И ещё раз о космических линкорах

Jan 16, 2017 22:18

Надысь промежду делами засмотрел живую версию Космического линкора "Ямато" 2010 года, носящую в оригинале название Uchuu Senkan Yamato 2199, а в отечественном официальном кинопрокате фигурировавшую как 2199: Космическая одиссея. Кстати, именно русскую версию я и наживил. Как выяснилось, отечественный дубляж здорово сглаживает традиционное японское переигрывание, и благодаря более естественным для нашего уха интонациям в речи поведение персонажей становится не таким карикатурным. Впечатления остались смешанные, излагаю их под катом - с минорными спойлерами, но, блин, уж сюжет такой седой классики вроде все и так знать должны.



Хоть фильм и длинный (идёт без малого два с четвертью часа), но впихнуть в него все перипетии, понятное дело, было невозможно. Соответственно, сюжет ожидаемо упрощён, причём местами весьма сильно. Например, практически полностью убраны приключения "Ямато" по дороге к Искандару (то есть, то, что составляло основную суть как оригинального сериала, так и перезапущенного). Линкор добирается до цели в самом буквальном смысле за три прыжка, побывав между ними в паре довольно коротких и блёклых боёв. Полностью выкинуты Старша и Саша, а Юки Мори здесь чистокровная землянка. Красивая, но на первоисточник непохожа вовсе (см. слайд ниже).



Соответственно этому порезаны и гамилонцы. Откровенно говоря, они из сюжета убраны вовсе. Точнее, превращены в очень банальную биологическую цивилизацию с коллективным разумом - нечеловечески затёртый штамп фантастики, который было особенно обидно видеть на фоне замечательных, выпуклых и многогранных гамилонцев из перезагрузки.



Финальная заруба, занимающая последнюю треть фильма, хоть и вполне пафосна и местами даже пробирает, но сделана, на мой вкус, изрядно затянуто. Отжав из неё немного воды, можно было бы не только повысить годноту финала, но попутно выкроить, не меняя общей длины ленты, минут десять-пятнадцать для каких-нибудь приключений по дороге на Искандар или для более полного раскрытия антагонистов.



Ну и раз уж мы о персонажах. Кодай хорош, местами даже интереснее, чем в перезагруженном сериале. Собственно, весь сюжет построен вокруг превращения его из типичного разочарованного героя-одиночки в человека, способного принимать непростые решения и брать ответственность на себя. За счёт этого он получился куда более выпуклым, чем прочие герои.



Капитан Окита фактурен и харизматичен, но, увы, в основном работает мебелью. К тому же сходит со сцены в середине фильма, оставляя прочих отдуваться за успех экспедиции.



Главный механик офигенен, но экранного времени ему почти не дали. Он и так-то персонаж не центральный, а в условиях ужатого до минимума сюжета практически совсем исчез. Печально.



Страшноглазый старпом.



Друг Кодая, рулевой - забыл, как его зовут. Очень мне напоминал всю дорогу Карла Урбана в роли Боунза.



Традиционного мацумотовского лысого толстяка-доктора заменили на рыжую меганекку. Причины этого не ясны, но не одобрить этого я, сами понимаете, не могу.



Рыжее котэ и флакон общеукрепляющего, впрочем, перекочевали к ней от рисованного прототипа без изменений.



Кстати, ни пылинки на кителе, да. Квасят в фильме необычно много - очевидно, в угоду подростковой аудитории. То есть, не то чтобы совсем не просыхают, но накатывают с беспокоящей периодичностью, кроме, собственно, финала.



Прочие персонажи совсем эпизодичны и в основном даже безымянны, но смотрятся гармонично, диссонанса и отторжения не вызывают.



Симпатичные девчонки, опять-таки, попадаются в приятных глазу количествах.



Краснорубашечники. Ну, то есть, служба безопасности. Смотрятся вполне круто, даже несмотря на то, что вопиюще пренебрегают защитой головы.



По технической стороне. Космические бои смотрятся внезапно пластмассово, да к тому же камера работает очень криво, толком не видно ни масштаба происходящего, ни общей картины ситуации. Так, что-то мелькает, что-то сверкает, пиу-пиу раздаётся. Вдобавок, для космооперного боевика этих самых боёв как-то немного, что огорчает отдельно.







Зато очень порадовал один момент, пусть и короткий. Кодай в роли Уоша, падающего, словно листок на ветру, сквозь гамилонскую ПВО.
- Они засекут тебя сразу же, как только ты включишь двигатели!
- Кто сказал, что я буду включать двигатели?



Порадовали и полноразмерные макеты истребителей, используемые для крупных планов - то есть, видно, что актёр, играющий пилота, не на стуле на фоне зелёного экрана сидит, а натурально в кабине, и фонарь, кусок фюзеляжа, и прочие попадающие в кадр детали его машины смотрятся живыми. И всё это, разумеется, качает, трясёт и колбасит в реальном времени.



Отлично изображены интерьеры "Ямато" - со всей положенной любовью и технофетишизмом. Соответственно, тот факт, что на экране видно в основном их, а не красоты космоса, из-за этого меня расстроил не так сильно.







Отдельно понравилось, как показали Землю. Атмосферный такой ржаво-засранный фоллаут с кучами беженцев, теснящихся в каких-то импровизированных лачугах в явно не предназначавшихся изначально для жилья подземных сооружениях.





Пистолеты у личного состава не понравились. Вместо секси "Космо-Намбу" - какое-то квадратное глокоподобное нечто предельно банального и некосмооперного вида.



В происходящем много-много пафоса. Это, в общем, правильно, ради этого такие фильмы и смотрят. Кстати, что забавно, хотя в русскоязычном прокате из названия имя линкора убрали, но мотивирующую речь Кодая про то, что "Ямато" неудержимо прёт вперёд ради надежды, счастья и добра, прям как в сорок пятом, таки оставили.



Финальная часть, правда, очень уж напоминает Starship Troopers, что несколько снижает накал.



Ну и пафос начинает, соответственно, скатываться в гиперутрированную форму "если ты громко орёшь, делаешь страшное лицо и много дакка-дакка, то целиться тебе не надо - враги сами будут толпами падать замертво, даже если твои стволы направлены явно выше их голов".



Зато вот грузовичок геройский мне пришёлся по душе. Такая очень характерная импровизация на тему чего-то, что можно быстро, за два вечера перед отлётом сообразить на случай, если придётся высаживать десант во враждебное окружение, а бронетехники под рукой нет. Лютый перемогамобиль, слепленный из какого-то футуристичного самосвала путём навешивания стальных листов и прорезания в них дырок для ружья.



Напоследок, по традиции - немного слайдов вразнобой.











Итог? Положа руку на сердце - фильм на один раз. И даже если его не посмотреть - ничего не потеряешь. Ознакомиться имеет смысл только в научно-просветительских целях, чтобы знать, как нынешние японские кинематографисты представляют себе космооперу, либо "для коллекции", если являетесь поклонником франшизы про космический линкор, и все рисованные воплощения уже посмотрели. Всем остальным - строго по желанию. Но если есть желание ознакомиться с франшизой, то, без всяких сомнений, стоит сделать это, посмотрев сериал 2012-13 годов - он на голову превосходит живую экранизацию практически по всем параметрам.



Текущий статус - 4.782

кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино, fire in the sky, uchuu senkan yamato

Previous post Next post
Up