К вопросу о клиентоориентированности

May 16, 2024 23:12

В своё время небезызвестный Гейб Ньюэлл сказал, что с игровым пиратством надо бороться не кнутом, а пряником - то есть, не ужесточением систем защиты, а повышением удобства для пользователя. Тогда на дворе была середина 2000-х и фраза была не пустым звуком. Позволю себе коротенько напомнить, как обстояли в то время дела с лицензионными и пиратскими играми с точки зрения конечного потребителя (то есть, простого среднего геймера).

Во-первых, лицензионная игра тогда - это в 99,9% случаев физический носитель. Коробочка с диском или несколькими дисками. Чтобы стать её счастливым владельцем, нужно было либо выбираться из дома в ближайший тематический магазин, либо заказывать почтой. Причём в первом случае нужного диска в магазине вполне могло не оказаться (особенно если речь о каких-нибудь нишевых проектах типа симулятора машиниста метро), а во втором доставка была небыстрой и не особо надёжной (это сейчас у нас всё что угодно вжух-телепортируется к дверям заказчика в течение одного дня, двадцать лет назад службы доставки были куда менее развиты).

Во-вторых, лицензионная игра тогда была скорее всего оснащена системой защиты от нелегального копирования. Было их довольно много разных, но все имели одно общее свойство - больше усложняли жизнь честному игроку, чем пирату. Самыми распространёнными были защиты, требующие для игры наличия в приводе диска игры. Это само по себе не особо удобно, к тому же, в зависимости от настроек конкретной защиты, она могла быть (и чаще всего была) крайне требовательной к качеству диска. В итоге лёгкие повреждения типа мелких царапин, которые операционной системе не мешали распознавать диск и успешно читать с него все данные, защиту ставили раком, и она либо отказывалась считать диск лицензионным, либо тратила на проверку нездоровое количество времени. Последнее особенно "радовало" в играх, где защита проверяла диск не только при запуске игры, но и в другие моменты (помню, в Механоидах проверка диска проводилась при каждом переходе на новую локацию, а в Call of Juarez 2 - при каждом открытии игрового меню по Esc). Позже появились более продвинутые защиты, позволявшие играть без диска, но требующие взамен онлайн-активацию. И количество активаций было ограничено (обычно двумя-тремя). И, опять же, всё зависело от настроек - некоторые защиты были настолько суровы, что после обновления игроком драйвера видеокарты заявляли "теперь это не та система, что была раньше, требуется новая активация". И даже если всё было настроено вменяемо, переустановка оси в любом случае считалась новой системой. А то были времена суровые. Это сейчас Win 10 или 11 может буквально годами работать не то что без переустановки - без выключения. Тогда же ME или XP падали регулярно и зачастую лечились подобные глюки только переустановкой. Помню случаи, когда у отдельных бедолаг все три активации улетали буквально за неделю, а добавить новую (одну) можно было либо обращением в техническую поддержку, либо (если настройки защиты были установлены соответствыенно) автоматически через 30 (тридцать) суток. В общем, сами понимаете.

На фоне этого, ясное дело, контрафактная копия смотрелась куда выгоднее. Её можно просто скачать в интернетах (да-да, первыми "цифровую дистрибьюцию" изобрели пираты), не вылезая из уютного кресла. Даже на неторопливом тогдашнем канале пара часов ожидания закачки были лучше, чем неделя ожидания доставки из магазина. Защита же на пиратской копии была сломана и нервы игроку не мотала. Ткнул иконку на рабочем столе - и играешь. Максимум, с чем надо было повозиться минут пять - это монтирование скачанного образа в виртуальный привод и (в худшем случае) временное отключение привода физического.

На этом фоне созданный товарищем Ньюэллом сервис Steam смотрелся очень выгодно: игры точно так же качаются из сети (и, кстати, тоже при помощи протокола p2p, как в торрентах), не требуют дополнительных плясок с дисками и ключами, а вдобавок ещё и обновляются автоматически, с чем у пираток обычно были проблемы (в патчах, как правило, обновляли и систему защиты, а это значит, что игре после обновления требовался и обновлённый кряк). Неудивительно, что стим довольно быстро, по историческим меркам, придушил игровое пиратство. Нет, разумеется, не уничтожил в ноль, но существенно прикрутил фитилёк. Иначе в наши дни не процветали бы повсеместно разнообразные сервисы, позволяющие жителям РФ покупать игры в стиме обходными путями - все просто ходили бы на торренты и горя не знали.

И вот, спустя два десятка лет, пираты пробудились от спячки, вызванной обилием рома и песнями попугаев, и решили если не перегнать бодипозитивного Габена, то хотя бы приблизиться. На днях появились новости про "пиратский стим" под названием Hydra Launcher. Ну, то есть, про "пиратский стим" пока сказано очень громко - значительная часть функционала пока заявлена только на словах, в виде отдалённых планов развития. Пока это торрент-клиент, автоматически мониторящий раздачи игр на определённых трекерах, зачисленных авторами в "надёжные", ну и вместо кнопки "Купить" там, соответственно, кнопка "Ск0чать бисплатно без смс и регистрации". В перспективе обещают встроенную соцсеть по типу стима, систему пользовательских отзывов и оценок, а также даже ачивки.

В принципе, задумка забавная. Как минимум, стоит посмотреть, что из этого выйдет месяцев эдак через полгодика. Разумеется, никого ни к чему не призываю, вся информация представлена чисто в ознакомительных академических целях.


クリック可能

виртуальность, steam, диванный игрожур

Previous post Next post
Up