28

Dec 28, 2016 21:30

К фильму Двадцать восемь панфиловцев я изначально имел отношение весьма скептическое и даже, признаюсь честно, одно время склонялся к мнению, что он вообще не будет снят. Однако его таки доснимали, что, наверное, таки скорее хорошо, чем плохо. В кино я не пошёл по ряду различных причин. Тем более, что некое государственное лицо заявило, помнится, что за ради патриотического воспитания и всеобщего народного просвещения фильм по окончании проката в кинотеатрах будет сделан доступным для бесплатного онлайн-просмотра всеми желающими. Прокат в кинотеатрах закончился, и фильм действительно стал официально доступен онлайн. Правда, не бесплатно, а за 120 рублей, на официальном сайте же появился абзац о том, что, дескать, тем самым хочется дать возможность заплатить за билет всем зрителям пиратских копий. Сумма невелика, конечно, но сам принцип, знаете ли. Однако если некое государственное лицо не может по тем или иным причинам сдержать своего обещания (я всё понимаю, жизнь у государственных лиц часто бывает сложна), это не значит, что его обещание ему не помогут сдержать другие люди. Лично я, как и было обещано, ознакомился с фильмом и патриотически просветился совершенно бесплатно, при помощи торрентов. Нет, не потому, что мне ста двадцати рублей жалко. Из принципа. Свои впечатления и излагаю под катом.



Степень соответствия историческим реалиям интернет-обзорщики разобрали по косточкам сразу после премьеры. Если сформулировать вкратце - по заклёпочной части всё близко к безупречному, за исключением нескольких косяков типа неправильных петлиц. По части не заклёпочной, а событийной всё, соответственно, ровно наоборот - фильм представляет собой почти дословную экранизацию устоявшейся версии мифа. Лично я считаю это недостатком и вообще плохим свойством, кто-то, конечно, может относиться иначе. Очень хорошо показано, какая страшная штука - неподавленный пулемёт. Совсем не показано, насколько страшная штука танк. С одной стороны, вроде бы залепух особых нет - и сорокапятки бьют немцев только в борт, и ПТРы никакой запредельной эффективности не демонстрируют (пару раз сбили гусеницу, один раз застрелили радиста через смотровой прибор и ещё то ли разбили прицел, то ли заклинили маску орудия, в остальное время никакого воздействия на танки их пальба не оказывает). С другой стороны - танки лопаются, словно в Call of Duty, пачками, и хотя вроде в ответ кого-то убивают, но сильно немногих (почти всех жертвы наших - на счету немецкой артиллерии и сопровождающей танки пехоты).



Сами танки, кстати, сделаны очень качественно. Некоторые жаловались, что, мол, их компьютерная рисованность очень бросается в глаза - то ли я так уже привык к компьютерной графике, то ли на экране кинотеатра такое заметнее, чем на мониторе компьютера, но как по мне танки выполнены на ять. Прямо как живые, с кучей мелких деталей, реалистичной анимацией и прочим в этом роде. UPD: В комментариях товарищи уточнили, что танки не компьютерные, а только обработаны на компьютере - на самом деле это миниатюры. Что ж, ещё больший респект.



Сильно порадовало, что вспоминают и упоминают (а местами даже и показывают) такие нехарактерные для военного кино, но жизненно важные для военной реальности вещи как маскировка, артподготовка (всё равно жиденькая по сравнению с реальностью, но хотя бы так), запасные позиции и даже ложные позиции. Последнее я вообще впервые вижу, если не считать фильмов, специально посвящённым теме (типа того старого советского, где главный герой присматривал за фальшивым аэродромом).



Интересный способ подготовки бойцов к забрасыванию танков гранатами показали. Не знаю, применялся ли такой в реальности, но выглядит правдоподобно и крайне интересно. Одобряю.



Чисто технический момент - в разных сценах картинка сильно разнится. То ли свет делали разный, а потом постобработкой не пригладили, то ли наоборот, постобработку выполняли в совершенно разнящемся ключе, то ли ещё что - я в синематографических тонкостях не особо силён. Но факт в том, что стиль видеоряда меняется произвольным образом от "телерепортаж в пятницу вечером" до "театр а-ля спартанцы Снайдера".



Режиссёр очень любит длиииииные сцены. Например, где камера плааааавно так едет вокруг персонажей, а те сидят, курят, думают. Потом говорят фразу-другую и снова замолкают, а камера едет дальше ещё секунд десять-двадцать. Или где наоборот - камера стоит, а персонажи идут. Секунд тридцать, опять же, просто идут, хотя для того, чтобы обозначить, что вот это вот двое тащат моток колючей проволоки укреплять позицию, а вот этот убежал за командиром, потому что командир ему приказал, хватило бы пары секунд. Или просто какие-то действия изображаются чуть ли не в реальном времени: боец бежит вдоль телефонного провода, проверяя, где он оборван, командир сидит с трубкой у уха в ожидании, пока починят связь, снова боец бежит, снова командир сидит, снова боец бежит, и так с минуту. Вероятно, таким образом фильм пытались противопоставить голливудским летним блокбастерам, смонтированным в клиповой манере. Или, может, режиссёр неопытен. Или ему просто нравится такая неторопливость. Хрен знает. В любом случае, перемонтировав фильм более динамично, его можно сократить минимум на треть без потери смысла и со значительным усилением эмоционального посыла (потому что в текущей версии иногда становится скучно даже в самые напряжённые, по сценарию, моменты - именно из-за затянутости).



Первая половина фильма из-за этого вообще превращается в расслабленный военный тортослайс, где персонажам только самовара и связки баранок не хватает для полного кейона окружающей среды. И я был бы даже не против посмотреть такой фильм, но проблема в том, что все мы знаем - данная конкретная лента снята про эпическую битву, и ради неё зритель на этот фильм пришёл. Если авторы хотели создать саспенс и передать ощущение постепенно надвигающейся бури, то им это не удалось, увы. Как минимум, стоило потратить эти сорок минут на то, чтобы познакомить зрителя с персонажами - тогда их последующие подвиги и геройская гибель воспринимались бы полнее и острее - но даже этим никто не заморочился.



К счастью, в финальном бою этот недостаток проявляется заметно менее, и драйв с пафосом начинают не на шутку затягивать. По крайней мере, этот бой я посмотрел залпом, не отрываясь, в то время как при просмотре предшествующей части фильма, включая первые два боя, то и дело начинал скучать, ставил на паузу и уходил пить чай или листать френдленту.



Кстати, интересно - хотя бойцы в любую свободную минуту вполне аутентично смолят папиросы или самокрутки, в начале фильма не было традиционного для последних лет титра с предупреждением о том, что фильм содержит сцены курения и потому может быть смертельно опасен для неокрепшей психики беременных женщин, детей и стариков. Может, это только в кинотеатрах показывают, а в дисковых изданиях такое лепить закон не обязывает? Или просто пираты этот титр обрезали?



Некоторые из смотревших в кинотеатре отмечали такой художественный приём - что, мол, на протяжении всего фильма нам не показывают врага в лицо, он как бы реализован в виде злой массы, стремящейся уничтожить героев. Подобный вариант, наверное, добавил бы фильму эмоциональных баллов, но дело в том, что он означенным посмотревшим попросту привиделся. Вероятно, в их памяти просто ярче всего отложились немецкие пехотинцы из финального боя, действительно идущие в атаку с закрытыми лицами (типа, зима, холодно).



Потому что вообще лица немцев на экране демонстрировались не раз, в том числе отнюдь не мельком и крупным планом:









Впрочем, даже с учётом этого, немцы показаны вполне демонически, и необходимый мороз по коже обеспечивают. Иногда, правда, слишком мало стреляют или пользуются башенным орудием там, где гораздо больше пользы принёс бы спаренный с ним пулемёт. Но спишем это на условности жанра - иначе сказку про сто тыщ подбитых танков снять бы не получилось, пришлось бы ограничиться более реалистичными двумя-тремя, прежде чем персонажи бы кончились. Но всё равно, даже в таком виде вполне создают впечатление врага сильного и опасного, сражаться с которым - это не в пинг-понг со стенкой играть.



Увы, по-настоящему безликой толпой в итоге смотрятся наши, что совершенно непростительно. Персонажи, в силу одномерности характеров, ничем друг от друга не отличаются. Попытки сделать интернационал очень похвальны по сути своей, но на практике делают ситуацию ещё хуже. Например, в местных украинцах я натурально путался. Они реально одинаковые, как негры в глазах ку-клукс-клановца - говорят с одним и тем же произношением, одними и теми же оборотами, а вдобавок ещё и на лицо похожи. Я так и не понял в итоге даже, сколько их - двое, трое или четверо? Разгадка, скорее всего, в том, что актёрам мимику и речь ставили экспресс-методом у одного и того же преподавателя и синхронно, вот они и получились, как горошины из одного стручка.



Диалоги писаны левой пяткой студийного уборщика. Они состоят из двух чётко различимых частей: картонные лозунги и смехуёчки с форумчика. Когда персонажи не пытаются натужно хохмить, они изрекают банальности с натужно-пафосным видом, а когда не изрекают банальности с натужно-пафосным видом - непременно пытаются натужно хохмить. Авторам стоит потратить сутки своего времени на то, чтобы пересмотреть по три раза и вызубрить назубок фильмы, снятые о войне настоящими фронтовиками и/или непосредственно по воспоминаниям настоящих фронтовиков. Те же На войне как на войне или Они сражались за Родину, для начала. Пусть послушают, как и о чём разговаривают на передовой настоящие живые люди. Впрочем, два момента всё же получились достаточно проникновенными - речь комбата перед выдвижением на позиции (на слайде ниже) и, собственно, заряд политрука Клочкова (или Диева, в фильме так и не определились с его фамилией) про "отступать некуда - позади Москва".



Единственные, кто нормально разговаривает, не вызывая фейспалма - этот вот расчёт пулемёта. Правда, в фильме их немного.



Многие (точнее, почти все) жаловались на отсутствие в фильме характеров персонажей, их взаимоотношений и их развития. Подтверждаю - так и есть. На экране действуют плакатные супермены, даже не плоские, а одномерные. Пару раз некоторые из них проявляют нечто вроде страха - точнее, изображают его проявление, проформистски и неправдоподобно. Самый яркий из этих моментов был показан, собственно, в самом первом тизере фильма, который "Спокойно жгём танки". Всё остальное время они именно что спокойно жгут танки - словно видеоигру проходят. А ведь если нет страха, то нет, стало быть, и преодоления страха. А если нет преодоления страха - то нет и подвига. Так что в итоге выходит, что в фильме о подвиге нет самого подвига.



Отношений между персонажами тоже никаких нет - они не только по отношению к окружающей ситуации никаких эмоций не испытывают, но и по отношению друг к другу. В самом начале, когда лейтенант в будённовке проводит инструктаж по немецким танкам, возникает ситуация с тем, что один боец непрерывно хохмит (да, ещё больше, чем все остальные вместе взятые), лейтенанту это не нравится, но за бойца заступается политрук - мол, он у нас хоть и дурак, но храбрый зато, вы на него не серчайте. Это было хоть и насквозь шаблонно, но хотя бы как-то интересно. Увы, сразу после окончания инструктажа (включающего показанный выше макет танка) лейтенант из кадра исчезает и более в фильме не фигурирует. Вместе с ним исчезают и взаимоотношения персонажей.



Какую-то попытку кого-то раскрыть предприняли в единственной сцене, где бойца провожает на позицию деревенская девушка, но сцена эта вышла столь короткой и невнятной, что я даже не запомнил, кого же она провожала из персонажей.



Вышеупомянутого лейтенанта-инструктора тоже некоторые считали отчасти раскрытым персонажем за то, что он носит будёновку, которая на тот момент уже года два что ли или три была отменена в Красной Армии. Мол, такой вот он, наверное, консерватор и нонконформист. Оказывается, нифига, оказывается, это просто ляп, как и с петлицами. Потому что в сцене выхода роты на позиции мелькает пара связистов, которые тоже носят будёновки, а три эпизодических консерватора-нонконформиста на фильм - это явный перебор. К тому же, товарищи в комментариях подсказывают, что по факту будёновки хоть и были отменены, но в сорок первом встречались ещё довольно часто, что окончательно лишает головной убор лейтенанта остатков индивидуальности.



Впрочем, хватит уже ругать фильм, надо и похвалить. Тем более, что в итоге он мне, на самом деле, понравился. Ну, я люблю простые истории про простое и страшное превозмогание. Страшно, честно говоря, особо не было - тут вам не Горячий снег, отнюдь - но в целом необходимый градус сопереживания, несмотря на все препоны со стороны авторов, таки накапливается - правда, ближе к финалу, но таки накапливается.



Кадры, опять-таки, попадаются весьма красивые. Потенциал у режиссёра и оператора явно есть, надо его только упорядочить и развить.









И в итоге наши победили. И даже погибли не все, вопреки исходному тексту мифа. И музыка, кстати, очень понравилась - в лучших традициях советского кино.







В целом, фильм, конечно, хороший. То есть, основа для военно-исторического боевика - практически идеальная с точки зрения исторической достоверности в мелочах, всяких военных тонкостей и умелого донесения до среднего зрителя всего этого добра так, чтобы он не очень заскучал и почти всё понял. Теперь осталось добавить к этой основе, собственно, фильм - то есть, сюжет, персонажей и диалоги - и взять за основу что-нибудь более достойное, чем высосанная из пальца статейка корреспондента, побоявшегося ехать на передовую за реальным материалом. Благо, материал обилен - реальных подвигов наш народ за четыре года войны совершил на дюжину поколений кинематографистов. Так что если не пойдут товарищ Шальопа с компанией по кривой дорожке распила бюджетного бабла на пару с министром культуры, то есть шанс увидеть от них по-настоящему хорошее кино. Я наивный оптимист, я буду в это верить. И даже, наверное, денег немножко занесу. Вдруг пригодятся?



Текущий статус - 4.782

кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино, шизомилитаризм

Previous post Next post
Up