Клюквенный поезд на дороге ярости

Oct 19, 2023 02:59

В рамках ощупывания перспективных демок сунул нос в чешскую Last Train Home, посвящённую Чехословацкому корпусу в охваченной революцией России. Впечатления максимально противоречивые, примерно как от Company of Heroes 2 - как игра проект вполне интересный, но сюжет ничего, кроме желания плеваться желчью, не вызывает.



Сразу скажу про исторический реализм - его тут нет. То есть, вообще от слова "совсем". Чтобы понять это, достаточно хотя бы бегло пробежаться по хронике похождений Чехословацкого корпуса, можно даже в википедии, а потом посмотреть стартовую заставку игры, где излагается экспозиция. Сложный путь многотысячного вооружённого формирования, которое в определённый период вообще являлось самой мощной военной силой на территории страны, успело повоевать против много кого и на стороне много кого, и в итоге весьма противоречиво себя зарекомендовало, сведена к простому "мы хотим домой, в нашу новообразованную страну, но прямым путём не выходит, поэтому путешествуем длинным, через весь континент".



Весьма неприятной, хотя и нельзя сказать, что неожиданной, стороной игры является политическая ангажированность авторов. Гражданская война в России - штука сложная, как и любая гражданская война вообще. "Отличиться" в ней успели абсолютно все стороны, хоть и в разной степени. Можно, например, до хрипа спорить, чей террор был страшнее - белый или красный, но обе стороны дискуссии, если они вменяемы, сойдутся в том, что имел место и тот, и другой. Здесь же нам с самой первой миссии показывают весьма однобокую картину, в которой злодеи и упыри, разумеется, красные. И в игровой энциклопедии в разделе "Враги" - только красные. Ну да, ну да, не было в огромной охваченной хаосом стране больше никаких опасностей - ни немецких войск, ни мутных парамилитариев непонятного подчинения, ни банальных бандитов. Сразу верю. Кстати, обратите внимание на слайд - прекрасно и употребление термина "офицер" в отношении командиров Красной армии, и фуражки с красной тульей, которые в реальности были элементом униформы корниловцев и дроздовцев. Про прочие элементы облика - ниже.



Апофеозом клюквы, при столкновении с которым некоторые знакомые демку сразу бросили, является генерал Морозов. Генерал Красной армии, ага. В 1918 году. Уже одного этого хватит, чтобы умереть от смеха. Но ещё ведь внешний вид этого товарища поражает. Он носит крест на шее. Ещё можно было бы с огромной скрипучей натяжкой отмазать, что этот орден он заслужил в Первую Мировую и носит из сентиментальных соображений - если бы крест не был золотым. Я такого русского ордена не припомню, знаете ли. Ну и довершают образ огромные золотые же эполеты. То, что любая форма погон на плечах была для красных однозначным признаком врага (вплоть до того, что когда в 1943-м погоны решили вернуть, многие по старой памяти были сильно против), авторы явно не в курсе. Сразу видна глубокая работа с историческим материалом, да.



По сюжету. Первая же миссия, в которой нам объясняют управление - чехи отправляют небольшой отряд на встреченную на пути станцию с целью разжиться провиантом. Но станция пуста, расположенная неподалёку мельница и вовсе сожжена, а по округе разбросаны трупы гражданских. Чудом выжившая местная бабка рассказывает, что приходили красные за припасами. Забрали всё, что к полу не приколочено, а когда аборигены попытались возмутиться - перебили всех. На пути дальше эшелон чехов попадает на станцию, занятую теми самыми красными, где встречает уже означенного генерала Морозова. Генерал обещает свободный проход по территории страны, но взамен требует от чехов сдать оружие. В общем, вполне логичное требование так-то - никому не хочется, чтобы у него по тылам шарахалось непонятно кому подчиняющееся вооружённое формирование. Чехи гордо отказываются и едут дальше, Морозов грозит им вслед - мол, мы ещё встретимся. Вторая миссия - новая попытка добыть припасов. Снова станция и прилегающая к ней деревушка. И они - да, вы верно догадались, снова разграблены и истреблены красными. На сей раз чехи отбрасывают принцип невмешательства во внутренние дела чужой страны и уничтожают красноармейцев, которые не успели далеко уйти.



Потом мы едем в Москву, и там нас ждёт засада - коварный Морозов и в самом деле ничего не забыл. Он таранит наш поезд своим, после чего убивает нашего командира, который всё это время выдавал нам квесты, и, зловеще хохоча, удаляется в закат. Чехи поначалу рвутся мстить, но увидев, что красных как-то многовато, решают не лезть на рожон, а вместо этого угнать новый поезд взамен спущенного с рельс. Угоняют и на нём валят из Москвы.



После этого более-менее линейный туториал заканчивается и игрока отпускают на вольные хлеба. То есть, цель, конечно, имеется - добраться до Пензы. Но за ручку больше не ведут - как хочешь, так и добирайся. Тем более, что по сюжету аватар игрока становится командующим.



Тут как раз самое время перейти к рассказу об игровых механиках. Основную часть времени игрок проводит на глобальной карте, по которой едет его поезд. Перемещение по ней линейное - не только сворачивать никуда не дают, но даже назад сдать не получается. Все доступные для движения поезда команды - стоп, нормальный ход вперёд и полный ход вперёд. На ходу поезд жрёт уголь (на полном больше, но при этом имеет меньше шансов попасть в засаду), ваши бойцы по мере хода времени жрут еду. Можно назначить каждому отдельно взятому половинный паёк или даже полностью снять с довольствия - это растянет запасы провианта, но понятным образом скажется на моральном и физическом состоянии личного состава.



Когда поезд стоит на месте, его можно апгрейдить - на каждый тип вагона приходится от полудюжины до десятка возможных улучшений. Тратятся на них ресурсы - металл, дерево и ткань. Один из примечательных апгрейдов - установка в вагонах печек. Без них ваши чехи начнут замерзать когда настанет зима. Печки тоже жрут уголь, поэтому предусмотрена возможность каждую из них отключить для экономии топлива.



На некоторых станциях можно переформировать поезд, изменив порядок вагонов. Это крайне полезно сделать как можно раньше, так как по умолчанию первым стоит паровоз, что чревато. Первый вагон чаще всего получает повреждения от всяких дорожных случайностей, поэтому лучше ставить на это место что-то не очень ценное - если паровоз сломается совсем, наступит гамовер.



Для любых работ требуются люди, поэтому много времени тратится на их перетасовку. Кто будет делать апгрейды или производить ремонт, кто поведёт паровоз, кто станет дежурить в госпитальном вагоне (при его наличии), а кто займёт места за пушками и пулемётами бронеплощадки (при её, опять же, наличии). Причём у каждого места есть две смены - дневная и ночная. Пока боец работает, он, что логично, не отдыхает, поэтому усталых, раненых и деморализованных нужно снимать с рабочих мест и отправлять отлёживаться. Тут, кстати, отмечу, что интерфейс распределения персонала неудобен и не особо интуитивен - странно, почему его не сделали в духе последних частей Silent Hunter, чтоб было видно сразу все рабочие места и весь доступный персонал.



Возня с солдатиками - вообще основная часть игры. Потому как у каждого свои характеристики, от которых зависит его эффективность как в бою, так и при выполнении бытовых задач (и эти характеристики прокачиваются вручную с повышением уровня бойца), а также свои особенности характера и мировоззрения, которые также влияют на ряд игровых ситуаций. Прокачка открывает активные и пассивные навыки, которые тоже надо расставлять вручную (ячеек под навыки у каждого бойца всего четыре, а самих навыков может оказаться больше). Ну и инвентарь - точнее, оружие, которое также надо распределять. С оружием, правда, проще всего - как я понял, для каждого класса его всего два вида: похуже и получше. Например, винтовка у стрелка может быть русской трёхлинейкой (кстати, это, кажется, единственная иностранная игра, где её называют Mosin rifle, а не Mosin-Nagant rifle), а может - импортной "Арисакой". Параметры у них одинаковые, только у "Арисаки" чуть выше точность стрельбы.



В дороге нас развлекают события, как сценарно-скриптовые, так и случайные. Например, внезапно у личного состава обнаруживается кожное раздражение - блюсти гигиену в дороге трудновато. И даётся три варианта действий: проигнорировать (ничего не тратится, но боевой дух и здоровье бойцов будут страдать), устроить банный день с тщательным кипячением всей одежды и белья (зараза уйдёт, но бойцы здорово устанут) или же просто сжечь всё заражённое (сил будет потрачено заметно меньше, зато израсходуется большое количество ткани на пошив новой формы, портянок и простыней). Или, скажем, поперёк рельсов лежит дерево - можно остановиться и убрать его, рискуя попасть в засаду, а можно на полном ходу снести его, несколько повредив передний вагон и нанеся травмы тем, кто в нём находится.



Также вокруг имеются населённые пункты и прочие точки интереса - туда можно направлять отряды бойцов. На озере они наловят рыбу, пополнив запасы еды, в городе или деревне смогут поторговать с жителями или найти какое-нибудь полезное место (например, кабак, выпив в котором, можно повысить боевой дух). В заброшенных деревнях можно помародёрить, разжившись практически любыми ресурсами - добыча существенно увеличивается, если в отряде есть боец с перком "Вор-домушник", он знает, где хозяева обычно прячут самое ценное.



В некоторых населённых пунктах же нас ждут тактические миссии, сюжетные или побочные. В них вам придётся непосредственно управлять высланным на задание отрядом.



Боевые механики - всё та же Company of Heroes (любая часть). Есть юниты разных классов, различающиеся способностями. Кто-то гранаты кидать умеет. кто-то в бинокль смотреть, снимая туман войны с части карты, кто-то здоровье союзников восстанавливает. В перестрелках активно используются укрытия - они заметно снижают шанс бойца словить пулю. Отличие лишь в том, что в Company of Heroes юнит представлял собой небольшой отряд, действующий как единое целое, а здесь мы управляем отдельными солдатиками.



Ещё одно отличие - присутствие стелса. Бойцов можно переключить в режим скрытности - в нём они не открывают первыми огонь по противнику и становятся менее заметными. Если в режиме скрытности подобраться к одиночному противнику со спины, можно бесшумно устранить его. У противников в свою очередь имеются сигнальные посты - столбики с колоколами. Если находящийся возле такого противник заметит ваших бойцов, он тут же начнёт бить тревогу, призывая подкрепления со всех окрестностей. Пост можно обезвредить, но это занимает довольно много времени. В целом, стелс существенной роли не играет, но реализован достаточно приятно, хоть и максимально упрощённо. Сюжетно и геймплейно же вполне оправдан тем, что находящиеся под нашим управлением чехи всегда уступают противнику численностью и вынуждены действовать осторожно.



Наконец, в отличие от Company of Heroes у наших бойцов боеприпасы не бесконечные. Их хватает, с ситуацией, когда подсумки в бою вдруг начали показывать дно, я не столкнулся, но, опять же, это работает на общий настрой "выживания во враждебном окружении". Причём ограничены не только патроны, но и прочие расходники. Например, санитар лечит только пока есть аптечки, а гренадёр кидает гранаты только если они, опять же, имеются в наличии. К счастью, грузить нас детальным менеджментом инвентаря авторы не стали - патроны, гранаты и аптечки не нужно распихивать по карманам бойцов перед выходом на задание. Есть общий "инвентарь поезда", объём которого зависит от количества и типа вагонов, а также некоторых их апгрейдов, и все бойцы одновременно имеют к нему неограниченный доступ, независимо от расстояния между ними и поездом.



По картам разбросаны ресурсы, которые можно подбирать - это могут быть как эти самые боевые расходники (патроны, аптечки и т.д.), так и глобальные ресурсы (еда, уголь и т.д.).



По технической части. Графика незатейливая, уровня всё той же многократно упомянутой выше Company of Heroes. Озвучку можно включить как английскую, так и "историческую". Последняя по описанию подразумевает, что каждый говорит на своём языке, но по факту получается, что чехи говорят на чешском, а все остальные - на каком-то получешском суржике. Русскую речь слышно только от врагов в бою, и то она кривенькая и с акцентом - озвучивали красноармейцев явно не русскоговорящие. Тормозов и глюков не замечено, хотя на стимовских форумах некоторые жалуются на вылеты. В целом, крепкий такой средний уровень. Некоторые сюжетные ролики, что интересно, представляют собой живое видео с живыми же актёрами.



Каков же итог? Игра интересна как симулятор выживания небольшого коллектива в неприветливом окружении. Будь это абстрактный постапокалипсис, например - цены бы ей не было. Но авторами заявлено "соответствие реальным историческим событиям", и это всё портит. Это самое "соответствие" тут такое, что матерятся и плюются даже булкохрусты (из числа тех, кто историю Гражданской учил не по постам в фейсбуке), про сторонников большевиков и говорить нечего. Лично я, наверное, таки поиграю в полную версию, когда она выйдет, но вот платить за неё деньги скорее всего не буду. Остальные же пусть решают каждый за себя.

виртуальность, диванный игрожур, история

Previous post Next post
Up