Тут днями анонсировали новую экранизацию Higurashi no Naku Koro ni (Когда плачут цикады). Пока можно отметить, что, судя по трейлеру, графика и музыка как минимум неплохи.
Click to view
Ну а пока то да сё, вспомню в нескольких строчках, что это вообще за произведение и чем оно славно. А также, чтоб два раза не вставать, о первой экранизации. Дело, конечно, безблагодатное, поскольку в русской педивикии на эту тему есть
огромная и очень познавательная статья, но меня это, как вы понимаете, ни на секунду не остановит.
Всё началось с визуального романа, увидевшего свет в августе 2002 года. Его выпустила любительская японская студия 07th Expansion в составе трёх анонимусов. Фактическим автором являлся человек, скрывающийся под ником Ryukishi07, его коллега Yatazakura лишь оказывал посильную поддержку, а третий участник, BT, вообще занимался только администрированием сайта студии.
Вообще, по-хорошему, автору стоило не выпендриваться и писать обычную книжку - текст ему удавался не в пример лучше видеоряда. Но, очевидно, душа просила именно visual novel, поэтому на 62-м токийском Комикете был представлен диск с игрой для Windows. Вторая часть появилась уже на следующем Комикете, в декабре того же года, и дальше серия пошла штамповаться по всем заветам Стивена Кинга - по роману раз в полгода. Всего вышло восемь игр, последняя была представлена на 70-м Комикете в августе 2006-го.
Сюжет у всех игр один и тот же - летом 1983 года обыкновенный японский старшеклассник Кеити Маэбара, сын известного художника, переезжает с родителями из большого города в деревеньку Хинамидзава. Детей здесь немного, так что в школе всего один класс, где занимаются все разом, независимо от возраста, под присмотром одного учителя. В отличие от типичных главгероев японских художественных произведений, Кеити отнюдь не мямля-интроверт, а вовсе наоборот - харизматичный заводила, душа компании, так что он быстро вписывается в коллектив одноклассников. Поначалу всё идёт мило и безобидно - Кеити ходит на уроки, играет на переменках с подругами, катается в ближайший райцентр за цивилизованными развлечениями типа кафе-мороженого и прочее в этом духе. Потом постепенно начинает происходить всякая дичь - всплывают тревожные истории об исчезновениях людей, какие-то старинные легенды о демонах и жертвоприношениях. Появляются странные люди, пристающие к Кеити со странными вопросами. Атмосера паранойи, понемногу густеющая и в итоге взрывающаяся кровавым безумием - главная фишка Цикад, и как раз она автору удаётся на ура.
Примечательно, что в финале каждой части Кеити погибает. Части игры, таким образом, являются не продолжениями, а альтернативными вариантами одного и того же сюжета. В каждой фокус делается на одной из одноклассниц главгероя и раскрывается какая-то часть тайны, которую прячет внешне мирная и тихая деревушка. Первые четыре игры называются "арка вопросов" и, как можно понять по названию, в основном ставят перед игроком вопросы, заваливая таинственными событиями. Вторые четыре - это, соответственно, "арка ответов", где раскрывается больше информации и, по идее, в итоге формируется целостная картина происходящего.
Впрочем, термин "игрок" на самом деле весьма условен. Правильнее будет сказать - читатель. Игры представляют собой kinetic novel, то есть, визуальный роман без выборов, где всё, что требуется от игрока/читателя - тыкать в кнопочку, чтобы получить следующий кусочек текста. Единственный выбор. который предоставляется - это в каком порядке читать (и читать ли вообще) дополнительные материалы, выдаваемые между главами. При этом стоит отметить, что читать их в любом случае стоит все - чем больше пропустишь, тем меньше понятен будет дальнейший сюжет.
Почему этим играм стоило быть книгами, становится понятно практически сразу же. Если с фонами ещё ничего - в качестве таковых использованы замыленные фильтром фотографии, и смотрится это хоть и бедненько, но хотя бы аккуратненько...
...то как только на экране появляются персонажи... Я не знаю, кто из участников 07th Expansion делал эти спрайты, но он наверняка не японец. Или, по крайней мере, не чистокровный японец. Японцы в подавляющем большинстве умеют рисовать хоть как-то, национальная черта у них такая. А вот этот тихий ужас... Нет, есть странные люди, которые утверждают, будто в этих уродливых гоблинах есть какая-то своя атмосфера. Вероятно, они просто настолько психически травмированы видеорядом игры, что у них возник стокгольмский синдром, и они пытаются оправдать то, что настолько покорёжило им мозг. Не буду осуждать несчастных.
К счастью, версия, доступная в стиме, имеет также и улучшенные спрайты, нарисованные достаточно пряморуким художником. Переключаться между оригиналом и ремастером можно прямо на лету, по нажатию одной кнопки.
Если к этому добавить, что музыка хоть и атмосферна, но до боли однообразна (композиций очень немного и они короткие), звуковые эффекты применяются редко, а озвучка персонажей отсутствует как класс (откуда бы у любительской студии из трёх анонимусов взялись деньги на озвучку нескольких часов речи?), можно сделать вывод, что будучи книжкой произведение бы ничего не потеряло.
Кроме, разве что, популярности, конечно. Игр на Комикете обычно гораздо меньше, чем книг и манги, так что шанс, что тебя заметят, гораздо выше. Собственно, игру заметили и с 2007 серия начала выходить на PlayStation 2. Эта версия была очень сильно перелопачена внешне - консольный народ тогда был избалованный и всякую "кривую, но душевную" индюшатину не готов был принимать, да ещё и за деньги. Фоны были заменены на рисованные, спрайты персонажей переработали (и они не те, что сейчас используются в ПК-ремастере), все реплики персонажей озвучили. В стим-версию всё это можно при желании добавить модом.
Книги, кстати, тоже вышли - Ryukishi07 в 2007-2009 годах переработал серию игр в семнадцатитомный (!) роман. Ещё были фильмы с живыми актёрами и сериал, была манга, радиоспектакли и вагон всего. Но я из этого знаком только с самым первым аниме-сериалом, который 2006 года. И должен отметить, что впечатление он оставляет крайне противоречивое. Как и в оригинальной игре, первым в глаза бросается видеоряд - и безжалостно насилует их до крови. Версия игры для плойки ещё не вышла, до ПК-ремастера вообще было как до весны, поэтому художники сериала решили, что надо как можно точнее передать визуальный стиль первоисточника. И передали, простигосподи.
Персонажи, конечно, не столь уродливы, как в игре, зато фоны, перестав быть фотографическими, мигом растеряли детализацию и вышли примитивными до уровня "палка-палка-огуречик". В итоге картинка была, по меткому выражению одного из обзорщиков, больше достойна малобюджетного хентая начала девяностых, чем ТВ-сериала середины нулевых.
Из плюсов стоит отметить хорошую музыку и достаточно грамотную адаптацию сюжета - он был заметно сокращён, но на смысловом содержании и атмосферности это почти не сказалось.
По трейлеру нового сериала можно сделать вывод, что, как минимум, графика будет на более-менее приличном уровне (как у малобюджетного хентая конца нулевых, да - до ТВ-сериала 2020 года явно не дотягивает), а также будут показаны некоторые моменты из игры, отсутствовавшие в первой экранизации. В целом, поживём - увидим.