Совместный пост:
golemakraehamАвтор фото:
http://samaralife.wordpress.com/ Фрунзе, 91. Дом Гучкова-Сурошникова. Гостиница «Националь» (ныне гостиница «Азимут»).
Фасадная плитка на третьем и четвертом этажах.
Дом Гучкова-Сурошникова на улице Фрунзе, 91 «под гостиничные номера» имеет богатую историю. В 1899 году на углу Панской и Саратовской была выстроена гостиница самарского купца Павла Федоровича Гучкова. В 1902 году она оценивалась в 15 000 рублей.
Хозяин гостиницы Павел Федорович был «ревностным любителем прогресса». Его «голубой» мечтой стала установка в гостинице самодвижущихся подъемников (лифтов). Эта мечта и привела Гучкова к банкротству.
В январе 1906 года Павел Федорович заключил контракт с «Товариществом Жоржа Блока» об установке электрического пассажирского подъемника фирмы «Отис». Причем Жорж Блок даже пошел на уступки. Оплата должна была осуществляться частями. 600 рублей было оплачено Гучковым при подписании сметы, еще 1000 рублей после доставки и установки (также оплачено) и еще 2000 рублей в течение года после установки лифта. Вот последнюю сумму (2000 рублей) Павел Федорович и не смог внести. В марте 1907 года фирма Жоржа Блока подала на Гучкова в суд и выиграла дело. В 1908 году Павел Федорович объявил о распродаже своего имущества. Гостиницу с лифтом выкупил В. М. Сурошников, который в то время был одним из наиболее состоятельных и влиятельных горожан. Помимо богатой торговли и двух десятков доходных домов к 1912 году, Сурошников был членом городской Думы, церковным старостой Ильинской церкви, членом местного управления Российского общества Красного Креста, директором Самарского детского приюта для бездомных детей имени Великой княгини Анастасии Николаевны, почетным членом попечительского совета Городской имени Константинова богадельни.
Купив с молотка двухэтажное здание Гучкова, Сурошников надстроил еще три этажа, и открыл в 1911 году гостиницу «Националь». Здание выдержано в стиле модерн и хорошо очерчивает угол улиц Фрунзе и Ленинградской. Подобные огромные здания Каркарьян, а вслед за ним и многие другие исследователи, называют «тучерезами». В. Г. Каркарьян даже приводит в тему стихотворение Брюсова: «На месте флигельков восстали небоскребы, и всюду запестрел бесстыдный стиль модерн». Третий и четвертый этажи гостиницы отделаны зеленой и светло-зеленой плитками «кабанчик», которые очень интересно переплетаются геометрическими узорами в межоконных пространствах. По фасаду с угла улиц мы видим три балкона с коваными решетками. До революции этот угловой фасад венчал купол со шпилем.
С 1912 года реклама гласила: «Вновь открыта гостиница «Националь». Паровое отопление, ванны, лифты, 200 номеров с электрическим освещением, горячей и холодной водой. Стоимость номера от 1 руб. 25 копеек до 15 рублей в сутки. Автомобили и экипажи подаются ко всем поездам и пароходам. Извозчикам просят не верить, что свободных мест нет».
Реклама из Памятной книжки Самарской губернии за 1912 год
Справедливости ради, стоит отметить, что гостиница уже с 1914 года принадлежит неизвестному нам С. А. Кошелеву, а Сурошников выступает лишь как владелец здания. В этот период жителей Самары и гостей города особенно удивляла подсветка здания электрическими лампочками.
Открытку 1916 года со зданием можно увидеть у Бичурова:
http://oldsamara.samgtu.ru/part_1/page_1-03/html/so0253.html Фрунзе, 30. Доходный дом А. Е. Симакова. Арх. А. А. Волошинов
Емельян Михайлович Симаков в 60 - 80-х г. г. XIX века содержал несколько кожевенных цехов во Владимирском и Колесовом оврагах у Волги. Однако после открытия железной дороги, в Самарскую губернию хлынули дешевые кожи из Средней Азии. В результате производство Симакова потерпело крах. Его же сын Александр оказался более удачливым, держал большую бакалею и преподавал в Самарской торговой школе. По проекту архитектора Волошинова для Александра Симакова был выстроен дом на Фрунзе, 30 (Саратовской). Дом двухэтажный, украшен двенадцатью стелами и надоконными тягами из белой плитки «кабанчик», а также декоративными арочными и ступенчатыми надстройками на карнизе. Слева на втором этаже мы видим балкон, огороженный резной решеткой. Проездная арка украшена коваными воротами.
Если говорить об А. А. Волошинове, то нужно отметить, что он закончил Петербургский институт гражданских архитекторов в 1901 г. С 1902 по 1903 г. г. работал инженером Самарской губернской земской управы, с 1911 по 1916 г. г. - губернский архитектор.Наиболее известные его здания в городе: 1) дом Волковой (Куйбышева, 22), 2) собственный дом (Венцека, 21), 3) дом Михайлова (Льва Толстого, 89), 4) Особняк Благовещенского (?), 5) Пантелеймоновская церковь и церковь на Барбошиной поляне (не сохранились).
Далее информация об особняке Курлиной от
golema Фрунзе, 159 / Красноармейская, 15. Особняк Александры Курлиной. Арх. А. У. Зеленко
Особняк Александры Курлиной расположен на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейской. «Жемчужина самарского модерна», как ее любят называть в Самаре, по праву может считаться одним из шедевров раннего модерна в России. О «Курлиной», как ее сокращенно называют, можно написать очень много. В данном случае ограничусь кратким описанием постройки и ее автора.
Итак, автором проекта особняка является московский архитектор Александр Устинович Зеленко. Получив образование в кадетском корпусе, Петербургском институте гражданских инженеров, а затем в Венском Высшем политехническом институте, молодой архитектор возвращается в Россию, работает в Орловской губернии. Затем уезжает в Турцию. Вернувшись на родину, Александр Устинович приезжает в Самару и занимает должность заведующего дорожно-строительным отделением Самарской губернской земской управы, а затем сменяет Александра Александровича Щербачева на должности городского архитектора. Кроме особняка Курлиной, Зеленко принадлежат проекты еще нескольких зданий в Самаре. Однако, Александр Устинович пробыл в Самаре всего четыре года. Еще до окончания строительства особняка, Зеленко уезжает в Москву по приглашению Федора Осиповича Шехтеля, а в 1901 году уезжает в Глазго. До Революции Зеленко работает в Москве, США. После смены власти, Александр Устинович работал педагогом, ему принадлежит множество научных работ. Параллельно Зеленко занимается и активной творческой деятельностью, проектирует в разных концах Советского Союза. Скончался Александр Устинович Зеленко в 1953 году, в возрасте 82 лет.
Самарский миллионер Александр Курлин не поскупился на строительство особняка и построил самый дорогой на тот момент особняк в Самаре, стоимостью 13986 рублей.
В этой постройке проявились основные принципы раннего модерна. Ассиметричная композиция, множество декоративных металлических деталей: решетки, ворота, карнизы. 22 комнаты особняка спроектированы с учетом пожеланий и условий жизни хозяев. Интерьеры поражают разнообразием декоративных элементов.
В фасаде здания используется декоративная плитка двух типов: голубой «кабанчик» и зеленовато-изумрудные майоликовые изразцы. Посмею поспорить с инженером-реставратором Л. А. Одинцовой, предполагающей, что майоликовые вставки сделаны печным изразцом. Полости внутри, а так же их прочность не являются прямыми доказательствами этому.
В данный момент особняк находится на реставрации. В декабре 2008 года в нем произошел страшный пожар, о последствиях которого остается только догадываться.
Подробнее об особняке и его интерьерах можно посмотреть по
ссылке Фотографии после пожара
здесь.