Сибирский вестерн

May 21, 2023 09:16

С тех пор, как появилось понятие "раннего доступа" для игр, возникло две разновидности злоупотребления этим статусом. Первый - это когда игра висит в состоянии раннего доступа вечно. Разработчики просто забивают болт на правку багов и устранение недоделок, отмахиваясь железным аргументом: "Ранний доступ же - вон, на странице магазина большими буквами написано". Второй - противоположный. Авторы переводят игру из состояния раннего доступа в релиз, не доделав, а иногда вовсе игнорируют ранний доступ. И ты смотришь - плашки "Ранний доступ" с сопутствующими предупреждениями нет. Делаешь из этого логичный вывод, что игра готова хотя бы в общих чертах. Покупаешь, играешь - а потом хоп, сюжет обрывается на полуслове, и на экране возникает застенчивое извинение от разработчиков, мол, мы тут малость не допилили, поэтому дальше пока ничего нет, но вы ждите, когда-нибудь непременно всё случится. Более того, нередко на этом же экране они ещё и донатов просят - то есть, продолжение не только не сделано, но даже финансы на его изготовление пока не собраны. И вот второй случай раздражает лично меня гораздо больше, чем первый. А встречаю я его, увы, всё чаще.

Это длинное лирическое вступление имело целью предупредить уважаемых читателей - наш сегодняшний фигурант, визуальный роман За закатом неминуем рассвет, также относится к игроку не совсем честно. Игра продаётся как полноценная (прямым текстом помечена как "Полная версия"), но по факту это половина игры. Есть пролог и первая глава, по завершении которой, на весьма напряжённом сюжетном моменте вас радуют тем самым экраном с извинениями и просьбой занести сколько-нибудь доната. При том, что игра и так не бесплатная (да, 170 рублей это мелочь, но сам факт). Да, плашка раннего доступа висит. и в описании к ней даже упомянуто, что "игра будет выпускаться по одной главе", но скажите, положа руку на сердце, что потенциальный покупатель прочитает - название игры или описание мелким шрифтом?

При этом однозначно ругать проект тоже не хочется - у него есть ряд интересных сторон. И перехваливать нет смысла - имеются у него весомые недостатки и помимо незавершённости. В общем, я в сложных чувствах, и постараюсь таковые изложить ниже.



Сразу необходимо предупредить о сюжете и стиле игры. Они специфичны и, думаю, не всем могут прийтись по вкусу. Авторы позиционируют жанр игры как "нео-вестерн", и формально это правда. Одинокий герой с револьвером за поясом и мутным прошлым за душой приходит в затерянный маленький городок. В городке всем заправляет наглый и богатый бандит, ему противостоит недавно вступивший в должность законник, молодой, горячий и наивный, но его почти никто не поддерживает. Ещё есть загадочная шахта неподалёку, где добывают неизвестно что, но явно очень ценное, а чуть дальше в окрестностях обитают аборигены, как дружелюбные, так и не очень. Вот только на дворе 2001 год, а посёлок находится в Саянах, что разом придаёт вестерновому сюжету привкус дешёвой книжки в мягкой обложке из девяностых - "Слепой мочит Бешеного" и вот это вот всё. Ну, вы помните наверняка.



Оно и написано примерно тем же языком. Вполне грамотно, но крайне плоско, просто и невыразительно. Не знаю кому как, а лично мне чтение местных текстов удовольствия не доставило.



Что же в игре есть хорошего? Добавление механик из квестов и ролёвок. То есть, здесь исход ситуации зависит не только от того, какой вариант действий ты выбрал. Во-первых, у главного героя есть параметры: сила, наблюдательность и убедительность. Они прокачиваются как по мере использования. так и с помощью находимых и покупаемых книжек. При выборе варианта, помеченного иконкой параметра, этот параметр проверяется. Если он достаточно велик, герой получает какую-то плюшку или выходит из ситуации ускоренным путём, "срезав угол". Если параметр маловат, то в лучшем случае не происходит ничего, в худшем же - герой огребает отрицательные последствия.



Ещё у главгероя есть отдельный параметр - "моральный облик". В результате действий героя он понижается или повышается, и, достигнув достаточно высокого или низкого значения, может сделать недоступным какие-то варианты. Если игрок всю дорогу выбирал для героя благородные варианты и тем самым сделал моральный облик высоким, то, например, при нахождении тайника местного жителя вариант "прикарманить всё найденное" будет просто недоступен. И наоборот - если герой обычно вёл себя как последняя гнида, то приступ внезапной рыцарской доблести у него просто не сможет случиться.



Помимо этого, доступ к некоторым вариантам действий обеспечивает наличие нужных предметов. Скажем, запертую дверь можно выбить, имея достаточный параметр силы, но если он у героя невелик, то можно воспользоваться отмычкой или фомкой. А если нет ни того, ни другого - тогда уже придётся искать обходные пути или признавать квест проваленным.



Всё это разбавлено мини-играми и головоломками. Например, вскрытие замка отмычкой оформлено аналогично трёхмерным частям серии Fallout - крутишь мышкой, подбирая нужный угол, потом жмёшь кнопку. Головоломки в основном сводятся к вычислению комбинаций к кодовым замкам на основе подсказок разной степени прозрачности.



Да, как было упомянуто выше, здесь, помимо основной сюжетной линии, имеются и дополнительные квесты. Некоторые из них - просто возможность поболтать с кем-то из местных жителей, узнав у них какую-то информацию (которая может потом пригодиться, а может и просто оказаться деталями для атмосферы). Другие - полноценные сюжеты с развилками, несколькими концовками и всем прочим. Они не только достаточно интересны сами по себе, но и частично влияют на развитие основного сюжета. Также в некоторых из них можно подкачать навыки, разжиться полезными вещами или деньгами для покупки таковых. При желании, конечно, никто не запрещает забить на любые из побочных квестов или даже вообще на все и ломиться напрямки по сюжету.



Сюжет, вестимо, сводится к противостоянию бандитов и шерифа. Если поначалу главгерой может лавировать между ними, соблюдая нейтралитет, то со временем вопрос встанет ребром - к кому примкнуть. Я, понятно, выбрал сторону закона. Хотя олицетворяющий её участковый Ларин, конечно, тот ещё чудик. Увлекается просмотром вестернов, причём не просто для удовольствия, а как учебников жизни и руководств к действию. Носит на форме звезду шерифа и называть себя просит именно "шерифом". Понятно, что популярности в народе это ему не прибавляет.



В общем, странная игра. Вся состоит из контрастов, куда ни плюнь - если не попадёшь в интересный плюс, значит, угодишь в жирный минус. Впрочем, рекомендовать её в текущем состоянии в любом случае не могу никому - напомню, что игра не закончена, и на создание второй её половины авторы собирают деньги (то есть, не факт, что соберут). Если стало интересно, лучше качните демо-версию, доступную на странице игры в стиме - она содержит пролог и позволяет пощупать практически все механики игры, а сохранения из неё можно перенести в полную версию, чтобы не проходить пролог заново. А деньги платить за проект в его нынешнем виде я бы не рекомендовал.

слоупок-ревю, виртуальность, visual novel

Previous post Next post
Up