Что-то подумал я, что давненько не смотрел ничего из жанра military horror и ещё давнее - ничего из этого жанра не обзирал. А ведь когда-то, помнится, чуть ли не специализировался на этом. В пылу недавней перетряски журнального интерфейса даже
тэг специальный под это завёл - не худо бы его освежить, а то предыдущая запись больше трёх с половиной лет назад была. На случай, если кто из вас, друзья, не в курсе жанра, поясню подробнее. Милитари-хоррор - это такая специфическая разновидность хоррора (сиречь, ужастика), где героями являются военнослужащие, а дело чаще всего происходит на войне, в горячей точке или, в крайнем случае, на учениях. В чём именно специфика - понять нетрудно. Во взаимоотношения персонажей привносятся такие моменты как дисциплина и иерархия подчинения, что упрощает их с одной стороны и усложняет с другой. Мотивация дополняется наличием боевой задачи, в силу чего заставить персонажей-солдат лезть туда, куда им лезть не хочется, автору гораздо проще, чем персонажей-школьников или персонажей-учёных. Дополнительный оттенок ужасу придаёт тот факт, что персонажи вооружены, обучены действиям в экстремальных ситуациях и морально готовы к различным сложностям (в отличие от школьников и учёных, да) - но всё это оказывается бесполезным в ситуации, в которой они оказались. Ну, может, не совсем бесполезным, но спасает мало кого. Наиболее известными в народе представителями милитари-хоррора являются культовые ленты Predator (Хищник) и Aliens (Чужие). Они, правда, не являются наиболее типичными образцами, поскольку всё происходящее там вполне объяснимо и материалистично, а для полноты ощущений ужас должен иметь иррациональную основу. Впрочем, про более типичные образцы вы можете почитать по тэгу. Ну а про ещё один, умеренной нетипичности - прямо здесь, строкой ниже.
Корейский фильм R-Point (Точка "Р") мне рекомендовали очень давно - в комментариях к одному из тех самых старых обзоров. Я, помню, тогда даже сел его искать, но это был 2009 год, фильм был свежаком (в смысле, только-только издался на Западе, сам по себе-то он снят в 2004-м) и на торрентах не обнаружился, так что я забил. А вот позавчера внезапно вспомнил, скачал и сегодня добрался посмотреть. Начинал смотреть, кстати, с опаской - ну, вы меня знаете, я азиатские хорроры не люблю, потому что они сцуко страшные. Оказалось, боялся зря - во-первых, снято не особо-то и в азиатском духе, вполне интернационально, а во-вторых, особых ужасов тут нет. То есть, не в том смысле, что фильм плохой - фильм как раз замечательный - а в том, что по жанру он ближе к триллеру, где больше нагнетают напряжение, чем пугают внезапными появлениями монстра или шок-контентом. Отдельно придаёт атмосферы тот факт, что про происходящее ничего толком не рассказывают и не объясняют, оставляя зрителя додумывать подробности самому. Устойчивый и минималистичный каркас произошедшего - ровно то, что видели глаза и слышали уши непосредственных участников - на который каждый может, в меру своего разумения, натянуть от трёх до полусотни гипотез различной степени связности и правдоподобности. Здесь, чёрт побери, даже размер "фантастического допуска" не ясен - ну, в смысле, насколько мир произведения отличается от нашего, реального. То ли лёгкий, почти что бытовой и реалистичный налёт мистики, то ли адский лавкрафтианский шабаш с Великими Древними и всепожирающей воронкой варпа. А может, вовсе - фантастика, маскирующаяся под мистику, навроде Отеля "У погибшего альпиниста". А при некоторых (небольших) натяжках случившееся вообще можно объяснить без участия сверхъестественного, инопланетного или иного необычного. Очень мне понравилось, как здесь выстроен сюжет, очень.
Итак, Вьетнам, 1972 год, база южнокорейских войск. Радист принимает запрос на эвакуацию от отряда, направленного в точку "Р" - участок, расположенный неподалёку от линии фронта. Там до войны располагалось владение какого-то богатого француза. Потом колонизаторов прогнали, особняк обветшал и ныне пустует. Ещё там руины какого-то древнего храма находятся, из-за чего вьетнамцы полагают эту землю святой - воевать там вроде как нехорошо, так что и вьетконг, и южновьетнамская армия туда не суются. Запрос на эвакуацию - что необычного? А то, что отряд был отправлен полгода назад и тогда же, полгода назад, спустя всего несколько дней после отправки, выслал аналогичный запрос на эвакуацию. Правда, прилетевшие спасатели обнаружили только одного бойца - раненого и свихнувшегося. Узнать судьбу его товарищей не удалось, так что отряд списали в потери, на вьетконговских диверсантов. А теперь - такой вот сюрпризец. Может, они ещё живы, просто их в прошлый раз не смогли найти? Тогда почему они не выходили на связь раньше? Или это вьетконг захватил рацию и пытается устроить ловушку? Но глупо устраивать ловушку на территории противника, да ещё и, опять-таки, такое время спустя. В общем, так как оставить сигнал без внимания нельзя, а разбираться как следует неохота, командование быстренько формирует сводный отряд и посылает его в точку "Р" с приказом найти пропавших живыми или мёртвыми, а если это не представится возможным, то хотя бы выяснить, что с ними случилось. Помните, в фильмах про полицейских есть такой синдром "два дня до пенсии"? Ну, если какому-то персонажу совсем скоро выходить в отставку, значит, его непременно убьют. Здесь у нас полная пачка таких, словно авторы посмеялись над штампами чужого жанра - спасательную группу собрали с бору по сосёнке из болтающихся по базе дембелей, которым тащить службу уже как-то невместно, поскольку вот-вот на гражданку, но конкретная дата увольнения ещё не настала. И устроили им "дембельский аккорд" - мол, вы быстренько сгоняете проверите чо-как, а мы вас по возвращении сразу и спишем, кого на неделю раньше, кого на две, да ещё и не на корабле домой отправим, а на самолёте, по офицерским билетам, так что вдесятеро быстрее доберётесь. Задание плёвое, опасности никакой нет - вьетконговским духом в том районе не пахнет. На поиски неделя - торопиться и рвать попу от усилий не надо. Халява, а не работёнка.
И, понятное дело, всё пойдёт совсем не так - но спойлерить сюжет я не буду, он стоит того, чтобы ознакомиться с ним самостоятельно. Под катом - слайды и ещё немного текста.
Съёмки проходили в Камбодже, в Национальном парке Бокор. Гвоздь видеоряда фильму обеспечил отель
"Бокор Хилл Стейшен" - центральная достопримечательность парка. Его построили французы в двадцатых, забросили в сороковых, и до начала девяностых он был одной из центральных баз красных кхмеров. Ныне стоит покинутый, привлекая разнообразных туристов-сталкеров, любителей заброшенки. В фильме он играет роль того самого особняка, и именно в нём устраивают свой лагерь герои. Жутко (в обоих смыслах) антуражное здание.
В фильме абсолютный минимум спецэффектов, практически нет экшена, зато полным-полно густой тягучей атмосферы, разговоров и тревоги.
НЁХ не выскакивает, как в каком-нибудь Звонке, поминутно - большую часть времени бойцы пугают себя сами. Огромный пустой дом, незнакомые однополчане, отсутствие связи со штабом, мутная история с пропавшим отрядом - добавь к этому самую капельку странных шёпотов и мелькающих теней, и со всем остальным превосходно справятся сами пугаемые. Накрутят себя разговорами, доведут паранойей, зациклятся мыслями.
Тем более, что в героях у нас тут - отнюдь не закалённые ветераны. Да, начальство рассудило, что солдаты с боевым опытом полезнее в других местах, зазря тратить их время, заставляя ловить призраков, нерационально - так что спасательную команду набрали в основном из разнообразных тыловых крыс. Писарь, повар, оркестрант - такого вот рода публика. И действуют они соответственно. То есть, понятно, что их чему-то учили, но, во-первых, по заветам великого русского поэта, "чему-нибудь и как-нибудь", а во-вторых, на практике им эти навыки толком применять не приходилось, отчего они так и остались в зачаточном состоянии. Так что разнообразный долбоебизм типа забыть выставить охранение, разговаривать на привале в полный голос или отойти ночью с поста посрать - он здесь вполне сюжетно оправдан и смотрится реалистично, в отличие от многих других представителей жанра, где подобные залепухи отмачивают персонажи, задекларированные как опытные, умелые и лучшие из лучших.
Ладно, справедливости ради надо отметить, что командир их, лейтенант Чой - довольно опытный боец. Но невезучий. В смысле, карма у него такая, что хоть он на боевое задание отправляется, хоть в увольнительную по борделям - непременно кто-то из подчинённых рядом с ним гибнет, в основном глупо и нелепо. Репутация у него среди нижних чинов соответствующая, и вообще отпечаток такая планида, что называется, накладывает. Так что сплавить геморройного офицера с глаз долой на целых две недели раньше - мимо такой возможности штабные ну никак не могут пройти.
Аники-воины сосредоточенно читают карту. Это они ещё даже до той самой точки "Р" не добрались, ага.
При прочёсывании здания, впрочем, выглядят почти как настоящие солдаты - возможно, именно этому их обучали плотнее всего?
Антибиотики. Ага, кое-кто сюда прямо из больнички загремел. Местные шлюхи - дело такое, страшнее вьетконговской мины.
Встреча с американцамии. Колоритными весьма. Проблема в том, что так как общаются они с лейтенантом Чоем на английском, то английских субтитров к этим фразам не приделано - дескать, на слух всё понятно. Но Чой талдычит на твоямоянепонимай-диалекте, а у американского сержанта-мулата такой адский гарлемский говор, что лучше бы они, чесслово, субы таки прикрутили.
Обязательный кадр. Без него военный фильм - нифига не военный фильм, точно так же, как аниме без электрички - не аниме.
"Бабочка, это Крот-три, ответьте... Бабочка, это Крот-три... Крот-три вызывает Бабочку, ответьте..." Связь с внешним миром, по законам жанра, пропадает сразу же по прибытии на место.
Подкрался незаметно. Да, именно он.
Ну и немного кадров вразнобой - по традиции:
Смотреть? Я считаю - да. Мне очень понравилось. Учтите только, что для любителей боевиков тут слишком мало боевика, а для любителей мистики - в кадре не так уж много, собственно, мистики. А вот если душа просит хороший атмосферный триллер про небольшой и весьма условно сплочённый коллектив в странных обстоятельствах - это как раз то, что надо.
Текущий статус - 66.641