Настала пора завершить, наконец, чуть затянувшуюся прогулку (
-часть I- и
-часть II-) по Ильинской площади и её окрестностям. На последок я оставил два здания, стоящие друг напротив друга, совсем не похожие внешне, разные по тому вниманию, которое им уделяют жители города. Но оба они, без преувеличения, достойны считаться архитектурными памятниками старой Самары, а из историй, которыми полны их стены можно было бы, наверное, собрать огромный краеведческий сборник рассказов. В заключительной части под катом речь пойдет о доходном доме Челышова на Красноармейской и Шихобаловской богадельне.
Когда-то давно Шихобаловская богадельня уже попадала в видоискатель моего фотоаппарата, но не так я пристально на ней смотрел, как в этот раз, и не так тянуло узнать историю этого дома.
Шихобаловская богадельня (ок. 1895г)
В Самаре к ХХ веку не существовало как такового "муниципального" жилья, но были такие жилые площади, которые сейчас бы, наверное, отнесли бы к разряду "социального" жилья. В частности, в начале 1900-х годов в нашем городе насчитывалось 5 так называемых богаделен, которые были построены на деньги самарских предпринимателей и меценатов. Богадельня - это не ночлежка и не вытрезвитель. Туда принимались люди, которые по тем или иным причинам не могли на заработанные средства снимать комнаты\квартиры в обычных домах.
Шихобаловская богадельня (ок. 1928г)
*кстати, можно заметить, что за приблизительно 30 лет, разделяющие 1ый и 2ой архивный снимок,
на углу дома так и осталась лавка.*
Одной из таких богаделен была Шихобаловская богадельня. Это было отнюдь не дешевое "удовольствие". Стоимость дома оценивалась в немалую сумму 58000 рублей и 65370 рублей неприкосновенного капитала, пожертвованного Антоном Николаевичем Шихобаловым.
Шихобаловская богадельня была основана в 1894 г. и находилась на углу Алексеевской и Уральской улиц (ныне ул. Красноармейская и Бр. Коростелевых). В богадельню принимались жители Самары, «престарелые увечные обоего пола, всякого звания и сословия, не имеющие родственников и не могущие трудом своим снискать себе пропитание». С 1894 по 1916 г. в ней призревалось 149 лиц обоего пола (109 женщин и 40 мужчин). Большинство жителей богадельни занималось рукоделием (вязание, плетение ковриков), деньги, которые они тем самым зарабатывали, поступали в их распоряжение.
Кстати, неправы будут те читатели, кто подумают, якобы постройка и содержание подобных заведений был, как сказали бы сейчас, имиджевый шаг, и городские власти хоть как-то помогали содержать богадельни и подобные им "социальные проекты". Считалось, что в какой-то особой помощи нет нужды и жилищные вопросы руководством города не особо решались. Только в ХХ веке городская казна решила взять на себя часть расходов по содержанию богаделен, но эта помощь была не столь значительной.
Обратите внимание, что на этих снимках четко видно, что раньше, в начале 30х годов ХХ века по ул. Уральской (бр. Коростелевых), ходил трамвай (нашел как минимум 2 маршрута, которые пролегали через остановку напротив Шихобаловской богадельни:
№3 (1930г): «Вокзал» - ул. Вокзальная (Агибалова) - ул. Красноармейская - ул. Братьев Коростелевых - ул. Ленинградская - ул. Галактионовская - ул. Венцека - «Площадь Революции» - ул. Венцека - ул. М. Горького - «Набережная»
№6 (1936г): «Площадь Революции» - ул. Венцека - ул. Галактионовская - ул. Ленинградская - ул. Братьев Коростелевых - ул. Красноармейская - ул. Вокзальная (Агибалова) - ул. Рабочая - ул. Урицкого - «Площадь им. Урицкого»;)
Нынешнее состояние Шихобаловской богадельни если и не удручающее, то близкое к этому. Здание давно не ремонтировалось, краска выцвела и облупилась.
Элементы и без того скромного декора отвалились...
... так что название школы-интерната "Преодоление", где обучаются дети с различными отклонениями в развитии, преобретает довольно много смысловых оттенков.
Стоящий напротив доходный дом Челышова, изначально по своей сути задумывался почти как антипод Шихобаловской богадельне.
Челышовский дом на ул. Алексеевской (ныне ул. Красноармейская) - в 1900 г. считался самым респектабельным. Здесь квартировался начальник управления Самара-Златоустовской железной дороги, секретарь губернской управы, несколько знатных врачей и офицеров.
доходный дом Челышова (1910г), вдалеке -
Ильинская церковь Этот дом принадлежал хозяину на правах частной собственности, квартиры сдавались внаем по коммерческой цене. Любой человек, увидевший в газете или на воротах дома объявление о наличии в доме свободной квартиры, если его устраивала цена, мог заключить с хозяином или управляющим договор, зачастую просто устный, и в тот же день вселиться в квартиру. Не нужны были ни прописка, ни ордер или другие справки и бумаги. Правда, следовало зарегистрироваться в местном отделении полиции, так как не прошедших эту процедуру строго наказывали.
доходный дом Челышова (1905г)
Цены за аренду квартир колебались существенно, но в целом не были высокими, ведь заломивший цену хозяин рисковал остаться без жильцов. Цены регулировал рынок - спрос и предложение, а городская администрация участвовала в регулировании цен тем, например, что домовладелец имел право повышать квартплату только один раз в год.
доходный дом Челышова (1928г)
А вот небольшая история о том, как строился этот дом.
Один самарский купец решил приобрести доходный челышовский дом, это здание ныне находится
на Красноармейской улице. Говорят, что на его возведение ушло около двух миллионов кирпичей. Так вот, приглянулось оно купцу, а цена, которую назначил Челышов, покупателю показалась большой.
- Дорого, - говорит купец хозяину. - Сбавь, тогда куплю.
Усмехнулся Челышов и ответил: «Я тебе дом просто так отдам, если ты в каждый кирпичик пальчиком своим ткнешь».
В доме на улице Красноармейской секционная планировка сочетается с коридорной. Большой коридор мог объединять все секции дома. Помещений для кухонь здесь не было.
Челышовские дома относились к разряду дешевого строительства. Вполне понятно, что А. А. Щербачев спроектировал их в «кирпичном стиле», хотя название это, по мнению самарских архитекторов, весьма условно. Исходным его положением было требование применения кирпича не только для кладки стен, но и для отделки здания. Такая отделка была экономичнее штукатурки, эстетичнее и, как показало время, долговечнее. Кирпич производили для каждой цели свой: постельный и подпятный; обыкновенный для стен; клинчатый и желобчатый для сводов; центровой для колонн; лещадный для выстилки.
Для придания разнообразных форм кирпич обтачивали механическими точилами прямо на стройплощадке. После обжига получали кирпич разного сорта: железняк, красный, алый. Качество определяли двумя способами. Если раскаленный кирпич погружали в воду и он не трескался, то получал хорошую оценку. После погружения в водуна несколько дней кирпич не должен был набирать веса.
доходный дом Челышова (1955г)
Своеобразно, например, проверяли и качество оконных конструкций. Когда привозили оконные рамы, Челышов выхватывал с воза одну и указывал сбросить ее со второго этажа. Если рама ломалась, трескалась или проявляла шаткость, то всю партию возвращали. Оконные рамы и ряд других деревянных деталей часто не просто покрывали олифой, а варилив нейв больших чанах по нескольку часов.
Поэтому то, что знаменитые челышовские дома стоят сегодня в первозданном виде, - далеко не случайность: дореволюционные строители ратовали за свое дело и отвечали репутацией за каждую мелочь.
По воспоминаниям старожилов города, в челышовских домах селились учителя, инженеры, врачи, служащие банков, юристы, то есть городская интеллигенция, которая не имела средств для возведения индивидуального жилища.
Оказалось, что у этого дома раньше даже прозвище было - "ласточкино гнездо", которое он получил благодаря ласточкам, которые во множестве вили свои гнезда на многочисленных выступах на фасаде.
Сейчас, конечно, Челышовскому дому тоже есть, чем выделиться на фоне убогой новостройковской архитектуры: эркеры, крыша, как в сказочном теремке, особенное, искусно сделанное из кирпича обрамление окон, но за домом тоже, как и за большинством наших нетривиальных городских памятников, никто не ухаживает.
Отчего-то втемяшилось мне в голову, что на кирпиче, из которого построен дом, обязательно должно быть клеймо производителя: облазил весь фасад, но так ничего и не нашел. Может быть клеймо и было, но, видимо, оно располагалось не на торцевой части камней.
В свое время дом из элитного превратился в практически заурядный. Купеческие апартаменты были переделаны под коммунальные квартиры, которые, кстати, есть сейчас там до сих пор. Помня о том, что сразу после постройки дом считался очень престижным и в нем жили чуть ли не сливки самарского общества, судьба у этого здания получилась тоже не слишком завидная.
Внутри подъездов даже моему пытливому взгляду зацепиться было особо не за что. Ровные стены, деревянные перила и каменная широкая по ныняшним меркам лестница. Разве что очень необычно для меня смотрится проводка на фарфоровых держателях, проложенная прямо по стене подъезда.
Вот так вот. Засим прогулку по окрестностям Ильинской площади можно считать завершенной. Надеюсь, она была для вас такой же интересной, какой она стала и для меня.
Традиционно, мои благодарности:
1.
Самара в открытках и фотографиях
В.Г. Бичурова;
2. Об истории самарского транспорта всех видов я узнал на сайте
Общественный транспорт Самарской области
;
3. Побольше о доходных домах рекомендую почитать в статьях "
Быть или не быть доходным домам в Самаре" (обалденная статья, передающая дух того времени и раскрывающая многие детали жизни на съемных квартирах в то время) и материал
«Сдается квартира с мебелью и прислугой…» (в общем-то, о том же, что и в первой статье, но рассматривается немного под другим углом)