Верни мне мой...

Apr 18, 2023 21:26

Шарахаясь по дебрям вконтактика, я где-то с год назад или около того наткнулся на страничку проекта с незатейливым названием 1997. Приметил, закинул в список желаемого в стиме, да и забыл. А вот недавно обнаружил, что она таки пару недель как вышла. Соответственно, купил, поставил и прошёл. Впечатления - под катом.



Когда я впервые наткнулся на паблик разработчиков, меня первым же делом резанул диссонанс. Игра называется 1997 и действие, согласно описанию, разворачивается в этом же году, а на скриншотах - подростки в советской школьной форме и красных пионерских галстуках. Я, помню, ещё выразил по этому поводу недоумение в довольно резкой форме. Что ответил на это админ, не помню, но что-то довольно невнятное. Признаюсь честно, именно по этой причине я игру и запомнил - в памяти-то в первую очередь оседают сильные эмоции, неважно, положительные или отрицательные. Думал, вот выйдет - поржу над тем, как тупые миленниалы сочиняют клюкву про раньшие времена, где Советский Союз перемешался в их головах с девяностыми. Однако же, пройдя игру, был приятно удивлён - на самом деле, дух эпохи схвачен верно, ляпов практически нет. Более того - отдельные моменты прям очень метко зафиксированы. Посмотрите хотя бы на типичный рынок - ну кто на точно таком же не был в девяностых? И люди одеты похоже на то, как было модно тогда, и палатки эти копеечные с самым разным хламом, от вьетнамских джинсов до книг и пиратских кассет.



Советская школьная форма никуда не делась, но её отмазали - мол, директор местной школы упёртый консерватор, и общепринятой в стране отмены формы не приемлет. Окей, ладно, можно поверить. Галстуки в синий цвет перекрасили, опять же, так что они теперь не пионерские, а просто так галстуки, для красоты.



Конечно, попадаются и анахронизмы. Скажем, фразу "иногда лучше жевать, чем говорить" главный герой вряд ли мог употребить - реклама, в которой прозвучал этот меметичный слоган, вышла на экраны только в 1999-м. Ну и стрижка "под горшок", которую носит друг главного героя, кажется, стала модной среди подростков сильно позднее (UPD: товарищи в каментах рассказывают, что встречалась и в девяностые, претензия снимается). Про то, что военные почему-то ходят с древними АК-47 (даже не АКМ), я и вовсе промолчу. Это на самом деле мелочи.



Ну а следом не менее приятно удивил и интересный сюжет. На дворе - май титульного девяносто седьмого, вокруг - провинциальный городок Кузнецк, построенный в пятидесятые вокруг химического завода. Наши герои - старшеклассники единственной в городе школы, которые заняты в основном мыслями о том, как пережить экзамены и дотерпеть до каникул. Потом главный герой встречает вечером на детской площадке перед домом странную блондинку, которая откуда-то его знает, и начинается. Как несложно догадаться, эти самые две недели до каникул вдруг окажутся для нашей школоты нифига не скучными, а экзамены перестанут быть самым страшным, что может грозить.



Игра на самом деле небольшая, проходится за три часа примерно. Но пройти имеет смысл неоднократно - сюжет нелинеен, разделение начинается довольно рано, а концовок целых семь. Правда, из геймплейных элементов тут всего один вариант выбора - верить или нет определённому персонажу в определённой ситуации. Таких выборов на протяжении игры будет аж пять штук, и от сочетания ответов игрока развитие истории и будет зависеть.



По технической части. Графика... нормальная. Про неё сложно что-то ещё сказать. От неё не перехватывает дыхание в восторге, но и назвать её плохой или некачественной будет несправедливым. Она есть, она выполняет свою игровую функцию и в целом радует глаз. Фоны детально проработанные, но статичные. Персонажи нарисованы попроще, зато анимированы - моргают глазами, открывют рот во время речи, плавно меняют выражение лица. В CG ситуация хуже - используются трёхмерные болванчики, обрисованные "под плоскую картинку", и временами это весьма очевидно.



Музыка абсолютно незатейливая. Честно говоря, при первом прохождении я её не заметил вовсе. Запустив игру повторно, понял, что на фоне таки что-то эдакое тренькает, но настолько бледное, что попросту пролетает мимо восприятия. Зато прочий звук богат. Во-первых, все реплики озвучены. Актёров почти два десятка, и отработали они на совесть. Во-вторых, не забыли авторы и о звуковых эффектах - они сопровождают текст и во многих местах эффективно "оживляют" статичную картинку. Кстати, забавный прикол - главгерой вне школы носит футболку с символикой группы Oxyn. По логотипу понятно, что подразумевается группа Onyx, действительно известная в то время в наших пенатах. Вот только Onyx - это рэп-группа, а Oxyn, если верить внутриигровому глоссарию, играет металл. Кто помнит взаимоотношения рэперов и металлистов в конце девяностых, те поймут.



Такой ностальгии категории "чтоб за копирайт не платить" в игре полно. Что-то банальное, как суперагент 008 Джеймс Понд, что-то откровенно васянское как серия ужастиков Четверг 12-е. А есть и такое вот. Вероятно. авторы попали в точку неумышленно, но Рэмбо действительно одно время называли "Рамбо". И даже в свидетельствах эпохи это осталось - олды могут помнить такую вот песню. "Мне страшней Рамбо из Тамбова, чем Рамбо из Айовы..."



Так-то глоссарий толковый - игроки, не заставшие тех лет в сознательном возрасте, смогут прочитать там, что такое "мафон", почему милицейский джип носил прозвище "козёл" и зачем нужна варёная кукуруза. Некоторые статьи снабжены картинками, вполне неплохими.



Русский язык в игре на диво неплох. Я уже настолько привык к отвратительному нескладному русскому языку в отечественных инди-играх, что был, в который уже раз, приятно удивлён этим проектом. Стилистических косяков практически нет, манера речи персонажей отражает их характеры, опечаток встретилось всего несколько. Один раз споткнулся о слово "цыплёнок" в смысле "трус" и поморщился, но потом сообразил - да, дети, выросшие на кривых переводах девяностых, вполне могут такую неуклюжую кальку с английского употреблять в своей речи. Так что это не баг, а фича получается. Неизвестно, опять же, умышленная или нет, но фича.



Из недостатков могу отметить разве что попавшееся разок несовпадение картинки с текстом. Герои проникли в недостроенный дом, и в тексте упомянуто, что они оказались в "тёмной сырой комнате". А на картинке - сами видите что.



Итог - отличный дебют начинающей команды. Авторы замахнулись на цель, которая им была по силам, и достигли её - игра получилась хоть и короткая, но с внятным законченным сюжетом, развивающимися персонажами и даже реальной нелинейностью. Вполне рекомендую любителям всякой мистики-фантастики в духе Очень странных дел, а авторам желаю хороших продаж и надеюсь, что дальше они смогут порадовать нас не менее интересными, но более масштабными проектами.

слоупок-ревю, аниме, виртуальность, visual novel

Previous post Next post
Up