Многие самарцы и не только ассоциируют имя Михаила Ивановича(Фомича) Квятковского с его богато декорированными домами, безусловно выделяющимися среди самарского модерна. Однако, творческие искания приводят автора от орнаментализма к модерну рациональному. Примером тому является бывшее здание ресторана "Аквариум", больше известное в Самаре как старый ТЮЗ. В книге "Модерн в архитектуре Самары" В.Г. Каркарьян отмечает, что Квятковский строил это здание после доходного дома Нуйчева, т.е. до особняков Новокрещеновой, Субботиной-Маркинсон и до реконструкции гостиницы "Гранд-отель". Получается, что цветочный декор, являющийся своеобразной подписью автора, появляется позже.
Прежде чем говорить о самом здании, хочу сказать еще несколько слов об авторе. Ваган Гайкович Каркарьян в вышеупомянутой книге так же отмечает, что кроме отсутствия информации о судьбе Квятковского, не найден и портрет зодчего.
Однако, пробелы в самарском краеведении потихоньку заполняются. Предлагаю вашему вниманию известную фотографию семьи Щербачевых. В изданном СОИКМ им П.В. Алабина в 2005 году буклете "Создавшие облик Самары(Архитекторы Щербачевы)" эта фотография подписана следующим образом: И.А. Щербачев, А.А. Щербачев, ?, А.П. Щербачева.
В вышедшей же недавно книге Г.В. Алексушина "Самара. Улица Дворянская" вопросов нет. В правом верхнем углу - Михаил Иванович(Фомич) Квятковский. Кроме того, из этой же книги удалось узнать, что Квятковский, как и многие его коллеги, был арестован в 1919 году и сидел в самарской тюрьме. Несложно представить дальнейшую его судьбу, однако утверждать что-либо сложно. По возможности, постараюсь узнать дополнительные подробности жизни зодчего в польском культурном центре.
Итак, ресторан "Аквариум" построен по заказу братьев Ивановых, владельцев той самой гостиницы "Гранд-отель", реконструкцию которой осуществил Квятковский в 1906(Алексушин)/1908-1909(Каркарьян). Разноэтажное оштукатуренное здание по улице Самарской(Мечетной), 95 с первого взгляда кажется симметричным, однако одноэьажный пристрой справа показывает, что это не так.
В центре здания расположен двухярусный эркер, поддерживаемый пилястрами. Этот эркер очент напоминает эркер особняка Субботиной-Марки(н)сон на Алексея Толстого, 30. Единственным декоративным элементом, присутствующим на здании, являлась металлическая конструкция, завершающая эркер и имитирующая собой купол здания. В данный момент этого элемента на доме нет. Будет ли он восстановлен - неизвестно.
Стиль модерн выражается в линиях здания. Кроме того, присутствуют и подковообразные окна, так же характерные для "ар нуво".
В 1917 году ресторан "Аквариум" с варьете и цыганским хором был закрыт. Здание реквизировали для размещения в нем профсоюзных организаций, партий большевиков, меньшевиков и эсеров, а так же редакции газеты "Приволжская правда".
В 1922 году в здании расположился четвертый райком партии большевиков и четвертый райком комсомола. В том же году, в этом здании была создана первая в области пионерская дружина, о чем напоминает мемориальная мраморная доска, установленная в 1967 году.
Затем в здании располагался дворец детей, детский театр.
В 70-е годы архитекторами Н.А. Красько и А.В. Хахалиным была изменена планировка здания.
После того, как Театр Юного Зрителя закрылся, здание занимали различные организации от торгового центра до отделов министерства культуры.
Архивные фотографии, взятые с ресурса
http://oldsamara.samgtu.ru/ расположены не по годам съемки.
На снимках видна реклама, расположенная с обеих сторон здания. У меня есть подозрение, что эта реклама не являлась временной, а рисунок был частью декора здания, либо несколько представленных здесь фотографий сделаны в один и тот же год.
К сожалению, качество фотографий и ракурс съемки не позволяют убедится в этом.