Петровы В,Г.и С.Г.(Скиталец)

Nov 26, 2010 12:22

 Летом, помните, перечитывали мы фельетон о Самаре, написанный Скитальцем ( Степаном Петровым). Ну про него почти все и почти всё вроде как знают - поди ж ты, с Горьким на гуслях играл. И в Харбине прожил долго, с 1922 по 1934. Потом вернулся, вслед за Горьким, полагаю. Мне вот случай выпал сегодня опять про него повспоминать и погуглить.  И оказалось, что первый из текстов шатровского вальса  "На сопках Манчжурии" принадлежит Скитальцу, что упоминания о сыне его Евгении, вроде как деятеле киноискусства, погибшем на войне, по одним слухам , на самом деле отыскались на сайте "Электронная библиотека Россия Вне России (РВР)" университета Северной Каролины, с пометкой "Эмигрант".
А вот сегодня выяснилось еще, что, оказывается, был у Скитальца и брат - В.Г. Петров.  Гаврилович, надо понимать. Бывший учитель, журналист, сотрудник моего любимого "Волжского Слова". 1 декабря 1905 года при обыске у него найден листок "Временного закона" Старо-буянской республики с некоторыми исправлениями и дополнениями, сделанными рукой В. Петрова, 7 оттисков того же "Закона", а также нелегальная литература. ит.п. Несколько раньше В.Г. Петров был учителем в соседнем с Старым Буяном селе Царевщине. 
на суде В.Петров утверждал, что интересуясь вообще крестьянским бытом, он достал сперва текст, а потом, когда "закон" был напечатан в "Самарской газете", исправил и дополнил по газете текст, чтобы переслать своему брату, писателю С.Г. Петрову-Скитальцу. Защищал Петрова О.Г. Гиршфельд. ("Волжское слово", 16.11.1910)
15 ноября 1910 года Судебная палата признала В.Г. Петрова виновным и приговорила его "к ссылке на поселение по лишении всех прав состояния."

"С. Г. находился тогда в состоянии несколько упадочном. Болезнь жены, с одной стороны. А главное, это было время упадочного настроения после разгрома революции 1905 года. В литературе процветала арцыбашевщина и декадентство, что ему было чуждо. Не писалось. Оживлялся, только когда был несколько выпивши, брал гусли - и лились у него песни. Пел он мастерски, и тогда он снова становился поэтически-революционным Скитальцем, тогда яснее чувствовалось своеобразие, глубина и яркость его души. Пил он много, но не пьянел. Бывало, приходит С. Г., сидит и как-то вял, неинтересен. Поставишь бутылку вина, выпьет и начинает что-нибудь интересное рассказывать, оживлен."
http://dlib.eastview.com/browse/doc/9756155

люди

Previous post Next post
Up