О буднях захолустных окраинных планет

Nov 24, 2015 23:47

Вчера шуршали с супругой по небезызвестному трекеру, который, кажется, снова собрались закрывать, и я там совершенно случайно узрел блюрейный ремастер фильма, который давно хотел посмотреть - The Day the Earth Stood Still (День, когда Земля остановилась). Научно-фантастическая драма, снятая в 1951 году, на весьма небезынтересном социальном фоне. Вовсю бушевала параноидальная истерия начала Холодной войны с сопутствующей охотой на ведьм, доносительством и травлей всех, заподозренных хотя бы в тени симпатии к коммунистам, а на фоне этого всё полировалось ещё и истерией "тарелочной", так как именно в этот период над территорией США наблюдалось ненормально большое количество неопознанных летающих объектов, и газеты шумели по этому поводу ого-го как. Фильм, однако, оказался не совсем таким, как я ожидал. По описаниям выходила картонная дидактика про то, как прилетел к тупым землянам добрый пришелец и пригрозил, что воевать нехорошо, после чего улетел восвояси. На поверку же оказалось, что хоть канву все излагали верно, но массу нюансов упустили. Очевидно, не про все вспомню и я, так что сразу предупрежу - многого от обзора ждать не стоит. Но если кому интересно - добро пожаловать под кат.



Вот за что люблю старые фильмы, так это за то, что там запрягают с места в карьер. Это начиная с последней четверти двадцатого века и далее нам вначале непременно покажут как главный герой или, скажем, центральный герой второго плана кушает завтрак или ловит рыбу, развернут существующие у этого героя проблемы в личной жизни и дыры в финансовом благосостоянии, потом без лишней спешки начнут подводить к завязке сюжета... То ли дело тут - фильм начинается с изумлённого крика "Ёманарот!" Ну, то есть, "Holy mackerel!", конечно - материться с экрана тогда ещё не было прилично. Хотя многие другие тогдашние границы приличий фильм прогнул до весьма отчётливого хруста. Но об этом чуть позже. Сейчас - начало. Обнаружен неопознанный летающий объект, ПВОшники в лёгком ахуе от его скорости. Четыре тысячи миль в час - и как это прикажете перехватывать?



Пролетев пол-шара, НЛО оказывается над Вашингтоном. Аплодисменты авторам - отлично передан классический вид "фотографии с тарелкой". Пятнышко, которое слишком чёткое и симметричное чтобы быть просто дефектом снимка, но при этом слишком мелкое и размазанное, чтобы можно было рассмотреть детали.



Светящийся диск заходит на посадку. Выражение "приземлиться на лужайку перед Белым Домом" тогда ещё не было шуткой.



Из близлежащих частей стремительно подрываются по тревоге вояки.



И вот уже лужайку давит не только инопланетная тарелка и толпа зевак, но также полицейское оцепление и куча военных, притащивших сюда целую батарею своих игрушек. Даже пару зениток - наверное, на случай, если аппарат решит взлететь обратно.



Тарелка открывается, и появляется инопланетный гость.



А вот снарядов танкистам то ли не выдали, то ли выдали, но насмерть запретили стрелять ими. Иной причины зачем башнёр с заряжающим при виде пришельца не в люки полезли, а за пистолеты схватились, я не вижу.



Короче, первый контакт не задался. Когда присутствует куча нервничающих людей с оружием, часть из них, по закону больших чисел, окажется идиотами. А нервничающий идиот с оружием - это страшно. К счастью, ограничилось одним выстрелом, и тот оказался не смертельным - рана в плечо.



Незадачливый визитёр в больнице. Его зовут Клаату (я заодно узнал, откуда же происходит фраза "Клаату барада никто").



Да, Клаату выглядит совершенно как человек, в совершенстве владеет английским ("Мы много лет перехватывали ваше радио, так что знаем языки") и совершенно не является пафосным паладином, каким я его представлял по пересказам. Он прибыл сюда по делу. У него есть работа, и он эту работу выполняет. Нет, какая именно это работа господину секретарю президента он не скажет. И самому президенту не скажет тоже. Скажет только на общем собрании лидеров всех народов планеты. Собрать всех лидеров в одном месте сложно из-за территориальных и политических причин? Ну, извините, это проблемы ваши, уважаемые земляне, а никак не его. Он бы не хотел опускаться до угроз, но часики тикают.



В общем, политики ожидаемо не внимают. От лидеров ведущих держав приходят отказы, и тогда Клаату уходит из больницы поискать кого-нибудь, кто на этой планете хоть что-нибудь решает. Уходит, никому ничего не сказав (просто не сочтя нужным этого делать), чем вызывает общенародную панику. Интересно и весело, когда пришелец лежит в запертой палате под охраной вооружённых специалистов. И совсем не так уж весело, когда он (с неизвестными намерениями и наделённый хрен знает какими силами) рыщет по городу неизвестно где. И вот с этого-то момента самое интересное в фильме и начинается. Рекомендую посмотреть.



Меня очень порадовало местное изображение инопланетной технологии - никакого ретрофутуризма, типичного для тогдашнего кино и так мило проэксплуатированного в Fallout 3 (точнее, в дополнении Mothership Zeta). То бишь, никаких лампочек, кнопочек, тумблеров и всего прочего, что тогда было хайтеком. Нет. Матовые серебристые поверхности, полное отсутствие швов и соединений ("Я точно видел, как именно здесь открывался люк, а теперь не могу даже щёлочки найти!"). Бесконтактные сенсорные панели, опять-таки. И, да, повторюсь - никаких бессмыслено перемигивающихся лампочек, символизирующих продвинутую машинерию. Всё минималистично.



А робот Горт, телохранитель Клаату, оставленный им возле тарелки, чтоб, не дай бог, не поубивал случайно никого, вообще кажется единым монолитом серебристого металла. Он, кстати, очень классно изображён. Везде, где требуются точные движения, и неуклюжесть одетого в поролоновый костюм актёра стала бы очевидной, камеру под тем или иным предлогом отводят в сторону. Нет ни одной сцены, где движения робота казались бы нелепыми и смешными и дали бы зрителю возможность расслабиться и посмеяться над ним. В итоге Горт выглядит именно так, как заявлен в сценарии - неторопливой, но абсолютно несокрушимой и до мокрых штанов страшной машиной уничтожения. Положение камеры и комбинированные съёмки очень достоверно показывают его трёхметровым исполином, а в тех сценах, где он неподвижен, его изображает статуя, что делает неподвижность абсолютной и пугающей.



Уж не знаю, насколько умышленной получилась ирония, но сценка абсолютно бесценная. Два врача, угощаясь сигаретками, с удивлением обсуждают, как так вышло, что Клаату имеет анатомию, идентичную земной, но при этом выглядит на тридцать с небольшим, хотя самом деле ему семьдесят восемь. Наверное, чудеса инопланетной медицины, приходят они к выводу.



Опять-таки, неизвестно, умышленно ли это или сатира вышла сама собой, но не могут не умилять фразочки типа "Президент не предпринял никаких действий по разрешению кризиса, но призвал граждан сохранять спокойствие".



Вся суть Объективной Журналистики:
- Добрый день, сэр. Скажите нам пару слов. Вы, вероятно, напуганы так же, как и все мы?
- Разве что в ином контексте. Тем, что вместо здравого смысла люди начали руководствоваться страхом, поэтому я хочу сказать...
- Спасибо большое за ваше мнение, всего доброго.



Как известно, живое человеческое общение убили гаджеты - никто больше не хочет смотреть друг другу в глаза, все сидят, уткнувшись в телефоны. То ли дело в старые времена! Вот посмотрите, как завтракают эти люди. Они при этом ничуть не уткнулись в газеты, вам просто показалось.



Комната мечты любого десятилетнего пацана. Кучеряво живёт сын вдовы ветерана - яхта, заводной танчик, комплект для бейсбола. В нижнем правом углу ещё и электрическая железная дорога. Её почти не видно, но она там есть. И отдельно до слёз умилил прикнопленный к обоям журнальный разворот с картинками самолётиков. Вот это вообще на отличненько реалистично.



Кстати, да, вдова ветерана. Скандальнейшая персона по меркам Америки 51-го года. Судите сами. Во-первых, осмеливается что-то там на себя брать, решать и повышать голос на мужчин. Во-вторых, полностью обделена чувством социального такта - например, когда оба основных лифта заняты, без стеснения пользуется лифтом для прислуги, из которого только что вышел чёрный официант.



И, наконец, крутит шашни с каким-то коммивояжёром. По тем временам для Голливуда поднимать в кино тему повторных браков было, если я правильно понимаю, вообще, в целом, не комильфо, а тут же ещё какая распущенность - она с этим коммивояжёром взасос целуется и всячески обжимается, хотя ещё даже не решила, пойдёт ли за него замуж.



И Клаату, конечно, красавчик. Отлично прописанный и блестяще сыгранный персонаж - космический инспектор по делам недоразвитых планет, прилетевший на очередное задание. Ничему не удивляется, ни из-за чего не огорчается. И отнюдь не благом аборигенов руководствуется, хоть и стремится свести жертвы среди них к минимуму. И, кстати, хотя в большинстве пересказов отчего-то утверждается, что он прилетел спасать землян от самих себя и запрещать у них войны, на самом деле всё совершенно не так. Он сам прямым текстом объясняет: "То, что вы, макаки, тут делаете друг с другом своими самолётами и танками, никого не скребёт - у нас в Галактике свобода совести. Но вы разинули хлеборезку на ядерную энергию - а значит, в скором, по историческим меркам, времени, сумеете с её помощью выбраться за пределы своей системы. А там, знаете ли, живут люди, которые любят тишину и покой, и не любят, когда макаки пытаются с ними воевать. Так что в пределах вашего пространства хоть самоистребитесь трижды, а вот за его пределы - только с вежливой улыбкой и пустыми руками, усекли? Я именно это прислан вам передать".



Ах, да, ещё одна настолько толстая зелёная тонкота, что даже удивительно, как кинокритики авторов в дёгте с перьями не вываляли. Оказавшись в бегах, Клаату берёт себе имя с бирки из прачечной, пришитой к костюму, который он украл - "Карпентер". Плотник, ага. Пришёл к людям по хорошему, уму-разуму их научить, а они его гвоздиками к деревяшке пулями в упор.



Агрессивное мурло американской военщины. "Будем гасить", говорит.



И традиционно - немного кадров вразнобой.











Итог - отличный фильм. Превосходная операторская и режиссёрская работа, отличная игра актёров (кроме нескольких статистов с репликами, но они картину сильно не портят). Сочнейшим образом прописанные диалоги. Много массовки и много разнообразной техники. Грамотные спецэффекты - авторы знали границы технических возможностей и не пытались прыгнуть выше них, в большинстве случаев находя красивое решение, как не показывать что-то вовсе, оставив на дорисовку воображению зрителя, вместо того, чтобы показывать плохо и топорно. Видно, за что фильм стал классикой и откуда черпали вдохновение многие последующие творцы кино- (и теле-) фантастического жанра.



Текущий статус - 4.616

кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино, здесь красивая местность

Previous post Next post
Up