Завтра не будет ночь -
Только повод
Скрыть позади этих глаз
Холод.
"Сокол" не вышел на связь -
Что-то с тобой приключилось.
Может, ты просто меня
Разлюбила?..
"Сокол" не вышел на связь.
Смелым - секретное средство.
Способ остаться в живых.
Бегство.
(Би-2, "Сокол")
Жил-был проект под названием Anime no Chikara (Сила аниме), соль которого была в том, чтобы снимать аниме-сериалы по оригинальным сценариям - не на основе манги, книг или игр, как это обычно бывает. Стартовал он в январе 2010 года с выходом
Sora no Woto, но довольно быстро заглох, увы. Всего под его эгидой вышло три сериала - уже упомянутая Музыка небес, Seikimatsu Okaruto Gakuin, она же Оккультная академия нового века, до которой я пока ещё не добрался, и наш сегодняшний фигурант, Senkō no Night Raid (Внизапное ночное набигание Вспышка в ночи). Посмотрел его на прошлой неделе и хочу поделиться мыслями по поводу. Сразу предупрежу - хоть я там ниже и поворчал изрядно, но сериал на самом деле хороший. На уверенные четыре балла из пяти. Просто пинать недочёты обычно интереснее, чем живописать достоинства.
Это приключенческий сериал в жанре криптоистории с элементами городского фэнтези. То бишь, нечто вроде наших Неуловимых мстителей (точнее, Короны Российской Империи), но с небольшой приправой из экстрасенсов и дизельпанка. Дело происходит в начале тридцатых годов прошлого века в Китае, и рассказ идёт о действиях спецгруппы японской армейской разведки, называющейся "Сакурай Кикан" (то бишь "отряд Сакурая", по имени начальника, но может быть переведено и как "отряд Лепесток вишни" - японцы такие японцы) - четвёрки агентов, выполняющих особые задания. Тема, мягко говоря, щекотливая и неоднозначная. Японцы в те времена натворили столько всякого, что отношение к этому как у них самих, так и у прочего человечества, скажем так, не самое положительное. К чести авторов сценария хочу отметить, что к вопросу они подошли здраво и трезво. В сериале представлено множество героев (как реальных исторических личностей, так и вымышленных персонажей), высказывающих самые разные мнения и мысли по поводу. Нам покажут и отношение к китайцам, как к людям третьего сорта, и тех немногих, кто пытается это оспорить - не предпринимая, впрочем, никаких шагов в этом направлении. Покажут и тех, ещё более немногих, кто шаги в этом направлении предпринимает, со всеми последствиями. Покажут и то, что сами китайцы далеко не все - неправедно угнетаемые бедняжки, и то, что многое в тогдашнем обществе действительно хреново, и то, что попытки это исправить, во-первых, далеко не всегда обозначают улучшения ситуации, а во-вторых, не все "исправители" - хорошие люди и действуют в белых перчатках. Нормальный такой клубок человеческих взаимоотношений, в котором слишком много тех, кто думает, что знает, как лучше, и слишком мало тех, кто на самом деле это знает. От оценок авторы подчёркнуто дистанцируются - заметно лишь, что военное и политическое руководство тогдашней Японии у них симпатии не вызывает. Зверства японцев не замалчиваются, но и не педалируются - упоминаются мельком, так как прямого отношения к сюжету не имеют. Четвёрка главных героев, конечно же - люди хорошие. Не без тараканов, понятно, и не без заблуждений - из-за чего временами теряются. Ситуация вокруг непростая, и слишком много тех, кто чертовски убедительно говорит совершенно разные противоречащие друг другу вещи.
Как и полагается по канонам жанра криптоистории, глобальные события развиваются ровно так, как мы можем узнать из учебников, но истинная их подоплёка несколько отличается. Что любопытно, далеко не всё вертится вокруг главгероев - они в местной версии исторического процесса есть винтики, хоть и немаловажные. Как водится, помимо таких скучных вещей как геополитика, экономика и личные амбиции сильных мира сего, ситуацию определяют также тайные заговоры, гениальные изобретения и местами даже магия. О последней - отдельно. Да, магия тут есть. Её очень мало, про неё практически никто не знает, и влияние на происходящее она оказывает очень исподволь, косвенно. Главные герои, правда, владеют ей все четверо, но рулит она лишь тактически, работы мозга собой не подменяя, и от попадания вражеских пуль защищая лишь постольку поскольку. Больше всего разворачивающееся на экране похоже на хороший модуль классической Эры Водолея - где поровну разговоров, детектива и боевика. К сожалению, сюжет несёт в себе и недостатки, тоже подобные встречающимся в настольных ролёвках - он довольно затянут, местами петляет, отвлекаясь на малонужные посторонние ветки, многих заявленных интересных тем не раскрывает, а некоторые не заявленные и не очень интересные внезапно достаёт из рукава, как тот пресловутый рояль из кустов. В итоге, смотришь это всё не без приятности, но такого, чтобы действие захватило и по-настоящему заинтриговало, не было. Хорошо, что добрался до сериала только сейчас - если бы смотрел онгоингом, по серии в неделю, быстро заскучал бы и бросил.
Графика сериала столь же неровна, как и сюжет. Некоторое количество шикарных сцен обильно разбавлено эпизодами с халтурной прорисовкой, кое-где изрядно не хватает деталей, местами картинка смотрится слишком условно. Вкусные бытовые мелочи тридцатых показаны мало и мельком, так что значительную часть антуража приходится домысливать. Эта ситуация исправлена только в спешиалах - это, кстати, один из немногих сериалов, где дополнительные серии, выходившие в качестве бонусов на дисках, настоятельно рекомендуются к просмотру - они гораздо более динамичны, связны и цельны, чем основной сюжет, да и нарисованы заметно лучше. Только одно предупреждение хочу сделать - не повторяйте мою ошибку и не начинайте просмотр с серии, имеющей номер 00. Хоть она хронологически действительно самая ранняя, но рассчитана на то, что вы смотрите её, уже будучи знакомым с героями - а представляют нам их в серии 01, первой, показанной по телевизору.
Под катом - слайды. Спойлеров нет, так как детектив всё-таки, такое грешно спойлерить.
Наши герои. Это вот Кадзура - кадровый военный, выходец из самурайской семьи. Хладнокровен, рассудочен и не особенно приятен в общении. Умеет телепортироваться усилием мысли, но делает это крайне редко, поскольку считает, что надо обходиться мозгами и физическими навыками, а читерский ахалай-махалай применять - дело недостойное.
Аои - он относится к жизни проще. Чаще действует по наитию, больше шутит и вообще авантюрист. Обладает телекинезом, но действует он крайне недолго, что сильно ограничивает его применение. Вместе с Кадзурой они составляют классический дуэт "Кирк-Спок" и, в общем, способны решить почти любую задачу.
Юкина. Умеет читать память людей и предметов, в силу чего крайне полезна в расследованиях. По жизни девушка тихая, довольно замкнутая - хоть и не нелюдимая. Слишком юна для всего этого, но по ряду сюжетных причин, без неё в отряде не обойтись.
Нацуме - слуга Юкины. Большой, сильный и молчаливый. И очень добрый. Умеет смотреть на расстоянии, в том числе и сквозь стены, отлично стреляет из винтовки. От всех остальных, кроме хозяйки, предпочитает держаться подальше.
Сакурай-сан, командир вышеозначенной четвёрки. Спецспособностями не обладает, но начальник неплохой. В сюжете играет роль квестодателя - вручает задание и сдержанно хвалит/ругает по итогам его выполнения, но непосредственно в процессе участия не принимает.
Элементы атмосферы:
Невзирая на то, что регион был в те годы заметно наполнен бывшими поддаными Российской Империи ("Привет эмигрантам - свободный Харбин", угу), в сериале "русского следа" немного. Пара вывесок кириллицей, мелькающих на заднем плане, да персонаж одной из серий - Сергей Крайнев. Гениальный скрипач, который сначала покинул Россию, потому что буржуй, и переехал в Германию, а потом был вынужден оставить и Германию, потому что еврей.
В сериале много говорят не по-японски. По-китайски, по-английски, по-немецки - персонажи второго плана представляют собой знатный винегрет национальностей и гражданств. В основном, правда, говорят с диким акцентом. Я не знаю китайского и почти не понимаю немецкий, но когда человек говорит криво - это, поверьте, слышно и так. Вышеупомянутый Крайнев, кстати, звучит на фоне прочих вполне неплохо, и русское произношение у него нормальное - а вот то, что ему отвечают, на русском же, главные герои, без субтитров разобрать невозможно.
Ещё в сериале совершенно неполиткорректно курят. Правда, редко - гораздо реже, чем в реальные тридцатые. Но иногда - таки да. Даже женщины.
Тонкие детали временами подмечены очень классно. Кинокамера первой половины двадцатого века - это вам не нынешнее чудо электроники. Она механическая и громко стрекочет. Если фильм малобюджетный, и звук пишется вживую (обратите внимание на микрофон вверху), то требуется как-то заглушить этот шум. Поэтому на камере стёганый ватный чехол.
Увы, таких моментов до обидного немного. И бытовые мелочи зачастую остаются за кадром и, самое главное, более масштабные вещи. Ведь что в первую очередь хочется увидеть, помимо атмосферы эпохи, в экранном произведении исторической тематики? Конечно, известные исторические события - в объёме, в цвете и, так сказать, от первого лица. Senkō no Night Raid же напоминает больше телефильм - не эпические полотна от HBO, а нечто гораздо более традиционное и малобюджетное, причём докомпьютерной эпохи. Когда на декорации крупных планов и костюмы для дюжины персонажей денег ещё хватает, на массовку для пары-тройки ключевых сцен - тоже, а вот общие планы приходится изображать при помощи архивных фотографий (иногда раскрашенных), эпизоды же батальные и/или требующие узнаваемого задника, которого на момент съёмок больше не существует, взять неоткуда, и приходится оставлять их за кадром, упоминая скороговоркой. Уж не знаю, умышленная ли это стилизация или следствие бюджетного дефицита, но выглядит всё именно так. Бурлящий Дальний Восток начала тридцатых - место, где происходило много всего интересного. Но нам этого не покажут - когда доходит дело до масштабных сцен, их обозначают парой-тройкой неподвижных кадров, стилизованных под фотографии, или картой, на которой, под закадровый голос, рукой показывают, что случилось и кто какой город захватил.
Всё-таки, во всех фильмах про шпионов есть что-то общее. Вот эта сцена - ну прямо совсем, на сто процентов штирлицевская.
Сотрудники
кемпейтай. В сюжете играют роль небольшую и однозначно отрицательную.
Дизельпанк. Узнать
"Тётушку Ю" несложно, а вот что за вундерлюфт возвышается над ней, я так и не понял. Понятно, что тоже немецкое, причём что-то очень знакомое, но навскидку в голову не приходит, а копаться в литературе лень. UPD: Уважаемый
knazz подсказал, что это
"Юнкерс" G.38 (либо его лицензионная японская копия
"Мицубиси" Ki-20).
"Ты когда-нибудь стрелял с двух рук? А в падении? А с двух рук в падении?" Аои как обычно - то бишь, ковбойствует. Впрочем, ситуация, как обычно же, располагает - по-другому из неё выберешься вряд ли.
Ток-шоу на острополитические темы. Приглашены ведущие эксперты. Всё как у нас, только вместо телевизора - радио. Кстати, не удивлюсь, если в сценарии использован реальный текст какой-нибудь тогдашней передачи - уж очень аутентичные разговоры ведут участники.
Улыбочку!
Местные злодеи знают толк в оружейных новинках -
пистолет-пулемёт "Суоми" на момент действия сериала только-только появился и представлял собой, пожалуй, лучшее, что можно было купить за деньги в этой категории (разве что тяжеловат был немного).
Самую малость фансервиса. Вот этот кадр - самая суровая обнажёнка, которую можно увидеть в сериале, так что блюстителям морали беспокоиться не о чем.
Фансервис более другого толка. Юкина в очках и китайском платье. И со скрипкой, ага. Маскируется. Под очкастую китайскую скрипачку, как несложно догадаться.
Нет, это не то, о чём вы подумали.
Электричек в сериале нет по причинам сугубо хронологическим, зато есть много трамваев.
И паровозов.
Традиционно - некоторое количество кадров вразнобой:
Смотреть? Скорее, да, чем нет. Недостатки сериала не настолько критичны, чтобы перевешивать его достоинства, хотя и нельзя отрицать, что солидную фору даёт антураж. Если бы речь шла не об исторических событиях, а о вымышленных, и действие бы разворачивалось в наши дни, вышел бы скучноватый серый середняк.
Текущий статус - 66.641