Мы будем долго и, может подчас, нудно говорить о наших великих самарских строителях Мошкове и Ушакове-Решетникове, и других строителях и архитекторах. Мы будем говорить и уповать на разум власть предержащих о достойном уважении к памятникам истории и культуры, которые воздвигли эти люди. Но и это не главное, мы хотим всех вас окунуть в этот чудесный мир созидания.
Где ваше творчество, не мешает другому, а лишь правильно дополняет богатство городских пейзажей.
Строительство всего комплекса зданий выполнил Г. Н. Мошков. Дом священника по собственному проекту (не сохранился). Дом священника (слева). Часть (дома Нуйчева) гимназии Харитоновой (ныне политех. лицей на ул. Рабочей) - справа. Архитектор дома Нуйчева - Квятковский. О гимназии Харитоновой читайте у
golema, а конкретнее:
http://golema.livejournal.com/14805.htmlВот как рассказывает о проекте деревянного дома для священника кафедрального собора дочь строителя Мария Георгиевна Мошкова: «Наиболее плодотворным в творческом плане периодом в жизни моего отца Георгия Николаевича Мошкова было время до революции 1917 года. За этот период им было построено 30 каменных зданий. 30 каменных зданий! Это была его гордость. Сколько деревянных? Этому он счет не вел, и, к сожалению, этих зданий с достоверностью я назвать не могу, кроме одного - дома священника кафедрального собора по ул. Почтовой (Рабочая, 23). Дом был одноэтажный с затейливыми бельведерчиками и фигурной шатровой крышей рядом с его же гимназией Харитоновой. Он был снесен в 1960-х г.г., сохранился только мой детский рисунок, выполненный в 1937 году».
См.: Мошкова М. Г. Дорогу осилит идущий: семейная хроника. Самара: СВИР, 2001. С. 16-17.
И вот появляется вопрос к издательству «СВИР»! В 1998 году издательство «СВИР» выполнило работу Каркарьяна. Её все знают: «Самара: история, дома и люди». Красивейшая и интересная работа, изданная на хорошей офсетной бумаге с глянцевой обложкой. Альбом - не Альбом! Красота! А у Марии Георгиевны в 2000 году, положившей всю жизнь на благо города, денег не оказалось на опубликование бесценных мемуаров с рисунками, проектами и пр. Ее работу «СВИР» издало (невозможно было, наверное, отделаться от старушки), сверстали плохо, напечатали на резографе очень плохого качества, после трех прочтений книга распадается на отдельные листы, фотографий почти не видно и пр, и пр. Тираж 150 экз. Отвратная печать!!!
Не стыдно издателям и работникам типографии?
А мне почему-то стыдно.