Оригинал взят у
papilkin в
Совершенство беспределаОригинал взят у
r_arsenin в
Совершенство беспредела Жертв легальной кражи машин с каждым годом становится все больше. В Самаре развивается бизнес по эвакуации автомобилей за «неправильную» парковку
Есть существенная разница между теми, кто питается «колесами», и теми, кто ими кормится. Убедиться в этом корреспонденты «Самарских известий» смогли, когда в нашу редакцию обратился пенсионер Федор Киринский. Случай, о котором он рассказал, заставил нас пересмотреть свое отношение ко многим вещам. В том числе к тому, как в Самаре легко и абсолютно законно можно зарабатывать большие деньги. Как выяснилось, отличным источником дохода для местных дельцов вот уже несколько лет является эвакуация автомобилей как мера наказания за нарушение правил дорожного движения (ПДД). За это время работники службы эвакуации довели свою деятельность до совершенства. Судите сами.
Ежедневно с городских улиц исчезают десятки машин: эвакуацию производят без разговоров и компромиссов. Возможно, так и надо: встал в неположенном месте - изволь отвечать. Но как быть, если со временем выясняется, что дорожный знак, запрещающий стоянку, сам стоит здесь на птичьих правах, а люди, которые призваны быть блюстителями порядка, сами не прочь нарушить закон?..
Хвать и - тикать!
Утром 6 августа 2013 года на ул. Маяковского, метрах в сорока от ул. Буянова припарковался ВАЗ-2107. За рулем машины был житель Самары, пенсионер Федор Киринский. Ехали они с супругой от врача: после недавней операции на почках у нее обострились боли. Семейная пара решила заехать на мини-рынок, напротив Губернского, купить немного овощей. Федор Федорович предложил жене Анне Ивановне помощь, но она отказалась и попросила подождать ее в машине. Через пять минут на его мобильный телефон раздался звонок: «Федя, мне плохо». Пенсионер тут же развернул машину и стал двигаться по нечетной стороне ближе к ул. Коммунистической. Парковочное место нашлось только перед стоящим посередине улицы грейдером. Ближе подъехать не удалось, так как повсюду были торговые места, и стоящие в ряд иномарки. Киринский быстро отыскал жену, и вместе они вернулись к машине. Прошло не более полторы минуты. Однако «семерки» на месте уже не было.
Киринский, в прошлом опытный сотрудник органов внутренних дел, сразу оценил ситуацию и, как только жене полегчало, стал расспрашивать очевидцев.
- Я хотела вас предупредить, да ведь тут их целая банда, - сказала подошедшая женщина. - Двое стояли около меня. Как только вы ушли, один из них подал знак своим товарищам, и тут же из-за угла дома №97 по ул. Маяковского выскочил эвакуатор.
- На каком основании?! - возмутился Федор Федорович.
- Знак «стоянка запрещена» вон там, - показала свидетельница в сторону улицы Буянова. - отсюда не увидите.
- А был ли инспектор? - спросил «нарушитель».
- Никакого инспектора! Забрали и увезли.
- Да они тут такое творят! - подтвердила местная продавщица. - Несколько месяцев назад утащили машину у одного старичка. Он, бедненький, бежал за ней с палочкой, когда ее увозили, но они не остановились.
Уже через час Киринский прибыл на штрафстоянку - Волжский проспект, 15. У входа на ее территорию красовалась табличка: ООО "Муниципальная служба "Эвакуация".
Отстояв очередь из таких же пенсионеров, как он сам, и молодых девушек, наш герой зашел в вагончик, где сидел полицейский начальник. Инспектор 6-й роты полка ДПС ГИБДД У МВД по г. Самаре Андрей Табаев составил протокол об административном нарушении и предъявил нарушителю счет: штраф - 1500 руб. и 1800 оплата услуг эвакуатора.
- Это незаконно, безобразие! - снова возмутился Федор Федорович. - Платить не буду!
- Тогда каждые сутки будем прибавлять к штрафу по 600 рублей за простой на стоянке, - констатировал полицейский.
Пенсионер был вынужден сдаться, но пообещал, что просто так этого не оставит.
Еще большее возмущение Киринский испытал, когда в журнале учета этой организации обнаружил, что он 800-ый по счету. Легко можно представить доходы этой фирмы. С этого момента Федор Федорович начал свое расследование.
250 шагов до беспредела
Первым делом он решил узнать, что это за фирма, куда граждане платят свои деньги, имеет ли она отношение к городу. Ответ из самарской мэрии был краток: нет, не имеет. В какой же бюджет поступают средства? - спросил он в полиции, но ответа не получил. Зато получил новый адрес - Мориса Тореза, 72а. Вот только поговорить там с кем-либо ему не удалось - дверь закрыли перед его носом. Телефоны, которые были указаны в чековых реквизитах, не отвечали.
Тогда пенсионер решил зайти с другого конца.
- Я установил, - рассказывает он, - что дорожный знак, из-за которого мне выписали штраф, стоит на своем месте с нарушением ПДД. В нормативном акте четко прописаны условия установки дорожных знаков, и ни под одно из них знак на ул. Маяковского не подпадает. Стоянка в этом месте не создает помех движению автотранспорта, который там не ходит - мне это подтвердили в соседнем ТТУ. Но даже если я и нарушил что-то, то почему машину забрали только у меня? Передо мной стояли четыре иномарки, одна из которых залезла прямо на пешеходный переход, и у меня есть тому свидетели. Их не тронули, но меня как раз это не удивляет. Достаточно просто взглянуть на их номера: 100, 666, 696, 777, и все становится ясно.
Дорожные знаки в Самаре дали Киринскому пищу для размышлений. Правда, после той истории у него сдали нервы, и он сам стал пациентом клиники медуниверситета, где недавно оперировали его жену. Но и там он не терял времени. В свободные часы пенсионер прогуливался поблизости и обращал внимание на подъезжающие машины.
- Около въезда на территорию больницы стоит мужичок и принимает от блатных водителей то полтинник, то тридцатку. Открывает ворота: «Проезжай». А когда паркуются люди победнее и на дешевых отечественных машинах, то платить, само собой, не собираются. Таким мужичок говорит: «Становись туда». Водитель ставит машину, не видя, что неподалеку стоит запрещающий знак, и уходит в больницу -кого-то навестить. А я специально стою и жду, что будет дальше. Как только водитель ушел, этот мужичек с КПП достает мобильник и говорит: «Подъезжайте». Три минуты, и эвакуатор здесь! Я засекал. Ребята отстегивают мужичку мзду, грузят машину и уезжают. Никакой полиции.
- Я не поленился и прошел по Клиническому проезду, - продолжает Киринский. - 250 шагов, сам считал. И сколько, вы думаете, я увидел знаков, запрещающих стоянку? 14! От Карла Маркса до Гагарина по всему периметру - где бы ты не встал, ты попадаешь под действие знака. Потом я прошелся по всем ближайшим переулкам в сторону Мориса Тореза и Революционной. Насчитал 62 знака «остановка запрещена»! Кто их туда поставил? Кто принимал решение? Кем бы ни были эти люди, они явно развязали руки ловким самарским дельцам. И до чего те дошли! Никогда не забуду, как моей племяннице сообщили, что в больнице Семашко умирает ее отец. Она бросила все и приехала. Представьте себе ее состояние в такую минуту: увидеть родного человека, проститься с ним. А выходит из больницы - машины нет.
Накопив целую папку ответов из различных ведомств и не получив от них положительного ответа, Федор Федорович обратился в суд и полон решимости продолжать отстаивать свои права. Нам же только остается пожелать ему здоровья. Только на это приходится сегодня надеяться гражданину, которому по Конституции РФ гарантирована защита его прав.
Мнения
Александр Зорин, автор интернет-проекта «Честный юрист», кандидат юридических наук:
- В Москве зачастую сотрудник ГИБДД не присутствует при эвакуации. Ведь главное - это фиксация нарушения, а московская спецтехника для эвакуации оборудована видеокамерами с GPS (спутниковая система навигации) и временными датчиками. Таким образом, камера фиксирует нарушение водителем правил парковки и момент эвакуации.
Я одобряю такое решение. Например, в США эвакуацией занимаются только местные власти, а полиция лишь выписывает штрафы. Правда, там и нарушения совсем другие. Американцы всегда ставят машину там, где она никому не мешает - на стоянки. И нарушения заключаются лишь в том, оплачивают ли они стоянку (а все стоянки там платные), или нет. В случае нарушения водителю сначала выписывают штрафы, а если он их игнорирует, его автомобиль увозят на штрафстоянку. А в Чехии вешают на колеса специальное устройство, чтобы он не мог сдвинуться с места до момента, пока не будет оплачен штраф. И только по истечении нескольких суток, если водитель игнорирует штрафы, машину увозят на стоянку. Но если она мешает движению и угрожает безопасности граждан, увозят сразу. И это правильно, в местах, где создается препятствие движению пешеходов и транспорта, нужно применять эвакуатор. А в случаях, когда помех движению нет, можно ограничиться штрафами. Причем, местные власти могут по своей электронной базе контролировать нарушения конкретным водителем ПДД. При повторном нарушении - штраф можно увеличить, а при многократном - применять эвакуатор.
С одной стороны я во многом на стороне правоохранительных органов, в той части, что многие автомобилисты ставят машины где попало только потому, что им лень пройти квартал пешком. Но при этом власти определенно должны увеличивать инфраструктуру применительно к сегодняшнему потоку машин.
Михаил Матвеев, депутат Самарской Губернской Думы:
- На мой взгляд, сама концепция закона «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на
перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств» неправильна, так как фактически предусматривает, что любое нарушение ПДД влечет за собой эвакуацию автомобиля. И это дает возможность трактовать закон излишне широко, притом, что его цели не достигаются. А за то время, которое сотрудники полиции в паре с эвакуаторщиками тратят на вывоз 4-5 автомобилей, можно выписать квитанции сотням нарушителей. Кроме того, деньги, которые приносит этот бизнес, очевидно, не пополняют казну бюджета. Поэтому, на мой взгляд, в этот закон нужно внести поправки - так, чтобы он применялся только в исключительных случаях, когда нарушение правил парковки мешает окружающим. А чтобы действительно аккумулировать поступления денег в бюджет, при этом достигая целей этого закона, нужно фактически повсеместно ввести платные парковки. По сути - просто снять знаки, запрещающие остановку и заменить их знаками о платной стоянке. По крайней мере, это будет честнее по отношению к гражданам.
Что касается дорожных знаков на территории Самары, то у меня, как у автомобилиста, тоже часто складывается ощущение, что многие из них являются некой «кормушкой». Помню, когда я служил в армии, у нас стоял знак, запрещающий въезд в запретную зону. Но стоял он таким образом, что его можно было перемещать туда-сюда, чем и пользовались часовые - намеренно убирали знак, заманивая людей в запретную зону. А когда туда проникали ничего не понимающие граждане, бойцы клали ли их лицом на землю, и за задержание «нарушителей» сразу получали отпуска от руководства. Подобная игра, на мой взгляд, ведется и нашими органами власти: понаставили запрещающих знаков в расчете на то, что человек от безысходности туда поедет и поставит там машину. Таким образом, необходимо общественными усилиями проводить ревизию всех знаков в городе, и лишние - просто поснимать.
Комментарии:
Александр Ворсунов, старший юрисконсульт отдела обеспечения судебной защиты ООО ЦПП «Потенциал»:
- Причины, по которым автомобиль могут направить на штрафстоянку указаны в ст. 27.13 КоАП РФ, и их список достаточно обширен - от парковки в неположенном месте или управления автомобилем водителем без прав, до использования автомобиля в качестве рекламной конструкции. Поскольку санкции за такие правонарушения предусмотрены федеральном законодательством, их исполнение возложено на органы полиции. Такова на сегодня позиция Верховного суда о разграничении предметов ведения. Однако сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы передать эти полномочия регионам. Но для этого придется признать утратившими силу статьи федерального закона и внести их в законы субъектов.
Что до определения порядка эвакуации - это законодателем возложено именно на субъекты РФ. В нашем регионе действует Закон от 09.07.2012 № 74-ГД, который устанавливает необходимость для исполнителя-эвакуатора опечатать двери, форточки, люки, багажник, капот, люк бензобака, составить акт осмотра автомобиля с указанием даты и времени, основных сведений о нем, о наличии каких-либо видимых повреждений, а также о наличии основных комплектующих - колеса, колпаки колес, антенна, зеркала, фары, и, при возможности, о том, что находится в самом автомобиле внутри. По факту автомобили опечатывают не всегда, и уж тем более зачастую игнорируют составление акта осмотра, что является нарушением закона. Возможно, что если бы службы эвакуации соблюдали такой порядок, их работа стала бы менее оперативной.
При доставке автомобиля на стоянку, начинается почасовой отсчет срока хранения, и за каждый час пребывания на стоянке водитель должен будет уплатить денежные средства. Таким образом, по сути дела владелец автомобиля при эвакуации платит трижды - сначала штраф за административное правонарушение, потом - оплата транспортировки автомобиля на стоянку, и оплата ее хранения на стоянке.
Юрий Некрасов, зам. начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области:
- Киринский Федор Федорович действительно обращался с жалобами во все инстанции по линии ГИБДД и прокуратуры. И я должен отметить, что проверки по его запросам проводились как на городском, так и на областном уровнях, и подтвердили обоснованность действий сотрудников ГИБДД. Более того, наши сотрудники встречались с ним лично и разъясняли ему свою позицию. Но, очевидно, в силу возраста он не до конца разобрался в материалах дела. Между тем, факт его правонарушения доказан на 100%.
Прежде всего, как он может утверждать, что его автомобиль был эвакуирован в отсутствие сотрудника ГИБДД, если самого Федора Федоровича в этот момент не было на месте? Эвакуация машины без участия инспектора исключена. Что касается протокола об административном правонарушении, то он составляется в присутствии правонарушителя, а если таковой отсутствует (как это было и в этом случае), административный протокол при двух понятых составляется на штрафстоянке. Два понятых всегда присутствуют и на момент эвакуации автомобиля, чтобы подтвердить факт правонарушения и факт самой эвакуации. Также у нас имеются фотоматериалы, представленные сотрудником ГИБДД, который проводил эвакуацию. В ответах Киринскому фамилию этого сотрудника не называли, т.к. это служебная информация. Теперь по знаку, под которым оштрафовали Федора Федоровича. Дислокация дорожных знаков разрабатывается администрацией Самары по согласованию с госавтоинспекцией, и ни один знак не может появиться из ниоткуда. В отношении этого знака на участке ул. Маяковского проводили специальные проверки, в ходе которых установили, что знак отвечает всем необходимым нормативам. Конечно, гр-н Киринский вправе обратиться в суд, но и в суде мы готовы доказать свою правоту.
Елена Борисова, жительница Самары:
- Для меня каждая поездка в детскую поликлинику на Молодогвардейской (по той же улице стоит и взрослая, с аналогичными порядками эвакуации) - головная боль. Около нее стоит знак, запрещающий стоянку, и постоянно работает эвакуатор. И где в таком случае ставить машину? У меня двое маленьких детей, и каждый раз идти с ними в поликлинику от стоянки очень трудно и далеко. А ведь туда ходят и инвалиды, и старики. Зато рядом - Губернская Дума, где машины ставят в три ряда, так что проехать можно только по «встречке»!
Светлана Кузнецова, жительница Самары:
- Прошлой осенью нашу машину тоже эвакуировали. Приехали к ТД «Захар» в девятом часу вечера, машину припарковали на той стороне улицы, где находится Сбербанк и троллейбусное кольцо. Там вовсе нет запрещающего знака, машин было не больше трех на всей территории, так что наш автомобиль не мешал ни им, ни пешеходам. В магазине были минут 20 - возвращаемся, машины нет. А мы с маленьким ребенком. Водитель соседней машины сказал, что никакого инспектора во время эвакуации рядом не было.
Михаил Дебалькин, автолюбитель:
- У эвакуаторщиков есть свои «насиженные» точки рядом со знаками, запрещающими стоянку. Волжский проспект (в частности возле Ладьи), ул. Куйбышева, Молодогвардейская и другие. Но если тот же Волжский проспект или, скажем Аэродромная в районе Авроры узки, и их расчистка от машин оправдана, то, скажем, Вилоновская, на которой часто орудуют эвакуаторы, достаточно широка, и стоянка там не мешала бы движению. А самое непонятное для меня место - это пересечение 22 партсъезда и Победы. Там, напротив школы №166 стоит знак, запрещающий остановку. Зачем он там нужен - загадка. Парковаться можно по всей длине ул. Победы, разумеется, кроме мест, где есть перекрестки, пешеходные переходы и остановки автотранспорта. А именно тут - нельзя. Между тем, с противоположной стороны, прямо у школы - можно. Я неоднократно наблюдал, как напротив этой школы под тем знаком забирают машины, которые никому не мешают.
Ирина Перепелкина, автолюбитель:
- Первый раз мою машину утащили на эвакуаторе по ул. Молодогвардейской, возле строительного института. Только потом я обратила внимание, что там стоят знаки. Причем, стоят по всей улице, и куда бы ты ни встал - окажешься нарушителем. Улица широкая, а парковок нет. Второй раз - на ул. Кирова, напротив Вива Ленда. И что характерно, и в первом, и во втором случае знаки висят таким образом, что их трудно увидеть. Как и в первый раз, я выхожу на улицу (заходила в торговый центр буквально на пять минут) - машины нет. Прилетают, как коршуны - у нас «скорая» и пожарные с такой скоростью не ездят. И самое страшное, что эвакуаторщики не оставляют за собой никаких следов - не ставят водителя в известность, что его автомобиль увезли на стоянку. Человек, не сталкивавшийся с этим, сразу схватится за голову - украли. А какого-нибудь пенсионера и вовсе может хватить удар. Меня же больше всего поразило, что за их «услуги» я должна заплатить 1800 руб., тогда как они оттащили мою машину за пару кварталов от места, где она стояла. В то же время мой знакомый вчера вызывал эвакуатор сам, чтобы ему помогли доставить машину в автосалон - расстояние в пять раз длиннее, чем в моем случае. Так вот он уплатил за это всего 1200 руб.
(фото Юрия Стельца)