Всё глуше парк...

Jun 15, 2012 06:27

     Ежегодно тысячи людей устремляются в Михайловское в музей-заповедник, бордят по усадьбе, восхищаются живописными окрестностями. Никто и не задумывается, что совсем недавно ничего этого не было. Имение вскоре после смерти поэта сменило владельца и уже к 1917 году от пушкинских времён осталось одно название. Нашлись энтузиасты, потом их поддержало государство и произошло чудо, которое сечас может увидеть каждый. А вспомнил я про это потому что в 30 километрах от Сызрани тоже есть старая усадьба, вошедшая в историю русской литературы. Это не новость и не открытие. Даже на сайте Министерства культуры РФ это место значится, как перспективное для создания мемориального музея-заповедника, подобного Михайловскому.


Это село Троицкое. Раньше было два села - Троицкое и Богородское, теперь они слились в одно. Здесь и родился в 1760-м году Иван Иванович Дмитриев.


Министр юстиции и генерал-прокурор в судьбоносном 1812 году, друг Карамзина, знакомый Пушкина, Державина, Жуковского и практически всех литераторво той эпохи. Сейчас он почти забыт, а в начале XIX века был он в России поэтом номер один. Это при живом Державине! Его имя было нарицательным. Так и говорили: "Ну я, конечно, не Дмитриев...", как мы сейчас говорим: "Я не Пушкин". Остался в истории русского языка ещё и тем, что первым использовал букву "Ё".
      Многое, очень многое сделал он для русской литературы. Как писали вскоре после его смерти "сделал для поэзии то, что Карамзин для прозы".

Но это не единственный уроженец Троицкого, вошедший в историю. Поэтом и переводчиком был брат Ивана Ивановича Александр. Специалистам он хорошо известен и входит во все фундаментальные труды по литературе XVIII века.
    Знаменитым мемуаристом стал племянник Ивана Ивановича Михаил Александрович, тоже поэт и литературный критик


Сейчас огромной популярностю пользуются вышедшие 15 лет назад мемуары М.Дмитриева "Главы из воспоминаний моей жизни". Редкий труд о той эпхе обходится без ссылки на него.

Видным юристом и государственным деятелем был сын Михаила Александровича Фёдор. Его книги имелись в личной билиотке Карла Маркса. А ещё Фёдор Михайлович дружил с инспектором народных училищ Ильёй Ульяновым. Есть версия, что именно он, будучи сенатором, а самое главное, бывшим попечителем Петербургского учебного округа помог получить в тамошнем университете сыну своего товарища юному Владимиру Ульянову. Так это было или нет, но после революции сын Фёдора Михайловича Сергей не только не подвергся репрессиям, но даже устроился врачом в кремлёвскую больницу, преподавал в университетах, сделал прекрасную карьеру. Потомственный дворянин и крупный помещик благополучно пережил и красный террор, и репрессии 30-х годов, стал профессором и даже лауреатом Сталинской премии.

Всё это было. Но что осталось в Троицком сейчас, кроме великих теней? Попросту говоря, какова цена вопроса и не придётся ли, как в Михайловском всё возводить с нуля и потчевать народ новоделами?
     Главная достопримечательность, конечно Троицкая церковь


Здание это возведено в 1728 году и на сегодняший день является старейшим в Самарской области. А ещё с ним связана романтическая история. Храм построила вдова сызранского воеводы Якова Дмитриева в память о муже. Здесь же на колокольне в маленькой комнатке она и прожила остаток дней, молясь о его душе.

На другом конце села церковь во имя Казанской Божьей Матери


Здесь крестили и Ивана Ивановича Дмитриева, и его племянника. Под храмом была фамильная усыпальница Дмитриевых, где похоронен и отец поэта, первый сызранский городничий Иван Гаврилович Дмитриев.
Здание это пытались разрушить, но не смогли.


Теперь, то, что не удалось людям, довершает время


Может, если не удалось разрушить, удасться восстановить?

От самой усадьбы Дмитриевых сохранилось лишь одно строение. Вроде как бывшая людская изба. А ещё рядом здание больницы, построеное тем самым будущим лауреатом Сталинской премии. Очень загадочное место. Дело в том, что будущий советский профессор был микробиологом. дружил с Вернадским, в молодости учился в Париже в Пастеровском институте. Построенное им в собственном имении здание можно называть больницей с большой натяжкой. Он вёл здесь амбулаторный приём крестьян, но большую часть времени занимался какими-то опытами.
Прекрасный сюжет для любителей ужастиков!

Но, самое главное достоинство Троицкого, конечно же старинный парк. Усадебным паркам у нас в стране вообще не повезло. Располагаясь вблизи деревень, они вырубались в первую очередь. Дрова, как-никак!
Троицкий парк сохранился. Возможно, едиснтвенный в Самарской области.
Его основу заложили ещё в XVIII веке, но большую часть посадил в середине XIX столетия Михаил Дмитриев. Сохранилось немало деревьев, посаженых им собственноручно.


Есть в барском парке старый пруд...


Вот только лилии в нём давно не цветут.
Парк умирает. В последнее время всё быстрее и быстрее. Недавно исчезли сиреневые беседки. Вырубаются старые деревья. Он много помнит это старый парк. Сюда заезжал Жуковский с наследником престола, будущим императором Александром II. Здесь бродят тени литературных героев.
Помните? "В 30-ти верстах от города С*** Симбирской губернии есть село...." Это "Капитанская дочка". Сюда привёз Петруша Гринём свою Машу Миронову.
Вообще, старинные парки очень романтичное место. Здесь живут тайны и поэзия.


Чем глуше парк, тем тоньше аромат...

По краю его течёт Тишерек - Кастальский ключ Самарской поэзии


Осенняя аллея


Так выглядит парк с ближайшей горы


Впервые я попал в этот парк ещё в 70-е годы. Тогда он был совсем другой. Было много старых деревьев. Теперь их почти не осталось. Сейчас уничтожаются последние. Местные власти не нашли ничего лучше, кроме как вырубать подлесок, не делая различия между кустарниками дикорастущими и декоративными.
Винить их сложно. У них нет ни средств, ни необходимого кадрового потенциала, чтобы решать задачи такого уровня.
Самара же далеко и предпочитает лишь множить бумаги по проблеме

Previous post Next post
Up