. Рисовал эскизы, чертил, вырезал из бумаги, клеил, комкал, выбрасывал и вновь рисовал, клеил, мастерил.
Наконец настал день, когда прступили к строительству. Стены дома сложены из пустотелых крупных бетонных блоков.







Именно поэтому в помещениях хорошая акустика.
Была отведена большая комната - зал для музицирования и семейных спектаклей, разыгрываемых и показываемых гостям.




Вообще на даче изначально было 5 комнат. Каждая имела свой неповторимый цвет.







Когда-то стены комнат украшали картины художника, на многих были изображения воздушных, парЯщих девушек с развевающимися лентами в волосах; портьеры собственноручно вышиты женой - Екатериной Дмитриевной; полы из лучшего паркета; мебель - выполнена на заказ, по эскизам Головкина.
Сегодня ничего этого нет, а весь ремонт (после пожара, который уничтожил те редкие вещи) - современный, из современных материалов.

Окна в доме совершенно разной величины и формы. От огромных проёмов, до крошечных - форточкообразных; узкие, длинные, витиеватые.













Веранда.




Чердак.




Переход в башню.










golema, организовавший эту экскурсию, зовёт меня в подвал, а я лезу на крышу :-).




Окна в подвал.







Будучи человеком идущим рука об руку с последним словом моды, и тесно вращающимся в элитных кругах, Константин Павлович, как и многие, был увлечён "африканским течением". Может быть это и побудило его установить в парке перед домом огромных слонов - таких же непривычных глазу тогдашних обывателей, как и автомобиль или яхта. А может для того, что бы дом его было хорошо видно с Волги, охраняемого точно львами или сторожевыми псами. Но львы и собаки уступают по величине слону.
в любом случае, нам остаётся только выдвигать гипотезы, что было в действительности, сейчас сказать кранйне сложно.




Слоны сделаны из цемента и гипса, непосредственно по рисунку Головкина, они также пустотелы, как и блоки дома. А по воспоминаниям жены художника, якобы в одной из скульптур хранятся документы, чертежи дома и фотографии, относящиеся к постройке дачи.




По рассказам архитектора-реставратора, заведующего сектором памятников и архитектурного наследия управления охраны памятников истории и культуры Александра Аксарина, кое-что о даче поведала внучки Головкина. Например, слоны стояли ногами в воде и были частью фонтанного ансамбля, который по мнению того же Аксарина, можно восстановить.

Сейчас, как и почти 100 лет назад, возле лестницы стоит одинокая хрупкая скульптура девушки. Разница лишь в том, что, выполненная из того же материала,что и слоны, скульптуры разрушаются под воздействием ветра, дождя и главное, неухоженности.










Да и дом требует ремонта. И немалого.







Модерн тонок и органичен, и будет безмерно жаль, если всё это потеряется - красота, строгость, таинственность этого дома, таинственость растительных мотивов, сплетений каменных листьев и цветов парковой скульптуры девушки, величие слонов...










Художник, археолог, меценат, немного историк, немного архитектор, Головкин заведовал отделом "Старая Самара" в Обществе археологии, истории, этнографии. Иллюстрировал адрес-календарь "Вся Самара", подарил музею 12 бухарских монет и 2 статуэтки с изображением египетских мумий, хевсурскую секиру, множество своих альбомов и картин, картин известных и неизвестных художников, работы родного брата - архитектора П.П.Головкина, гобелены, произведения из стекла, китайские национальные костюмы, японские вазы перегородчатой эмали, фарфор Сатцума, монгольские статуэтки и т.д.
Константин Павлович сам, не дожидаясь, когда национализируют, отдал свой магазин-салон и загородную дачу, сам же с семьёй ютились в коммуналке - в комнате, перегороженной буфетом.
Умер Константин Павлович в 1925 году, а в 1929 его дача была передана на баланс Водоканала. Дом несколько перестраивался изнутри и снаружи. Что-то добавлялось, что-то ломали за ненадобностью. Но со временем фундамент просел, пустотелые блоки не выдержали, в стенах пошли трещины. Здание реставрировалось - его покрасили, трещины замазали известково-цементным раствором, трехметровый цоколь обложили кирпичом.







А вот это обнаружено в подвале дома. Может, или даже наверняка, это какие-то первозданные детали, нынче валяющиеся без нУжды.




Головкин мечтал о новых зданиях музея, библиотеки, читальном и концертном залах, обсерватории, несгораемых помещениях книгохранилищ и архива, и хлопотал об их постройке.
А теперь его собственный дом надо спасать от разрушения. Сохранить наше наследие, восстановить, довести "до ума" и сделать, например, домом-музеем художника или одним из корпусов художественного музея.







Конечно для этого нужны деньги. Очень бы хотелось, что бы определённая сумма была заложена в бюджет на 2012 год именно для реставрации дачного комплекса. И по предварительным прикидкам - всего каких-то 80 миллионов рублей.
Да, это много, с одной стороны, но не запредельно с другой. Зато историческая красота останется с городом, а дачу можно сделать одним из объектов туристических маршрутов.




Нас много!










Неплохо бы объединить силы и попытаться добиться.

(использованы материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001г "Самарский край в истории России".
Бессонова Н.А. "Издательская деятельность первого самарского университета"
Едидович Л.В. "Из истории детского туризма и краеведения в самарском крае"
ГАСО.Ф28.Оп.1.Д.53.Лл.204-205 об.)


нвлц, городские легенды, люди, здания, события минувших дней, интересные места

Previous post Next post
Up