Глава 03. Лем. Город

Apr 16, 2024 22:50

Для беглеца главное - не бежать. Даже в столице, где все всегда куда-то торопятся, человек, бегущий по улице, привлекает много ненужного внимания. Поэтому я, стараясь не обращать внимания на плещущуюся внутри панику, перешёл на быстрый шаг сразу же, как только разорвал линию видимости со зданием вокзала. Потом свернул в переулок, на соседней улице нырнул в подземный переход, на противоположной стороне свернул на перекрёстке и почувствовал себя в относительной безопасности.

При объективном рассмотрении поводов для радости не было ни одного. Мои фальшивые документы остались в участке. Даже если они и в самом деле были так плохо выполнены, как говорит Марти - всё равно, они хотя бы были, а теперь не было никаких. За побег из-под стражи и нанесение телесных повреждений сотруднику меня определённо будут разыскивать. Пока не ищут, но к завтрашнему утру шестерёнки бюрократической машины провернутся, и ориентировка с моим описанием будет у каждого патрульного констебля. И, главное, случилось то, чего я надеялся избегать всеми силами - о моём возвращении узнала Белла. Как известно, два человека могут видеть одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. И, соответственно, интерпретировать её диаметрально противоположным образом. И объяснить свою точку зрения бывает сложно даже сразу, непосредственно на месте. А уж пять лет спустя, когда воспоминания окончательно закостенели, убедить бывшую коллегу в том, что она неправа, и вовсе невозможно.

Однако барахтаться в отчаянии и жалости к себе можно до бесконечности, но делу это не поможет. Нужно думать, что делать дальше. По первоначальному плану моей первой остановкой в городе должен был стать Клаус. И, если прикинуть, принципиально ничего не поменялось - никто, кроме Клауса, не мог дать мне ту информацию, которая мне нужна. Конечно, всегда остаётся вероятность, что Белла, которой недлинный список наших выживших сослуживцев известен не хуже, чем мне, придёт к точно такому же выводу. И в лучшем случае застигнет меня у Клауса, а в худшем - успеет к нему раньше и устроит засаду по всем правилам, как она умеет. Поэтому наиболее разумным вариантом было бы проследить за домом Клауса и подождать. Помериться с Беллой терпением, дождаться, пока она устанет и снимет засаду. Но на это могли уйти дни, если не недели, а столько ждать я не мог. Во-первых, без документов и почти без денег я вряд ли сумею столько прожить в городе. Во-вторых, у меня попросту нет столько времени. А это значит, что придётся делать то, что я ненавижу больше всего на свете - рисковать.

- Ты здесь?
- А я могу куда-то от тебя деться? - Ирма вынырнула из-за спины и заскользила по мостовой передо мной. К счастью, вокруг было достаточно безлюдно.
- Я имею в виду - ты меня слушаешь?
- Зависит от того, что ты хочешь сказать.
- Хочу спросить как специалиста по охране. По крайней мере, лучшего из нас двоих, потому что сам я в этом точно ничего не понимаю. - Ирма пробурчала что-то неразборчивое, что я счёл знаком согласия и продолжил, - Представь себе бывшего сотрудника очень важной конторы с хорошим допуском секретности. Сейчас он вроде как уже по специальности не работает, но охранять его всё равно должны - как считаешь?
- Если к нему приставили охрану - она его охраняет, - пожала плечами Ирма. Сейчас, когда она была прямо передо мной на ровном асфальте, все её движения были видны отчётливо, - А если не приставили - то не охраняет.
- До этого я мог бы и сам додуматься.
- Эй, ты спросил - я ответила. Я ведь охраняю, а не руковожу охраной. Но если ты спрашиваешь моего мнения - да, его всё ещё охраняют. По крайней мере, если бы я была начальницей.
- Зачем? Этот человек же больше не важен.
- Чтобы у охраны была работа, - ответила Ирма как само собой разумеющееся, и мне осталось только вздохнуть.

Кишащий людом автобусный терминал я, разумеется, обошёл стороной. Не то чтобы опасался, что меня уже официально объявили в розыск, но лишний раз рисковать не решился. До вокзала тут рукой подать, тамошние могли запросто позвонить и передать мои приметы - довольно логично ожидать, что беглец первым делом явится именно сюда, надеясь проскочить в толпе на один из маршрутов и быстрее оказаться подальше. Так что я обошёл площадь, на которой находился терминал, далеко стороной. Мимо ажурной лестницы, ведущей к станции надземки, тоже прошагал, не останавливаясь - тут уже объективных причин не нашлось, просто чувство какое-то пришло, что соваться туда не стоит. Я обычно в интуицию не верю, но в нынешней ситуации был готов принять любую помощь, даже иррациональную - поэтому прислушался к направился дальше, вглубь города.

Дальнейший маршрут стоило выбирать, исходя из двух противодействующих факторов. С одной стороны, направиться к обиталищу Клауса стоило как можно раньше: Белла - умная девочка, гораздо умнее меня. Ей не составит труда догадаться, куда я направлюсь в первую очередь - вариантов не так много. И она примет меры. И если я не хочу стать жертвой этих мер, мне стоит хотя бы попытаться сыграть на опережение. С другой стороны, кратчайший путь слишком очевиден, и лучше сделать крюк, запутать след. Ещё, конечно, стоило иметь в виду, что за пять лет Клаус вполне мог переехать. Но об этом я старался не думать, потому что в таком случае вся моя рискованная экспедиция, по большому счёту, лишалась смысла. Будем решать проблемы по мере поступления. Мало ли - вдруг на прежнем месте останутся его соседи, которые окажутся достаточно любопытными, чтобы знать его новый адрес, и достаточно болтливыми, чтобы сообщить его мне.

Район, где до революции селили министерских работников, остался большей частью прежним - удивительно тихий и чистый кусочек города, зажатый между окраиной промзоны и портом для дирижаблей. Сюда ходил трамвай, но я, даже сделав пару пересадок, побоялся ехать до нужной остановки и вышел за пару кварталов. Возможно, тем самым привлёк к себе только больше внимания, поскольку оказался единственным пешеходом, но решил не давать страхам совсем уж много воли. Мало ли, человек прогуляться решил. Одет я вполне прилично, испачкаться нигде не успел. Ирма, кажется, тоже порадовалась возможности размяться - во всяком случае, в её поведение ощущалось что-то, что можно было охарактеризовать как радость. Забегала вперёд, отклонялась в стороны, задерживалась у каких-то случайных на первый взгляд предметов: стойки со свежими газетами (бросаешь монетку в прикреплённую коробочку со щелью и берёшь газету, а если человек нечестный, то можешь взять просто так), каменной клумбы с какими-то мелкими синими цветами, столба с часами. Кажется, она даже что-то мурлыкала себе под нос, какой-то немудрящий мотивчик, похожий на те, что вечерами играют музыканты в парке.

Министерский жилой корпус стоял на прежнем месте и внешне никак не поменялся, разве что кусты на газонах вокруг выросли. Я прошёл мимо, делая вид, что точка моего назначения расположена где-то сильно дальше. Попутно осмотрел, насколько можно внимательно, двор за чугунной решётчатой оградой и подъездные дорожки. Единственный человек, которого я смог увидеть, по пояс зарылся под капот длинной спортивного автомобиля кричаще-оранжевой раскраски. На топтуна он похож не был - слишком приметная машина, да и поза такая, что при всём желании не разглядишь происходящего вокруг.

Сделав круг вокруг квартала, я вернулся. Автомобилист за это время успел выбраться из-под капота и теперь, расстелив на мостовой большую тряпку, вдумчиво раскладывал на ней какие-то мелкие детали. Я нагло прошёл мимо него прямо к дверям подъезда. Даже пожелал ему доброго дня. Он отозвался на удивление приветливо, но глаз от своих железок не поднял. Оно и к лучшему.

Подъезд был не заперт, внутри тихо. Пахло чистящим средством с хвойной отдушкой, в столбах света из окон медленно танцевали пылинки. Лифт стоял на первом этаже - его кабину было хорошо видно в решётчатой шахте, - но я поднялся по лестнице. Аккуратно и неторопливо, стараясь производить как можно меньше шума. Ирма, поняв меня без слов, двигалась впереди, настолько далеко, насколько получается. Вот и шестой этаж. Если память мне не врёт, Клаус живёт здесь. Ирма, скользя по стене, забралась на этаж выше, вернулась и пожала плечами: "Никого".

Звонок у Клауса механический - круглая медная коробочка с торчащим ключом, витиеватыми буквами "Поверните" и стрелкой, показывающей, в какую сторону поворачивать. Я повернул, извлекая громкую скрежещущую трель. Подождал. Не услышав за дверью никакого движения, повернул ещё несколько раз. На работе он, что ли? Впрочем, а почему бы и нет? Я пришёл в середине буднего дня, а Клаус не так уж и стар, чтобы сидеть на пенсии - наверняка он нашёл другую работу и спокойно на ней трудится, а мне стоило бы дождаться вечера...

За дверью что-то стукнуло и пророкотало. Как будто небольшой предмет упал на пол и откатился. Не сразу за дверью - где-то в глубине квартиры. Я потянулся к звонку снова, задел дверь рукой. и она бесшумно приоткрылась внутрь. Всё страннее и страннее.

"Есть кто?" - спросил я, осторожно приоткрыв дверь дальше и стараясь не привлекать громким голосом внимая соседей, - "Клаус, ты здесь?" Шагнул внутрь, пересёк прихожую. В квартире царил полумрак - несмотря на солнечный полдень, шторы на всех окнах были задёрнуты.

"Клаус, это Лем, мы раньше работали вместе. Я хотел с тобой поговорить." - никто не ответил, но в глубине жилища снова раздался какой-то короткий звук, разобрать который я не успел. Очень хотелось сунуть руку в карман за трофейным пистолетом, но пугать Клауса в мои планы не входило - предпочитаю договариваться по-хорошему, пока есть возможность. "Я прохожу!" - чуть громче сказал я и прошёл. Анфилада комнат, заполненных книгами. Разнокалиберные шкафы и полки, пара письменных столов, многочисленные стулья и огромное мягкое кресло - всё заставлено и завалено книгами. Огромная карта звёздного неба на стене. Я шагал примерно в направлении, откуда слышал шум. Особо не скрывался, наоборот - старался, чтобы мои шаги было отчётливо слышно, но этому мешал толстый ковёр на полу.

Кажется, последняя комната - по крайней мере, прохода дальше я в ней не видел. Осмотрелся - снова книги, карты, стопки рукописных листов. Звук падения чуть не довёл меня до сердечного приступа - я резко повернулся, судорожно нащупывая оружие. По ковру катилась массивная бронзовая бутылочка для чернил. На полке шкафа, уставленной письменными принадлежностями, прямо на уровне моих глаз сидел толстый рыжий кот и присматривался к следующей. Я выдохнул и выругался про себя. "Представляешь, Ирма - просто проклятый кот, а я-то..."

Ирма не ответила. Ожидаемо - для существования ей нужна тень. Я не знаю, куда она девается, когда вокруг слишком темно или слишком светло, но факт в том, что куда-то девается. И, кажется, только в этот момент до меня дошло, что занавески Клаус задёрнул не случайно.

За спиной раздался характерный маслянистый щелчок взводимого курка, и Клаус сказал: "Здравствуй, Лем. Держи руки на виду и не оборачивайся".

провинциальный комиссариат

Previous post Next post
Up