"Наконец-то добрались мои руки до фильма, посмотрев который, я понял, откуда растут ноги у таких нежно любимых мной вещей как Blade Runner, Equilibrium и прочих произведений в духе философски-антиутопического техно-нуара. Это французский Alphaville 1965 года выпуска. Понял я также и причину, по которой упомянутые мной шедевры-последователи появились на свет - народ захотел снять так же круто, но чтоб при этом хоть что-нибудь было бы понятно. Нет, возможно, мне просто попались дерьмовые английские субтитры (французского, увы, не разумею), но ни связного сюжета, ни морали я в фильме не обнаружил. Всё очень красиво, очень атмосферно, невыносимо нуарно - и совершенно непонятно. Тем не менее, просмотра (хотя бы однократного) кино, несомненно, заслуживает - хотя бы ради видеоряда.
Суть вкратце такова: на дворе некое абстрактно-отдалённое будущее, где-то в точке пространства есть Альфавилль - то ли город, то ли государство ("ville", конечно, переводится как "город", но он отделён от окружающего мира политическими границами и находится с этим самым миром далеко не в лучших отношениях). Альфавилль замкнут, изолирован от Окраины (так альфавилльцы именуют всё, что находится вне города) и изрядно ксенофобен. Пришельцев "из-за кордона" терпят и открытой враждебности не проявляют, но считают недолюдьми и относятся со смесью настороженности и презрения. Окраина - это, судя по диалогам персонажей, "другие галактики", но так как попасть в соседнюю галактику можно на автомобиле, то, вероятно, это всего лишь термин, а фактически действие происходит на Земле. Подтверждают эту гипотезу и упоминаемые названия "галактик": Нуэво-Йорк, Токиорама и т.д. В Альфавилле правит бал рационализм и точный расчёт. Эмоции считаются вещью постыдной и недостойной, а за наиболее яркие и публичные их проявления можно стать купальщиком. Это такое эстетско-шизофреническое макабр-шоу, когда осуждённого выводят на прыжковую доску плавательного бассейна, дают очередь из автомата, вокруг погружающегося в воду тела красивые девушки показыват номера синхронного плавания, а великосветская элита наблюдает за процессом со специально оборудованного балкончика. Истиной в последней инстанции является суперкомпьютер "Альфа-60". Он просчитывает последствия каждого решения с высокой точностью и отдаёт соответствующие распоряжения (люди из властных структур, по сути, являются лишь исполнителями и обслуживающим персоналом, а всё реальное руководство осуществляет именно компьютер). Он же допрашивает подозреваемых в неблагонадёжности, анализируя их мотивации и решая, стоит ли оставить смутьяна в живых или имеет смысл отправить его прогуляться по доске. Он же читает гражданам философские лекции о смысле бытия и единственной верности избранного Альфавиллем пути развития. А организовал всю эту утопию некий профессор фон Браун, который и построил "Альфу-60", ныне же пребывает при нём в статусе то ли свадебного генерала, то ли почётного иждивенца. Впрочем, населением Альфавилля профессор почитаем почти как бог, и его фотографии висят повсеместно - без особой помпы, скромненько, но многозначительно.
Главный герой - шпион с Окраины. Он прибывает в Альфавилль под личиной корреспондента газеты "Фигаро-Правда" (ага, так и пишется - "Figaro-Pravda") с целями, которые так внятно и не излагаются зрителю. Возможно, разведать обстановку - ибо отношения Окраины с Альфавиллем накалены и грозят ядерной войной, которая ближе к концу фильма вроде как даже начинается, хотя упоминают об этом вскользь и невнятно. Он пытается выйти на контакт со связным, знакомится с дочкой фон Брауна, Наташей, задаёт дурацкие вопросы, немножко стреляет (совсем немножко), постоянно щёлкает фотоаппаратом и вообще ведёт себя палевно. Находится на подозрении, удостаивается компьютерного допроса, но при этом отчего-то не попадает ни в бассейн (точнее, попадает, но сугубо в качестве зрителя), ни на урановые рудники, ни ещё куда. Странно всё, в общем. Спойлеров на сей раз не будет (чтобы спойлерить, надо хотя бы понять сюжет, а я этого не осилил), зато будет много слайдов. Кому интересно - добро пожаловать под кат.
Собственно, главный герой.
Дизайн интерьеров в фильме - живые шестидесятые. Что называется - весомо, грубо, зримо.
Что-то вроде библиотеки. В Альфавилле сложно понять - у них, как у любых сторонников интеллектуального прогресса, всё похоже на библиотеку или университет.
Один из машинных залов "Альфы-60".
Кабинка гиперсвязи с "другими галактиками".
Для чего милых девушек снабжают номерами, так и не разъясняется. Наверное, потому, что это смотрится круто, футуристично и антиутопично.
Профессор фон Браун собственной персоной.
Наташа фон Браун. Симпатичная, кстати.
Тот самый связной (справа). Опустился, спился, сотрудничать отказался, а потом вообще внезапно помер без явных внешних причин. Характерная особенность - речь обильно перемежает английскими и русскими фразочками.
Комната для допросов. Их там целый этаж, этих комнат, и, похоже, не один. В каждой стоит терминал "Альфы-60", через который компьютер и общается с подозреваемыми.
Балкончик для элиты. Над бассейном. Сам бассейн пытался щёлкать, но хороших кадров не получилось.
Фотографирует главгерой постоянно. Понятно, что он вроде как корреспондент - но выглядит всё равно чертовски подозрительно.
Экшена в фильме немного, но он есть. Снят во вполне классических нуарных традициях. Кстати, пистолет главгероя - отнюдь не Colt M1911A1, как показалось мне поначалу, а вовсе даже польский
VIS wz.35.
Ну и напоследок - традицонная большая пачка слайдов без комментариев.
А фильм, на самом деле, хороший. Надо поискать вменяемый перевод - вдруг там понятнее будет. На каковой оптимистической ноте и позвольте попрощаться с вами на сегодня. Доброй ночи."
Текущий статус - 43.645