Oct 13, 2008 23:38
"Вот отчего-то внезапно захотелось высказаться по поводу такой вещи как сеттинг. Сей кривовато звучащий англицизм, если вдруг кто не знает, обозначает нечто среднее между миром и антуражем. Ну то есть если герои некоего произведения рассекают на звездолётах и пуляют из Тримезонных Гравиимпульсных Гипербластеров в зелёных человечков с Сириуса - это один сеттинг. Если фланируют на дирижаблях и бабахают из Запатентованных Повторительных Карабинов Генри-Уильямса С Оптическим Прицельным Механизмом в зулусских повстанцев - это другой сеттинг. Ну а коли вдруг ездят верхом на драконах и поражают Великим Копьём Вековечного Света +125 к Мудрости и Дипломатии вонючих гоблинов - то, стало быть, совсем третий.
Но это так, присказка. А сказка в том, что сеттинг, по моему мнению, играет в произведении роль хоть и немаловажную, но вторичную. Не в каждом произведении, ясное дело. Произведения ведь делятся, в общем случае, на те, в которых важен "скелет" (герои, их характеры, интрига сюжета, драма и т.д.), и те, в которых важно навешенное на этот скелет "мясо" (любование мелкими детальками и финтифлюшечками окружения, смакование технических параметров тримезонного гипербластера и многостраничное описание переливов драконьей чешуи). Нет, я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что один из этих подходов хорош, а другой плох. Для всего своё место, в самом-то деле. Вот тот же Том Клэнси и примкнувшие к нему авторы технотриллеров, весьма мной любимые - явные "антуражники". Картонные герои разбираются с выкрутасами штампованного предсказуемого сюжета на фоне долгих и подробных описаний всяческой военной машинерии. И это круто - ведь нет для настоящего долбанутого на голову шизомилитариста большего кайфа, чем читать/смотреть расписанную в красках процедуру захвата цели противотанковой ракетой или рассмакованный процесс поиска вражеской подлодки в глубине полярного океана.
А вот как раз те произведения, где важнее "скелет", от сеттинга почти не зависят - он играет скорее роль этакой приправы, добавляющей оттенки вкуса, но не определяющей сам вкус. Ромео и Джульетту или бравую четвёрку мушкетёров можно запихать хоть на Марс, хоть в каменные джунгли современного города, хоть в пещеру питекантропов - изменившись в частностях, сюжет и герои останутся теми же в главном.
Это была присказка к присказке, на самом деле. А сказка таки в том, что я временами беру из баловства и постмодернистского хулиганства понравившийся мне сюжет (или отдельно героев) и помещаю в тот сеттинг, который мне ближе, приятнее и понятнее. И, по моему мнению, добавляет к любимому вкусу более любопытный оттенок. Наверное, это самый голимый из методов написания голимых фанфиков... Да, я такой, я знаю, можно мне этого не говорить."
Кровь выплёскивалась из горла толчками - прямо на плиты моста. Человека бы такое, наверное, убило. Гендальф поднялся, скользя сожжёными ладонями по камням, отхаркнул бордово-чёрную жижу и прохрипел: "Ты не пройдёшь..." Стена пламени впереди колыхнулась, вновь разворачивая воняющий гарью бич. Гендальф подобрал раскалённый автомат - боли пальцы уже не чувствовали. Дёрнул затвор на себя - до щелчка. Отпустил. Рама выплюнула патрон и, коротко лязгнув, дослала новый. Работает. И патронов осталось ещё восемь. Или семь. Неважно. Всё равно, если повезёт - должно хватить, а если не повезёт... Если не повезёт - не хватит и всего рожка. Главное, остальные успеют уйти - голос Фродо в наушнике чудом уцелевшей рации почти не слышен, потерявшийся в толщах камня. Значит, они уже далеко. Значит, всё не зря.
Гендальф сдвинул рычаг на "очередь", поднял обугленный приклад к обугленной щеке, поймал в прицел промежуток между пылающими глазами чудовища и, что есть силы заорав "ТЫ НЕ ПРОЙДЁШЬ!!!", вдавил спуск. До упора.
умняк