Feb 10, 2011 00:56
Вчера полдня потратил на поиск и сброс материалов про молодого жителя Грозного. В марте 2002 года за ним на БТРе и УАЗах приехали люди в масках. Ворвались в дом, подняли с постели и увезли в неизвестном направлении.
Так бы и сгинул в безвестности, если бы через пять дней не вернулся домой сосед, которого забрали с ним за компанию. Он-то и сообщил, что их обоих доставили в шестой отдел УВД МВД РФ по ЧР. Напомню, что за этим страшно длинным даже без расшифровки названием скрывались милиционеры-чеченцы. Они тогда только набирали жирок в насилии над соотечественниками, перенимали опыт у "федералов", чтобы вовсю разгуляться уже года через три или четыре.
Так вот, отпущенный ими сосед рассказал, что его пытали и избивали, требовали рассказать о боевиках и тех, кто их поддерживает. Поняв, что ничего не знает, отпустили. Про увезенного вместе с ним он знал только то, что посчитал нужным сообщить охранник: его этапировали в Пятигорск.
Мы записали историю этого человека и... забыли о нем. Сколько после было похищено таких же? Тысячи и тысячи! События в эти десять лет наслаивались друг на друга, хороня в памяти прежние. Если что-то и вспоминалось, то после обращений за помощью не прекращающих ни на день поиски родственников. Или, когда в семьях исчезнувших опять что-то происходило. Имя молодого грозненца всплыло снова при подготовке очередного тома хроники "Мемориала".
Для книги информации о нем оказалось слишком мало. Мы стали искать родственников. Надо было, чтобы кто-то рассказал, жив ли он, вернулся ли или же бесследно исчез, как в большинстве подобных случаев. Но никого из близких не нашли - ни одного! Только соседей. Они то и поведали, что молодого человека вроде бы осудили за участие в "незаконном вооруженном формировании" и отослали отбывать наказание куда-то, куда они сами не знают. И куда узнавать уже некому...
Спасаясь от бомбардировок и артиллерийских обстрелов города, в начале второй войны он вместе с семьей уехал в Асланбек-Шерипово, что в горном Шатойском районе республики. 18 февраля 2000 года российская авиация нанесла по этому, набитому беженцами под завязку, абсолютно мирному селу ракетно-бомбовый удар. У молодого человека погибли, перечисляю: мать, беременная жена, малютка дочка, брат, сноха и ее дочь-дошкольница. Сразу семь человек, считая и его не родившегося ребенка. Выжил только он, один, и он, похоронив тех, кого любил больше всех в жизни, ушел к боевикам. А потом был схвачен и осужден, потому что, получается, провинился перед Россией.
Подумайте, он - виноват! Он виноват?
Какая все-таки несправедливость...