К вопросу о road movie на танке

Mar 27, 2017 23:07

Посмотрел я тут некоторое время назад небезызвестный фильм The Beast of War (иногда также называемый просто The Beast) 1988 года. Действие просходит в 1981 году в Афганистане, рассказ идёт о советском танке, отбившемся от своего взвода и заблудившемся в пустыне. За танком охотятся безобидные духи, мстящие злым шурави за уничтожение своей мирной деревни, в которой они ни разу не торговали рабами и не выращивали мак, а сугубо починяли примус. По ходу дела жестокий командир танка убивает проводника-афганца, солдата правительственной армии, а механика-водителя, заподозрив в симпатиях к местным, оставляет привязанным к камню и заминированным в качестве ловушки для преследователей. Механик-водитель попадает к духам, корешится с ними и помогает им уничтожить танк. После чего, однако, возвращается-таки к своим.

Прямолинейное и бесхитростное кинцо, встреченное в своё время критиками и публикой весьма прохладно. Я его, однако, сел смотреть, поскольку меня заинтересовали увиденные в трейлере и на слайдах кадры с сочно снятой бронетехникой - а я люблю хорошее, здоровое танковое порно. Но подробнее, впрочем, под катом.



Чтобы сразу закрыть вопрос оценки фильма - фильм плохой. Скучный, с незатейливым сюжетом и плоскими персонажами, а самое главное - какой-то... недотянутый. Вот у нас вроде как гримдарк про военные зверства - но нет, как-то картонно и недолго это всё происходит. Вот как бы роад-муви с элементами хоррора и выживания в стиле спилберговской Дуэли, только наоборот - но и в этой части сделано как-то бледно, не раскрыты многие возможности. Вот любимая голливудцами история про то, как цепной пёс тоталитарного режима проникается своей неправотой и переходит на сторону няшных дикарей (см. Танцы с волками, Аватар и т.д.) - но реализована эта сюжетная линия настолько схематично и беспомощно, что воспринимать её сколько-нибудь всерьёз не получается даже при наличии желания. Да даже как агитка этот фильм проваливается - центральный антагонист с истинно русской фамилией Даскал, командир танка, выглядит скорее свихнувшимся отморозком-одиночкой, чем представителем жестокой и бесчеловечной системы, которую авторы пытались показать (см. Апокалипсис сегодня и кучу других американских фильмов про Вьетнам, там тема поехавших кукушкой военных раскрыта на отлично, но антиамериканскими агитками они при этом не являются).



В общем, из фильма не получилось ни бодрого боевика, ни атмосферного триллера, ни даже нормальной лубочной пропаганды. Что же в нём есть хорошего? Хорошая (без дураков хорошая, прям вот на пятёрку) работа оператора, встречающиеся временами сцены с классной жутковатой атмосферой затерянности во враждебном окружении, элементы вархаммера (традиционные для антисоветчины) и много-много упомянутого выше танкосексуализма. Начал смотреть, в основном, ради последнего, но потом проникся и остальными упомянутыми пунктами.



Афганистан снимали в Израиле. Виды получились очень живописные, но на реальные афганские непохожие от слова "совсем", что заметили даже те, кто с Афганистаном знаком только по фотографиям.



Афганцев играли в основном индийцы - собственно, чуть не половина разговоров между ними идёт на хинди, хотя по сюжету подразумевается пушту. Впрочем, если не обращать внимания на это и на очень местами неафганские лица актёров, вышли они как раз очень похожими на реальные прототипы. Крайне забавно наблюдать на экране совершенно аутентичных на вид бармалеев в роли приторно-хороших парней с горячими сердцами и чистыми помыслами - лет через десять настрой синематографа, в том числе и американского, поменяется в их отношении на все сто восемьдесят градусов, да таким до сих пор и останется.



Кстати, я был очень удивлён, когда узнал (уже после просмотра фильма), что Т-55 на экране, оказывается, символизировали вовсе не самих себя, а Т-72. Более того, в роли Т-55, косплеящих Т-72, выступают израильские Tiran-5Sh (которые на самом деле таки Т-55, но затрофеенные израильтянами у арабов и перевооружённые британской 105-мм пушкой вместо родной 100-мм и "Браунингами" вместо штатных пулемётов).



Кстати, Browning M2 HB в турельном пулемёте вполне легко узнаётся на крупных планах, хоть его и пытались замаскировать под ДШК.



В эпизодической роли Ми-8 выступает французский "Супер-Фрелон".





Но главным героем является, конечно, именно потерявшийся танк. Он показан вообще какой-то супер-машиной смерти. Не только стреляет из пушки и пулемётов, не только давит культистов Хаоса моджахедов гусеницами, но ещё умеет пускать ядовитых газов, имеет огнемёт (Слава Императору! Смерть еретикам!) и даже оснащён датчиком движения а-ля Чужие.



Огнемёт. Да, на Т-72 он никогда не устанавливался, а в огнемётной версии Т-55 стоял на месте спаренного пулемёта, а не на крыше башни, но не будем придираться к вархаммеру.



Датчик движения. Чувствительный, как нетрудно заметить.



Банка из-под нажористого химикалия. Советские варвары, как им и полагается, отравляют все попавшиеся на пути колодцы и водоёмы. Потому что варвары.



Интерьеры танка душевные - задолго до этой вашей Ярости.





Радиоприёмник. На нём танкисты слушают Цоя, пока зверь-командир не приказывает выключить к херам. Пофиг, что Троллейбус, который идёт на восток вышел через два года после действия фильма - вписывается в меланхолию пустыни и пыльной брони он отлично.



Ну и просто немного кадров вразнобой.









Смотреть? Ну, на самом деле, не стоит. Это я тут любитель странного и тонкий эстет-извращенец, выковыривающий изюм отдельных кадров и ракурсов из кучки несвежего навоза, а нормальным людям скорее всего просто покажется напрасной тратой двух часов времени.



Текущий статус - 4.782

кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино, шизомилитаризм, внимание - танки!

Previous post Next post
Up