Алексея Толстого 30, 31-33, Пионерская, 22. Здания с фасадной плиткой

Jul 01, 2009 03:05

Автор фото: http://samaralife.wordpress.com/
Автор фото особняка Сурошникова
golema



Особняк купца В.М. Сурошникова (ныне Самарский военно-медицинский институт) располагается на пересечении улиц Пионерской и А. Толстого. Исследователи самараского зодчества до сих пор не могут с точностью определить автора дома. В издании 1990 года «Русский модерн» авторы этой обстоятельной работы приписывают авторство дома А.А. Щербачеву. К.П. Головкин, хорошо знавший Щербачева, признает автором постройки только его. Исследование самарского искусствоведа Н.В. Мельниковой заставляют в этом усомниться. В частности, суждения об авторстве Щербачева были основаны на воспоминаниях Головкина и сына Александра Александровича П.А. Щербачева, а так же на фотографиях, сделанных во время строительства особняка. В книге Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979 г., сказано следующее: «Это здание в порядке реконструкции отдельных домов было, в сущности, заново построено в 1907 году, по проекту А.А.Щербачева»
Затем в ГНИМА им. Щусева среди фотографий с чертежей Федора Осиповича Шехтеля были обнаружены изображения фасадов особняка Сурошникова, выполненные Шехтелем в 1909 году.
Федором Осиповичем был разработан первоначальный вариант постройки, но затем в него были внесены серьезные изменения. Возможно, что переработкой и изменением проекта занимался Щербачев. Сурошников поселился в доме в 1914 году, через два года после смерти Щербачева. Т.е. можно предположить, что Щербачев участвовал в строительстве здания, но на начальном этапе, до 1912 года.


Купец второй гильдии Василий Михайлович Сурошников был одним из крупнейших в Самаре домовладельцев. Миллионер-хлеботорговец и меценат был зятем Антона Николаевича Шихобалова.
Существует информация, что прежде чем вселиться в новый особняк, здание было открыто для всех желающих и каждый самарец мог смело зайти внутрь и оценить роскошные владения хозяина.
В 1917 году, после смены власти, Сурошников был арестован. За его освобождение требовался большой выкуп, однако Василий Михайлович отказался вести торги по этому поводу и остался в тюрьме. Дальнейшая судьба миллионера неизвестна.


Постройка относится к московскому периоду творчества Федора Шехтеля. Угловой балкон напоминает правую башню Ярославского вокзала в Москве.
Здание облицовано со всех четырех сторон, что является редкостью для Самары. В оформлении фасадов использована "зернистая" штукатурка, камень, "дикий" камень в основании. Остальная часть всех четырех фасадов занята "кабанчиком" двух цветов - голубым и бежевым. Доминирует голубая плитка, бежевая же использована в виде широких полосок вдоль всех фасадов либо располагается околооконном пространстве.
Подробный фотоотчет о состоянии здания можно посмотреть по ссылке.
Фотографии деталей интерьера смотрите здесь.



Самарское реальное училище было построено... К сожалению, ответа на этот вопрос я не знаю.:) Нашел три разные версии. Начнем с самой ранней. В.Г. Каркарьян в своих книгах пишет, что здание построено в 1840 году и является одним из немногих зданий, уцелевших после чудовищного пожара 1848 года. В отделе охраны памятников существует информация о том, что основой здания является дом купца Макке, построенного в 1850-х(?), в котором 1 января 1851 года было торжественно объявлено об образовании Самарской губернии. Следующее, что мне удалось обнаружить, это статья на сайте samara.ru, в которой годом открытия училища называется 1880. Думаю, будет логичнее оттолкнуться от этой даты. Училище носило имя Александра II Благословенного. В его стенах учились многие известные самарцы: дети Вакано, Субботиных, П. А. Щербачев, Глеб Кржижановский, Алексей Толстой и др. В 1880 году в училище учился 101 ученик. Уже на следующий год отмечалось: «…здание училища не может отвечать своей цели и должно быть расширено или переменено на другое. Во всяком случае, здание это не может вместить полного состава училища. Кроме того, при здании почти совсем нет двора»
В марте 1908 года началась реконструкция по проекту Платона Васильевича Шаманского, автора знаменитого цирка "Олимп". Каркарьян пишет, что реконструкция проходила в 1906-1909 годах. Так же он отмечает, что в реконструкции, кроме Шаманского, участвовал и Михаил Иванович Квятковский. Работы по реконструкции здания завершились уже в сентябре 1909-го, а в декабре было объявлено о принятии в дар от Субботиных нового здания училища на 600 человек.
Об этом факте говорилось следующее:
« Нельзя назвать переустройством то, что сделано жертвователями на месте бывшего реального училища, так из того ветхого здания, не отвечающего самым элементарным требованиям, какие современная наука предъявляет к такого рода учебным заведениям, не осталось почти ничего, что могло быть оставлено с пользой для дела. Из небольшого сравнительно дома реального училища господа Субботины создали своими средствами без всякого постороннего в материальном отношении участия такое грандиозное здание, которое может принести неоценимую пользу не только современникам, но и будущим поколениям, дети коих будут обучаться в реальном училище»


Фасадная плитка на здании представлена полосками, шириной в четыре плитки, состоящими из коричневых майоликовых изразцов с перламутровыми вставками. Так же имеются полосы из перламутровой майолики и отдельные квадратные и прямоугольные детали из 2-4 перламутровых майоликовых плиток.
Подробнее о здании Реального училища можно посмотреть по ссылке.



Особняк Субботиной-Марки(н)сон - еще один шедевр Михаила Ивановича Квятковского. На это месте с середины 19-го века стоял каменный дом, принадлежавший разным хозяевам. До реконструкции его владельцем был Д. Марки(н)сон, из-за чего его и называют так. После здание перекупил купец Субботин. После реконструкции, произведенной Квятковским, Субботин подарил особняк своей дочери. Вероятно, женская фигура на фасаде - некогда хозяйка этого особняка. Проект реконструкции выполнен в неоготическом стиле, Эта работа относится к 1910-м годам (в "Архитектурной энциклопедии губернского города Самара" указан 1916?! год), тогда как "неоготика" характерна скорее раннему модерну. Скобки в фамилии Марки(н)сон связаны с тем, что В.Г. Каркарьян в своих книгах указывает фамилию Маркисон, тогда как в других источниках она звучит как Маркинсон.


Кроме того, В. Г. Каркарьян в своей книге "Модерн в архитектуре Самары" пишет следующее: "Фасад дома Субботиной-Маркисон оживлен майоликовыми болотных цветов вставками под окнами и на эркере. Квятковский один из первых в самарской архитектуре начал использовать этот материал".
Честно говоря, мне кажется сомнительным это утверждение Вагана Гайковича. Возможно имеется в виду реконструкция здания Реального училища, где использованы плитки тех же цветов, но это было в 1906-1909 годах. Мы же знаем, что цветные майоликовые изразцы появляются в Самаре гораздо раньше. Вспомнить, к примеру, хотя бы особняк Курлиной, построенный в 1903-м году А.У. Зеленко.
В остальных же известных нам зданиях Квятковского этот материал не использовался.
Рассмотреть особняк подробнее можно здесь.

фасадная плитка, Шаманский, улица А.Толстого, Щербачев А.А., модерн, улица Пионерская, Квятковский, Шехтель

Previous post Next post
Up