Очередной забег по пажитям и нежитям этих наших интернетов принёс очередную порцию добычи. Российская студия
PsyRob пилит визуальный роман
Project Pastorate про теократический тоталитаризм в мире, сочетающем элементы паропанка и постапокалипсиса. На данный момент готова демка, которую можно скачать
вот здесь. Я скачал, прошёл и хочу поделиться впечатлениями.
Прежде всего - о, прошу прощения, длине, поскольку демо-версии это та область, в которой размер имеет значение. Проходится демка минут за десять. Ну, за двадцать, если долго втыкать в боевую сцену (о которой ниже). Это, с одной стороны, очень немного, с другой же - все ключевые элементы, ожидаемые в игре, авторы нам, кажется, сумели за это время продемонстрировать. В демке присутствуют: озвученная сюжетная видеозаставка, две локации, четыре персонажа, две сцены с диалоговым выбором и уже упомянутая боевая сцена.
Формат визуального романа, с точки зрения разработчика, очень выгоден тем, что позволяет на многом сэкономить. По большому счёту, визуальному роману кроме сюжета ничего не нужно. Та же Higurashi no Naku Koro ni завоевала огромную популярность и принесла своим создателям много денег и славы, хотя в ней, кроме сюжета, не было вообще ничего. Графика? Три с половиной замыленные в фотошопе стоковые фотки в качестве фонов и смехотворно кривые спрайты персонажей (я лучше нарисую... нет, серьёзно, я могу нарисовать много лучше, пробовал). Звук? Озвучки диалогов нет вообще, саундтрек состоит из нескольких простеньких и однообразных мелодий. Геймплей? Ну, если считать геймплеем необходимость нажимать пробел чтобы прочитать следующий кусочек текста, то да, геймплей там есть. Ах, да, ещё возможность выбирать, в каком порядке читать (и читать ли вообще) коротенькие дополнительные материалы между главами.Соответственно, если сообразить интересный сюжет (а для фантастического или фэнтезийного произведения - ещё и интересный мир), то уже есть все шансы сорвать приз. А уж если добавить к этому красивую графику, грамотный звук и оригинальные геймплейные элементы... Вот и поглядим, как со всем этим у нашего сегодняшнего фигуранта.
Про мир и сюжет для начала. Мир - не наш, вымышленный. Действие происходит в государстве, называющемся "Лига". Это небольшой (судя по всему) остров, поделённый на четыре провинции. У власти здесь стоят религиозные деятели во главе с Пастором, ведущие весьма жёсткий курс - классическая такая тоталитарная теократия. Про степень технического развития мира, наличие в нём элементов сверхъестественного и прочие подробности пока почти ничего не известно - поэтому про паропанк там выше я, если честно, сказал условно, сугубо по деталям антуража. Можно лишь понять, что промышленность и какая-никакая механизация тут есть, а вот огнестрела, например, не завезли. Постапокалипсис пока тоже лишь маячит за кадром - присутствуют упоминания о природном катаклизме, уничтожившем "старый грешный мир". Некоторое количество информации содержится во внутриигровом кодексе - и он мне, кстати, весьма понравился. Написан сочно, образно, детально и, главное, от лица лояльного гражданина Лиги. То есть, представляет взгляд на мир изнутри мира, а не объективное нейтральное описание. Правда, так как пополняется он по мере прохождения, а прохождение в демке короткое, появиться в нём успеет не более дюжины записей.
Сюжет начинается с того, что следственная группа праведников прибывает по вызову гвардии на место убийства. Гвардия - это местная полиция, а праведники - что-то вроде ФБР или КГБ, то есть, спецслужба, занимающаяся делами особой важности и государственного масштаба. И в данном случае перед ними - именно такое. В трущобах шахтёрской провинции Флокс обнаружен труп префекта этой самой провинции. Как и почему столь важный и знатный человек оказался в бедняцком гетто - загадка. Следственная группа состоит из двух человек. Винни Бойд - суровый и циничный ветеран, Леонард Пинтерро - новичок, наш главный герой. Классика, в общем.
Теперь перейдём к графике и звуку. Сначала про звук, так как про него проще. Озвучки диалогов нет, есть только голос диктора в начальном видеоролике (хороший, кстати). Музыки тоже нет, но есть звуковой фон, довольно прилично выполненный. Графика... окей. Мне очень по нраву карандашные чёрно-белые арты, но когда художник берётся за краски (вроде бы, как я понял, художник у игры один), получается местами так себе. Где-то аляповато, где-то просто неестественно. Конечно, не везде, некоторые цветные картинки вполне приличны - но лишь некоторые. В итоге, в целом видеоряд производит впечатление нормального, но не выдающегося и кое-где откровенно любительского.
Геймплей. Как уже говорилось выше, помимо традиционного для визуальных новелл элемента интерактивности "ткни кнопку, чтобы увидеть следующий абзац", здесь наличествует выбор реплик и боёвка. Выбор реплик Леонарду предоставляется дважды. В первом случае никакого влияния этот выбор не оказывает - просто в квестовой манере даётся возможность расспросить персонажа на разные темы в произвольном порядке, а сюжет двинется дальше только когда поговорите на все. Во втором, представленном на слайде ниже, выбор условно влияет. Условно - потому что допрашиваемый в любом случае расколется, только при неправильной реплике "додавить" его придётся Бойду. Экран при неправильной реплике моргает красным, что как бы должно, наверное, символизировать какое-то отрицательное влияние выбора (возможно, падение отношения Бойда к напарнику), но в демке это в любом случае не успевает как-то проявиться, поскольку она заканчивается буквально через минуту после этого.
Боёвка оформлена в виде карточной игры, но это - сугубо внешний косметический эффект. В карточной игре ключевым компонентом является случайность - какие карты тебе в руку пришли, теми и действуешь. Здесь же набор "карт" (то есть, по факту, просто вариантов действия) фиксированный. Механика напоминает пиратские дуэли из квестов серии Monkey Island - на действие врага нужно выбрать правильное противодействие. Если угадал, удар получает враг, не угадал - в торец выхватывает Леонард. Бой делится на "фазу атаки" и "фазу защиты", которые чередуются, но различие между ними только в наборе действий, суть одна и та же. Враг выкладывает на стол карту-действие, игрок должен ответить одной из своих карт. Кое-что можно вычислить интуитивно: например, в ответ на "взятие заложника" подойдут "переговоры", а на "взрывчатый мешочек" - "спрятаться в укрытие". Прочее приходится угадывать, полагаясь на волю случая. Ошибиться можно только раз - при второй ошибке бой заканчивается проигрышем. Враги гораздо крепче героев - каждому нужно по три-четыре удара, и, кроме того, врагов несколько (когда одолеете одного, его место сразу занимает другой). Помогают две вещи: точка автосохранения прямо перед началом драки и стрелочка в правом нижнем углу, позволяющая автоматически победить. В итоге, общий смысл мероприятия (ну, кроме как повод потыкать лишний раз мышкой) мне непонятен - ни тактики, ни стратегии, ни даже рандома, тупая угадайка. Как только игрок запомнит правильный ответ на каждый вариант вражеской атаки и защиты (что явно произойдёт быстро), смысла боёвка лишится окончательно, и останется только сразу жать стрелочку автопобеды.
Одной из особенностей игры авторы называют "живые диалоги". Поспорить не могу - просторечными выражениями, грубостями и "некнижным" построением фраз диалоги действительно отличаются. Беда в том, что иногда это выходит хорошо и в тему (как, например, почти весь разговор Бойда с гвардейцем), а иногда - натянуто и неестественно. Потому что да, ощущение "живые люди так не говорят" вызывают не только нарочито выспренные и правильные фразы, но и столь же нарочито грубые и неправильные. И, да - мне не очень нравится, что авторы злоупотребляют заглавными буквами в терминах - это создаёт ощущение пустого подросткового пафоса. Хотя, возможно, это лично мой загон.
С технической точки зрения демка, если честно, пока не блещет. В оконном режиме, к примеру, невозможно менять разрешение (оно всегда 1680x1050), а в полноэкранном картинка не подгоняется под пропорции монитора - если у вас 16:9, как на подавляющем большинстве современных мониторов, то по бокам вы будете лицезреть траурные чёрные полоски, как видно на слайде ниже. Кроме того, в русской версии местами есть английские надписи, а в английской - русские. И то, и другое, в принципе, не особо мешает, но неким маркером общей планки качества является.
Подобьём баланс (хоть, конечно, пока для сколько-нибудь весомых выводов материала совершенно недостаточно). В минусах игры: временами неестественные диалоги, странная и, по большому счёту, ненужная боевая система, ряд мелких технических проблем (последние, скорее всего, не будут исправлены в релизе, так как до этого самого релиза остались считанные недели, если не дни). В плюсах: временами смачные и качественные диалоги, хорошее описание мира и общая атмосфера эдакой религиозно-инквизиторской клюквы. Графику сложно отнести как к сильным сторонам проекта, так и к слабым. С одной стороны, она смотрится, в целом, приятно, с другой - столь же неровная, как и текст. Где-то прям классная, где-то вызывает желание поморщиться.
Выйти игра должна до конца мая, то есть, совсем скоро. Впрочем, это будет только первый эпизод, который, судя по заставке в начале демки, будет носить название Ординация. Остальной сюжет будут выпускать в виде дополнительных эпизодов и распространять как DLC. Вставьте сюда все ваши любимые сомнения и антипатии, касающиеся поэпизодного формата малобюджетных любительских игр. В целом, я, конечно, Пасторату шанс дам, потому что задел у него интересный. Но по части того. что мы в обозримом будущем увидим его в виде гармоничного законченного произведения, меня гложут эти вот самые сомнения. Поживём - увидим.
Текущий статус - 4.782