Правила
двенадцатого тура рулетки отличаются изрядным человеколюбием - мол, сделай себе подарок сам. Отличный повод размочить неприятную ситуацию fail-fail, которая возникает, когда хочешь почитать новую книжку хорошего писателя, а тащиться в магазин ломает. Скочать безплатно без смс и регистрации не позволяет совесть - писатель-то хороший, хочется его немного порадовать повышением продаж. В итоге проигрывают оба - писатель всё равно остаётся без твоих денег, а ты - без книжки. Но тут случайно пробегал на днях мимо книжного - и таки собрался прикупить книжку Макса Рублёва и Олега Дивова под названием Не прислоняться. Я, знаете, Дивова люблю, хоть он человек и сильно специфический, да и к метро совершенно неравнодушен.
Невзирая на пафосный подзаголовок Правда о метро, сенсационного срыва покровов тут нет. То есть, в книге действительно правда, но именно что правда - жизненная, а не та, которую подразумевает жёлтая пресса. Конечно, про крыс-мутантов (точнее, про то, почему их нет и быть не может) рассказано, про пьянство машинистов на рабочем месте (точнее, опять-таки, почему его нет и быть не может), про Метро-2 (оно есть, но на него всем пофиг, угу), про несчастные случаи со смертельным исходом. Но главное в тексте - не это. Макс Рублёв, более известный в интернетах под именем
metroelf, уже не первый год ведёт журнал о буднях машиниста ТКЛ - Такой-Какой линии, она же Таганско-Краснопресненская линия. Вот на основе этих заметок книжка и сделана. Slice of life про пилотов подземных трасс. Они там и чай пьют, а как же - без тортиков, правда, от тортиков крошек много. Про тоннели и станции, про депо и рельсы, про диспетчеров и машинистов. Про завалы и превозмогания, про час пик, который каждый будний день - как подвиг. Про медосмотры, экзамены на профпригодность и инструктажи. Очень живо показано (и прямым текстом рассказано), что метрополитен, как и любая другая человеческая организация, это не швейцарские часы в немецкой аптеке, в смысле, не отлаженный бесперебойный идеальный механизм - это хаотичный комок работы, усилий, подлинного рвения, фанатизма и идиотизма, который не разваливается и работает потому, что самоорганизовался и потому, что по-другому всё равно возможно только на бумаге. Метро гораздо безопаснее, чем думают пассажиры. И его сотрудники - во всяком случае, машинисты, любят нас, пассажиров, гораздо больше, чем это нам кажется. А вообще, по ощущениям, эмоциям и атмосфере очень похоже на работу в техподдержке, как я её помню - за тем исключением, что клиент, впустую треплющий нервы консультанту на трубке, мешает только себе и паре-тройке человек, пытающихся дозвониться параллельно с ним, а мудак, держащий двери поезда чтобы "джентельменски" пропустить кого-то, задерживает всю линию, неиллюзорно способствуя большей забитости последующих поездов. Плюс этот вот самый празднично-выходной (а у машинистов наоборот, будний) завал, который выматывает, но при этом и бодрит. Ну и любовь к своей работе, да. Я вот не знаю, какую часть текста книги написал/обработал Дивов, и каким образом его, текст, причёсывали для издания, но временами, когда Метроэльф увлекается и начинает писать не "правильно" и "литературно", а как есть - эти места трогательнее всего. Вот, например, мелькает в таких местах несколько раз то, что он на самом деле думает, поворачивая ручку контроллера и отправляя поезд в путь. Нет, не "поехали", как почти везде в остальном тексте. "Поехали" - это ведь, на самом деле, для космонавтов. А для машиниста метро - "Полетели"... Душевно написано. Искренне. Так, что сразу чувствуешь - это тяжёлая, нервная, выматывающая и самая-самая лучшая в мире работа. Хорошо, что такие люди есть. Вот такие люди и должны писать книги - может, тогда в мире чуть светлее станет.
Текущий статус - 66.641