Мы взлетали как утки с раскисших полей:
Двадцать вылетов в сутки - куда веселей!
Мы смеялись, с парилкой туман перепутав.
И в простор набивались мы до тесноты, -
Облака надрывались, рвались в лоскуты,
Пули шили из них купола парашютов.
Возвращались тайком - без приборов, впотьмах,
И с радистом-стрелком, что повис на ремнях.
В фюзеляже пробоины, в плоскости - дырки.
И по коже - озноб; и заклинен штурвал, -
И дрожал он, и дробь по рукам отбивал -
Как во время опасного номера в цирке.
(Владимир Высоцкий)
Выполняя боевые задачи на майские праздники, как-то проникся дао штурмовика. Отдельно подкрепилось это чувство по итогам вчерашних полетушек звеном с паном Рейтаром aka
reytar. Совершенно отдельный стиль геймплея, причём крайне интересный - когда садишься на штурмовик, World of Warplanes из экшена превращается фактически в стелс. Соответственно, захотелось поделиться некоторыми своими соображениями по повышению эффективности игры. Сразу предупрежу: всё написанное не претендует быть истиной в какой-либо инстанции, основано сугубо на личном опыте и не самых прямых руках, ориентировано в первую очередь на использование штурмовика именно как штурмовика (а то некоторые умудряются играть на них в режиме сверхтяжёлого истребителя) и затрагивает лишь нижние и средние уровни (выше шестого я банально не докачивался). Дополнения и поправки от атцов приветствуются. Кому интересно - добро пожаловать под кат.
0. Ты один. Это самое главное правило, которое ты должен запомнить. Командного взаимодействия не существует, оно - миф. Тебя никто не прикроет, сколько бы ты ни просил об этом в чате. Рассчитывай только на себя. Особенности поведения других игроков, как союзных, так и вражеских, можно использовать, но контролировать их нельзя. Всегда помни об этом - для штурмовика это особенно актуально, так как он более зависим от других, чем истребитель. При полёте в звене всё несколько проще, конечно, но всю жизнь в звене не пролетаешь. Так что готовься превозмогать.
1. Маскировка - наше всё. Твоим идеалом должны стать не асы, рулившие пикировщиками и штурмовиками в реальных войнах, а мастер-вор Гаррет. Штурмовик совершенно беспомощен против истребителя, даже если истребитель всего один и на пару уровней ниже. Ну, если за штурвалом истребителя не сидит полный баран, разумеется, но для войны с баранами полезные советы не нужны, поэтому мы будем рассматривать противоположную ситуацию. Итак, как спастись от истребителей противника? Очень просто - если они тебя не видят, то, стало быть, не смогут и сбить. Отсюда правило - на штурмовике должен стоять камуфляж. Разумеется, не тот, который красивее, а тот, который даёт бонусы к маскировке. Если голды нет или жалко - ставь временный, за серебро. Всяко в выигрыше останешься. Ну и следующие три совета, к маскировке непосредственное отношение имеющие, тоже прими к сведению.
2. Держись ниже. Нет, ещё ниже. На высотах менее двухсот метров (от поверхности, не от уровня моря) самолёт получает бонус к маскировке. Соответственно, самым большим числом, которое ты должен видеть на своём альтиметре, должно быть 199. Включи в настройках радивысотомер взамен барометрического (что заодно существенно понизит вероятность разбиться, так как достаточно будет контролировать показания прибора, а не сверять расстояние до поверхности визуально) и всегда смотри на него. С респа сразу же уходи в пике и не останавливайся, пока не прижмёшься к земле. Кстати, 199 и около того - это критичный максимум, в большинстве случаев актуально держаться ещё ниже. Метров сорок-пятьдесят подойдёт. Красная надпись "Опасная высота!" должна стать твоим другом, привыкай к ней. Зачем так низко? Очень просто. Дело в том, что минус сто пятьдесят метров высоты - это плюс сто пятьдесят метров расстояния до пролетающего над тобой противника, то есть нехилая прибавка к вероятности оказаться у него за пределами радиуса видимости как такового. Понятное дело, что высота твоя должна быть минимальной не только в относительных цифрах, но и в абсолютных - то есть, реять в сорока метрах над вершиной горы таки не стоит, лучше тихариться по низинам и ложбинам.
3. Смело ступай туда, куда не ступала нога человека. Если на истребителе выгоднее лететь в куче союзников, то со штурмовиком ситуация прямо противоположная. Может показаться, что толпа зелёных ромбиков это хорошо, так как они тебя, в случае чего, прикроют, но на практике... см. пункт 0. Зато при столкновении с противником воздушный бой с высокой вероятностью быстро перейдёт на низкие высоты, и тебя засветят. А засвеченный штурмовик - мёртвый штурмовик. Даже если на тебя не бросятся сразу же, отвлечённые истребителями, то в любом случае запомнят, где и куда ты летел, и какой-нито любитель лёгкой добычи (да, братан, ты - лёгкая добыча, смирись) может за тобой последовать. Поэтому летим туда, где наших мало или нет вовсе - тогда противники, летящие, как правило, на высоте от километра и выше, тебя не увидят. Правда, увидят вражеские штурмовики - а некоторые из них настолько резки, что одним засветом не ограничиваются, а начинают пытаться тебя сбить. И некоторым это даже удаётся (особенно при помощи ракет). Так как мы сюда пришли не с самолётами бодаться, то лучше традиционные пути следования штурмовиков оставить в стороне (где они на каждой карте - легко вычислить, понаблюдав за союзными штурмовиками в течение пары-тройки боёв). Ну и пилоту своему в первую очередь из перков качать обзор - лучше заметить противника заранее и по-тихому от него уклониться. Помни - ты должен быть там, где больше никого нет.
4. Тише воды, ниже травы aka Run Silent, Run Deep. Забудь, что ты самолёт. Ты - подводная лодка. Вычислить тебя по шуму винта противники, к счастью, неспособны, но у них есть и другие способы. Например, эти предательские жёлтые круги, которые начинают расходиться по мини-карте от наземки, которая подверглась нападению. По ним твоё местоположение определяется на ять, поэтому никогда не обстреливай те объекты, которые попадутся тебе по дороге первыми - привлечёшь внимание вражеских истребителей, которые в этот момент, скорее всего, будут прямо над тобой или чуть впереди. Да, эта наземка, конечно же, будет в тебя стрелять - ничего страшного. Зенитки наносят штурмовикам крайне мало повреждений, а те, которые наносят немало, очень редко попадают. Лети мимо, терпи, жди достойной цели. Достойная цель - это скопление наземных объектов, расположенное как можно дальше от скоплений воздушных объектов (то есть, истребителей). Как правило, это окрестности вражеского штаба. Вот там-то и стоит включать Руделя и пускать в распыл всё, что в прицел попадётся (начиная с, собственно, штаба), стремясь набить как можно больше очков прежде чем до тебя доберутся жаждущие отмщения за разорённое гнездо красненькие ромбики.
5. Михалыч не нужен. Собственно, это следствие правила номер ноль - надеяться нет смысла не только на сокомандников, но и на бортстрелка (исключения редки и в основном обретаются на высоких уровнях). Михалычей, Гансов и Джимми разными патчами то нерфили, то апали, то обратно нерфили, но даже в лучшие времена максимум, на что они были способны на большинстве самолётов - добить сильно повреждённого противника, который достаточно глуп чтобы, оставшись в дюжине хитов, продолжать болтаться у тебя на хвосте, причём не пытаясь укрыться в мёртвых зонах, которых у стрелка хватает. Не спорю, бывают и такие игроки, и иногда даже в команде противника, а не твоей. Но в остальных случаях севший тебе на хвост истребитель либо снимается действиями тебя, любимого (см. ниже), либо не снимается никак. Бортстрелки полезны на виражах и каруселях в ближнем бою, если удаётся удержать противника в задней верхней полусфере. Это даст Михалычу хороший угол обстрела, а противник наоборот, будет реже попадать. От противника это требует некоторого дуболомства. С другой стороны умного это поможет отогнать и даст возможность развернуться ему в лоб, а в лобовой наши шансы выше. Но это всё требует везения. Воздушный бой - не наша стихия. Лучшая терапия - полёты на штурмовике, не имеющем бортстрелка. Ил-2 (тот, который пятого уровня и не премиумный) подходит идеально.
6. Как бороться с истребителями. Это, в принципе, не задача штурмовика, но иногда приходится. Сбивать противника бомбами малореально. С тех пор как давным-давно, ещё во времена ЗБТ, бомбам сильно порезали радиус поражения, "гадить под себя" стало невыгодно. Зацепить осколками висящего у тебя на хвосте супостата можно только если он идёт совсем низко, на твоей высоте (40-50 м), да и то надо точно рассчитать дистанцию до него (обычно - 200-300 метров, в зависимости от скорости, с которой летишь ты и преследователь). Это бывает, конечно, особенно при штурме базы в горной местности - но нечасто. Поэтому используем более другие способы. Во-первых, тащим противника в сторону своих истребителей. Если таковые относительно недалеко, то есть шанс, что кто-то из них соблазнится лёгкой целью - висящим на хвосте у штурмовика и, как правило, не смотрящим при этом по сторонам, асом. Если таковых нету, или они далеко, или слишком заняты воздушной битвой с коллегами - тащи хотя бы под союзные зенитки (опять-таки, если они есть и до них можно быстро долететь). Истребителю они страшнее, чем штурмовику, так что в сочетании с Михалычем, может, что-нибудь хорошее и смогут сделать. Не сбить врага, так отпугнуть хотя бы. Во всех случаях, как вышеописанных, так и не, пробуй пропускать врага вперёд (движок заглушить, закрылки выпустить, нос задрать) и насовать ему в хвост из всех стволов. Или, если враг совсем близко, просто засунуть ему ваш хвост в пропеллер - хитов у штурмовика много, так что из подобного столкновения он обычно выходит потрёпанным, но боеспособным, а вот истребителю оно фатально. В любом случае помни: если ты привлёк внимание истребителя - ты труп. Поэтому в ряде случаев проще положиться на броню твоей машины и хреновую меткость врагов, и просто продолжать утюжить наземку - за то время, пока тебя пилят, можно знатно накрабить очков в копилку команды.
7. Пара слов о грустном эндшпиле. Грустный эндшпиль - это когда из команды ты остался один. Со штурмовиками это часто бывает - они, как правило, находятся в стороне от больших разборок, и потому живут дольше других. Так вот, в этом случае всё зависит от того, есть ли у твоей команды преимущество по очкам. Если есть, то можно перевести дух с некоторым облегчением. И посмотреть на список уцелевших врагов - есть ли среди них штурмовики? Если нет, то всё вообще прекрасно - забарываешь в себе желание настричь побольше купонов с наземки и шхеришься по оврагам, тщательно соблюдая пункты 2 и 3. За победу и выживание получишь гораздо больше денег и опыта, чем если снесёшь ещё три-пять наземки, но погибнешь и сольёшь бой. Если штурмовики во вражеской команде есть, дело дрянь - они смогут быстро обернуть превосходство по очкам в свою пользу, настреляв зелёной наземки. В этом случае можно попробовать вступить в социалистическое соревнование, попытавшись крабить наземку быстрее, чем это делают они, но сие чревато. Ну а если на момент получения сообщения "Один за всех!" превосходство по очкам на стороне противника - тут и вовсе остаётся только стать героем. В смысле, проявить чудеса изобретательности и скилла - и универсальных советов для таких ситуаций, увы, нет.
8. Немного о матчасти. Запомни повреждения, наносимые твоим подвесным вооружением (ракетами и бомбами) - посмотреть их можно в ангаре, в меню модулей, наведя курсор на соответствующий модуль. Исходя из этого, рассчитывай траты боекомплекта. Если твои ракеты сносят по 900 хитов, а перед тобой цель, в которой 1100 хитов, то тратить на неё две ракеты будет чрезмерным расточительством. Пусти одну, и пока она летит, сточи 200-250 хитов пушками и пулемётами. Помни только, что повреждения немного варьируются туда-сюда, поэтому ракета или бомба может нанести чуть меньше повреждений, чем написано в её свойствах. Так что рассчитывай с некоторым запасом. Используй снайперский прицел (клавиша 'F') - это для воздушного боя он малоприменим, а наземная цель не маневрирует, так что стоит пользоваться возможностью тщательно прицелиться в неё издалека. Форсаж при стрельбе не включай - от этого очень здорово растёт разброс. Подбирая тип боеприпаса для пушек и пулемётов, помни, что наземку тоже можно поджечь, причём тушится она заметно хуже, чем самолёт, так что зажигательные патроны имеют право на жизнь, а временами и крайне полезны.
Вот примерно как-то так. Ещё раз повторюсь, что ни на какое откровение сей текст не претендует, поправки и дополнения приветствуются. Удачного тебе нагиба, брат-штурмовик!
Текущий статус - 66.919