К 90-м годам позапрошлого века наш город вырос в крупный торгово-промышленный, транспортный и административный центр. В 1886 году насчитывалось 1643 каменных и полукаменных дома, 3482 деревянных. А 13 улиц были замощёны. Самара вошла в XX век цветущим городом. И многие улицы являли собой архитектурную шедевральность. Такой была одна из самых протяжённых - Молодогвардейская. Но Молодогвардейской она стала называться только после войны, в честь Краснодонских героев. А вообще-то, «крестилась» четырежды. Первоначальное название - Сенная - по одноимённому рынку на ней. Затем Соборная - по названию площади и Кафедрального Воскресенского собора, самого большого в городе, который строился на протяжении 25 лет. С приходом Советской Власти, улицу переименовали в Кооперативную, а в особняках и купеческих домах стали располагаться коопторги.
Немало красивых и ценных домов находится на этой улице, но пока внимание остановлю только на одном. Номер 59.
В 1886 году, по рекомендации Петербургского профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера - автора проекта кафедрального собора, глава города - Пётр Владимирович Алабин приглашает незаурядного талантливого архитектора Александра Александровича Щербачева на постоянную работу в Самару, который впоследствии в 1889 году женился на дочери губернатора.
1889 по 1899 годы Щербачёв работает в должности городского архитектора. И под его кураторством ведётся строительство кафедрального собора. Все внутренние художественные работы по дереву, металлу, лепные работы в соборе выполнялись по его эскизам. Семья Щербачёвых жила на улице Алексея Толстого, 29, там же была открыта частная архитектурная мастерская зодчего.
Первой работой архитектора в Самаре была часовня Святителя Алексия на берегу Волги, к сожалению не сохранившаяся до наших дней, как и кафедральный собор, а от мужского монастыря, часть построек которые он проектировал, остались только ворота.
http://nekta-ja.livejournal.com/46488.html Сегодняшний вид часовни.
Не стану перечислять все работы архитектора, но достаточно отметить, что
такие известные дома, как особняк инженера Клодта,
доходные дома Челышева,
деревянный дом с башенками напротив Драмтеатра (дом Поплавского)
и многие другие великолепные здания - его творения.
Но вернёмся на Молодогвардейскую.
В 1890 году по заказу Матрёны Викторовны Каргиной - жены купца-бакалейщика Ильи Васильевича Каргина - совладельца (с Савиновым) кондитерской фабрики, по проекту Щербачёва, в русском стиле был построен огромный трёхэтажный дом из красного кирпича.
Вид со двора
На первом этаже размещались торговые помещения.
В верхних же этажах располагался ресторан и гостиничные номера госпожи Шадриной, а позже меблированные комнаты М.А. Чаковского - члена самарской еврейской общины, который сотрудничал с государственными структурами, смягчал всевозможные политические конфликты, делал всё по недопущению нелегальной революционной литературы - газету «Искра», работы К. Каутского и т. д.
В 1930 году бывший доходный дом Каргиной был национализирован, и в него переехала редакция газеты «Волжская Коммуна», которая занимала это помещение вплоть до 1964 года. Редакцию посещали такие известные личности, как Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Илья Эрнбург.
С 1964 года по сегодняшний день, в этом здании «живёт» издательско-полиграфический техникум (ныне колледж).
Волею судеб именно в этом доме в период «оттепели» был организован городской молодёжный клуб - ГМК-62, гремевший своей известностью по всей стране (видимо потому, что был первым или одним из первых легальных музыкальных джазовых клубов). Просуществовал ГМК до 1969 года. Ну и конечно же, его посещал Владимир Семёнович Высоцкий. Клуб пришёлся по душе, и он был частым гостем. И не случайно в честь поэта в январе 1998 г. был переименован переулок Специалистов, примыкающий к зданию полиграфического техникума, «резиденции» знаменитого ГМК-62. Сквер, в свою очередь, тоже получил имя Высоцкого, там же установили скульптурный портрет и вырубленную из белого мрамора гитару артиста и поэта.
Надеюсь, пока ещё самарцы не забыли бывшего губернатора Константина Титова. Так вот он, еще в студенческую пору был участником ГМК-62, организовывал джазовые фестивали, устраивал неформальные встречи с журналистами, бардами, известными людьми того времени. Кстати, надо отметить, что наш город явился организатором фестивального движения. 25 января 1962 года в Самаре состоялся первый в стране официальный джазовый фестиваль, и только потом появились и конкурс Кобалевского и «Груша».
Ну вот и всё. А теперь в этот дом 6 раз в неделю ходит учиться мой сын :-)