Продолжаем нерегулярную рубрику "My Little Panzer: Armor is Magic" "Мои любимые танки", начатую некоторое время назад
рассказом про Т-46. Сегодня у нас эфире его потомок, танк с красивым названием Т-111. Машина, за появлением которой стоит крайне интересная история.
В 1936 году в Советском Союзе случился Большой Бронетанковый Пиздец. Военные и конструкторы решили ненадолго отвлечься от своих сугубо внутренних забот и посмотреть на ситуацию с танками со стороны. Посмотрели. Офигели. Выяснилось, что за пятилетку, которую страна потратила на то, чтобы обеспечить армию танками, эти самые танки успели устареть. Закупленные на западе "Виккерс шеститонный" и "Кристи" М1930, хотя и были не просто тупо скопированы, а усовершенствованы, превратившись в Т-26 и БТ соответственно, даже с учётом этих усовершенствований быстро отстали по своим боевым возможностям от западных аналогов. В докладной записке на имя руководителя Автобронетанкового Управления РККА, подготовленной директором Кировского завода Семёном Гинзбургом, говорилось прямо и нелицеприятно: "В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме калибра вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад. Если в то время это были, несомненно, передовые образцы боевой техники, то сегодня наши танки устаревают, тогда как танкостроители других стран смело внедряют новое в серийное производство." Особенно беспокоящими были два момента - ходовая часть и бронирование. Шасси отечественных танков (кроме БТ) было перегруженным и не обеспечивало плавного хода - в движении из них можно было только стрелять (как известно, "стрелять" и "попадать" - две совершенно разные вещи), и даже при остановке требовалось подождать несколько секунд (любому понятно, насколько ценны секунды в бою) пока машина перестанет раскачиваться, сбивая прицел. Новейшие зарубежные танки подобным затруднением страдали в гораздо меньшей степени (особо наши танкостроители хвалили чешский LT vz.35). Впрочем, касательно шасси кое-какие наработки у наших всё же были, так что можно было достать их из загашников. С бронированием же всё было совсем туго - даже навороченные экспериментальные образцы оснащались бронёй в 25 мм максимум. Серийные же танки были защищены и того слабее. БТ-5 имел броню в 13 мм спереди и по бортам и 10 мм сзади, Т-26 нёс 15 мм спереди и 10 мм в остальных местах. Этого вполне хватало для защиты от бронебойных пуль обычного калибра, но вот против всего остального... После окончания Первой Мировой предполагалось, что основным противником танков станет обычный пехотинец, и бороться с танками он будет, стреляя в них специальными бронебойными пулями из своей винтовки. Поддерживать его в этом будут пулемёты (того же винтовочного калибра) и небольшое количество крупнокалиберных пулемётов и специализированных противотанковых ружей. Именно на подобное противодействие и рассчитывалась защита наших танков. Однако к середине тридцатых нишу основного противотанкового средства заняли скорострельные пушки калибром 25-47 мм. Они были достаточно лёгкими, чтобы обслуживающий их расчёт из двух-трёх человек самостоятельно катал их по полю, меняя позицию, достаточно компактными, чтобы легко маскироваться где угодно, вплоть до высокой травы, и при этом пятнадцатимиллиметровую броню пробивали навылет с любого ракурса на всех дистанциях прицельной стрельбы. В докладной записке Гинзбурга с печалью констатировалось, что попытка танковой атаки на позиции, прикрытые такими пушками, с вероятностью в сто процентов закончится бойней - танки будут сожжены до того, как успеют хоть что-нибудь сделать. Иностранные танкостроители это понимали, и в 1936-м уже предоставили танки с противоснарядным бронированием - например, французские FCM36 и Renault R35, которые оснащались бронёй в 35-40 мм, расположенной с наклоном (что увеличивало вероятность рикошета снаряда при попадании). Из записки делался вывод, что миллионы народных рублей, потраченных на создание танковых войск, увы, по большей части вылетели в трубу, так как построенные на них машины в современной войне будут мало полезны.
Требовался новый танк - с бронёй не менее 40 мм. Колёсно-гусеничным движителем, как на БТ, решили не заморачиваться - к тому моменту наши уже научились делать гусеницы с приемлемым ресурсом, поэтому танки могли перемещаться на большие расстояния своим ходом, не "переобуваясь" каждые сто километров. Чисто гусеничный танк получался проще и дешевле, так что посчитали, что для получения приемлемой оперативной подвижности достаточно будет обеспечить ему скорость в 40-45 км/ч по шоссе. Вооружение должно было состоять из 45-мм пушки - благо, это единственный фактор, в котором наши танки всё ещё превосходили зарубежные (там предпочтение отдавалось 37-мм пушкам). Массу планировалось уложить в рамки 14-18 тонн. В качестве основы для нового танка предполагался тот самый Т-46, о котором мы говорили в прошлый раз.
Сначала был составлен проект танка под названием Т-46-3. Броня у него была, правда, всего 25-30 мм - опасались, что ходовая не потянет. Ходовая потянула, но возникла другая проблема - сваривать бронелисты такой толщины наши тогда ещё не умели, так что корпус пришлось собирать на заклёпках и гужонах (это такие, упрощённо говоря, винты без шляпки). Вышло сложнее и тяжелее, но иного выхода не было. Собрали один корпус без начинки, испытали обстрелом. По итогам испытаний поняли, что тридцать миллиметров - это всё равно мало. Составили проект улучшенной машины под индексом Т-46-5, броня у неё должна была быть уже 40-45 мм. Кстати, как Т-46 в своё время переименовали из Т-26А чтобы подчеркнуть новизну конструкции, так и Т-46-5 присвоили дополнительное название Т-111. В начале 1937 года работы над танком начались, но затем, по причине отстранения Гинзбурга, почти сразу прекратились. Возобновились лишь в следующем году - и вновь с переделанным проектом (на сей раз, правда, не переименованным). Основным отличием должна была стать ещё более увеличенная толщина брони (до 60 мм) и мощная 76-мм пушка вместо 45-мм.
Танк, наконец, создали полностью - со всей начинкой и прочим. С апреля по октябрь 1938 года гоняли на заводских испытаниях. Оказалось, что удобное расположение боеукладки и стабильная ходовая часть обеспечивают Т-111 отличную скорострельность и точность - при прохождении зачётной трассы с поражением трёх неподвижных мишеней и одной подвижной было зафиксировано время, на девять секунд лучшее, чем у Т-26-1 (новейшая на тот момент модификация Т-26), и на пять - чем у БТ-7. Бронезащита танка тоже показала себя с весьма положительной стороны - обстрел из 37-мм и 45-мм противотанковых пушек танк спокойно выдерживал со всех дистанций, и даже 76-мм полковая пушка его пробивала с большим трудом и не всегда. Ниже - фотография Т-111 на испытательном обстреле.
Выяснились, однако, и не очень приятные вещи о танке. Во-первых, 76-мм пушка в башню банально не поместилась (ни одна из двух рассматриваемых - ПС-3 и Л-10), так что пришлось ограничиться старенькой 45-миллиметровкой, которая на тот момент считалась уже недостаточной для уверенной борьбы с вражескими танками. Во-вторых, по сравнению с пятнадцатью с половиной тоннами, которые весил Т-46-3, новичок изрядно располнел - его масса превысила тридцать две (!) тонны. Ходовая часть и 300-сильный двигатель, рассчитанные на массу не более восемнадцати тонн, тянули эту тушу уже с очень большим напряжением.
Впрочем, танк даже при таких невыгодных для себя условиях показывал хорошую проходимость на уровне серийных машин (можно, опять же, вспомнить упомянутую выше зачётную трассу - время её прохождения не только от скорости стрельбы зависело, но и от скорости хода, а маршрут отнюдь не по асфальту пролегал). Вот на фото ниже Т-111 преодолевает противотанковые заграждения - ров с говнищем водой и колья.
А вот - валит дерево.
В итоге, правда, военные пришли к выводу, что доделывать танк нет смысла: целиком перекраивать ходовую, менять двигатель, расширять башню и т.д. - это по затратам времени и денег тянуло на разработку нового танка с нуля. Тем более, что конструкция на заклёпках в конце 1938-го только в США, Италии, Японии и прочих танково-отсталых странах считалась окей, а в СССР, Германии и прочих державах танково-продвинутых уже не канала. Постановили, что делать танк с 76-мм пушкой и 60-мм бронёй будут таки с нуля, а Т-111 послужит для этого источником конструкторского опыта, так что работу над ним прекратили. А мне он нравится всё равно - небольшой такой, но очень внушительный на вид. Основательный. Сразу видно - танк, а не так себе.
Текущий статус - 66.532