Автор фото:
http://samaralife.wordpress.com/ Автор фото особняка Сурошникова
golema
Особняк купца В.М. Сурошникова (ныне Самарский военно-медицинский институт) располагается на пересечении улиц Пионерской и А. Толстого. Исследователи самараского зодчества до сих пор не могут с точностью определить автора дома. В издании 1990 года «Русский модерн» авторы этой обстоятельной работы приписывают авторство дома А.А. Щербачеву. К.П. Головкин, хорошо знавший Щербачева, признает автором постройки только его. Исследование самарского искусствоведа Н.В. Мельниковой заставляют в этом усомниться. В частности, суждения об авторстве Щербачева были основаны на воспоминаниях Головкина и сына Александра Александровича П.А. Щербачева, а так же на фотографиях, сделанных во время строительства особняка. В книге Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979 г., сказано следующее: «Это здание в порядке реконструкции отдельных домов было, в сущности, заново построено в 1907 году, по проекту А.А.Щербачева»
Затем в ГНИМА им. Щусева среди фотографий с чертежей Федора Осиповича Шехтеля были обнаружены изображения фасадов особняка Сурошникова, выполненные Шехтелем в 1909 году.
Федором Осиповичем был разработан первоначальный вариант постройки, но затем в него были внесены серьезные изменения. Возможно, что переработкой и изменением проекта занимался Щербачев. Сурошников поселился в доме в 1914 году, через два года после смерти Щербачева. Т.е. можно предположить, что Щербачев участвовал в строительстве здания, но на начальном этапе, до 1912 года.
Купец второй гильдии Василий Михайлович Сурошников был одним из крупнейших в Самаре домовладельцев. Миллионер-хлеботорговец и меценат был зятем Антона Николаевича Шихобалова.
Существует информация, что прежде чем вселиться в новый особняк, здание было открыто для всех желающих и каждый самарец мог смело зайти внутрь и оценить роскошные владения хозяина.
В 1917 году, после смены власти, Сурошников был арестован. За его освобождение требовался большой выкуп, однако Василий Михайлович отказался вести торги по этому поводу и остался в тюрьме. Дальнейшая судьба миллионера неизвестна.
Постройка относится к московскому периоду творчества Федора Шехтеля. Угловой балкон напоминает правую башню Ярославского вокзала в Москве.
Здание облицовано со всех четырех сторон, что является редкостью для Самары. В оформлении фасадов использована "зернистая" штукатурка, камень, "дикий" камень в основании. Остальная часть всех четырех фасадов занята "кабанчиком" двух цветов - голубым и бежевым. Доминирует голубая плитка, бежевая же использована в виде широких полосок вдоль всех фасадов либо располагается околооконном пространстве.
Подробный фотоотчет о состоянии здания можно посмотреть по
ссылке.
Фотографии деталей интерьера смотрите
здесь.
Самарское реальное училище было построено... К сожалению, ответа на этот вопрос я не знаю.:) Нашел три разные версии. Начнем с самой ранней. В.Г. Каркарьян в своих книгах пишет, что здание построено в 1840 году и является одним из немногих зданий, уцелевших после чудовищного пожара 1848 года. В отделе охраны памятников существует информация о том, что основой здания является дом купца Макке, построенного в 1850-х(?), в котором 1 января 1851 года было торжественно объявлено об образовании Самарской губернии. Следующее, что мне удалось обнаружить, это статья на сайте samara.ru, в которой годом открытия училища называется 1880. Думаю, будет логичнее оттолкнуться от этой даты. Училище носило имя Александра II Благословенного. В его стенах учились многие известные самарцы: дети Вакано, Субботиных, П. А. Щербачев, Глеб Кржижановский, Алексей Толстой и др. В 1880 году в училище учился 101 ученик. Уже на следующий год отмечалось: «…здание училища не может отвечать своей цели и должно быть расширено или переменено на другое. Во всяком случае, здание это не может вместить полного состава училища. Кроме того, при здании почти совсем нет двора»
В марте 1908 года началась реконструкция по проекту Платона Васильевича Шаманского, автора знаменитого цирка "Олимп". Каркарьян пишет, что реконструкция проходила в 1906-1909 годах. Так же он отмечает, что в реконструкции, кроме Шаманского, участвовал и Михаил Иванович Квятковский. Работы по реконструкции здания завершились уже в сентябре 1909-го, а в декабре было объявлено о принятии в дар от Субботиных нового здания училища на 600 человек.
Об этом факте говорилось следующее:
« Нельзя назвать переустройством то, что сделано жертвователями на месте бывшего реального училища, так из того ветхого здания, не отвечающего самым элементарным требованиям, какие современная наука предъявляет к такого рода учебным заведениям, не осталось почти ничего, что могло быть оставлено с пользой для дела. Из небольшого сравнительно дома реального училища господа Субботины создали своими средствами без всякого постороннего в материальном отношении участия такое грандиозное здание, которое может принести неоценимую пользу не только современникам, но и будущим поколениям, дети коих будут обучаться в реальном училище»
Фасадная плитка на здании представлена полосками, шириной в четыре плитки, состоящими из коричневых майоликовых изразцов с перламутровыми вставками. Так же имеются полосы из перламутровой майолики и отдельные квадратные и прямоугольные детали из 2-4 перламутровых майоликовых плиток.
Подробнее о здании Реального училища можно посмотреть по
ссылке.
Особняк Субботиной-Марки(н)сон - еще один шедевр Михаила Ивановича Квятковского. На это месте с середины 19-го века стоял каменный дом, принадлежавший разным хозяевам. До реконструкции его владельцем был Д. Марки(н)сон, из-за чего его и называют так. После здание перекупил купец Субботин. После реконструкции, произведенной Квятковским, Субботин подарил особняк своей дочери. Вероятно, женская фигура на фасаде - некогда хозяйка этого особняка. Проект реконструкции выполнен в неоготическом стиле, Эта работа относится к 1910-м годам (в "Архитектурной энциклопедии губернского города Самара" указан 1916?! год), тогда как "неоготика" характерна скорее раннему модерну. Скобки в фамилии Марки(н)сон связаны с тем, что В.Г. Каркарьян в своих книгах указывает фамилию Маркисон, тогда как в других источниках она звучит как Маркинсон.
Кроме того, В. Г. Каркарьян в своей книге "Модерн в архитектуре Самары" пишет следующее: "Фасад дома Субботиной-Маркисон оживлен майоликовыми болотных цветов вставками под окнами и на эркере. Квятковский один из первых в самарской архитектуре начал использовать этот материал".
Честно говоря, мне кажется сомнительным это утверждение Вагана Гайковича. Возможно имеется в виду реконструкция здания Реального училища, где использованы плитки тех же цветов, но это было в 1906-1909 годах. Мы же знаем, что цветные майоликовые изразцы появляются в Самаре гораздо раньше. Вспомнить, к примеру, хотя бы особняк Курлиной, построенный в 1903-м году А.У. Зеленко.
В остальных же известных нам зданиях Квятковского этот материал не использовался.
Рассмотреть особняк подробнее можно
здесь.