25 апреля 2010 года
День второй
Подъем в восемь утра по местному времени трудностей не вызвал - ведь в Черногории время +2 часа к московскому.
Утро на лодке начинается с приборки. Вова и Миша моют лодку снаружи.
Дополнительный профит - по ходу приборки узнаем все новые потаенные уголки, где что лежит.
В локерах (ящиках, по-русски «в рундуках» ) лежат важные вещи - спасательные жилеты, спасательный плот, тузик, швартовные концы, отбойник, ведро и тряпки и еще много-много всего.
Под пайолы натекло за ночь литров пять воды, все надо высушить и протереть.
Дизель тоже требует ухода.
Вот он, красавец - на Виктории недавно поменяли двигатель. VOLVO PENTA, 38 л.с., 4х тактный, с двухконтурной системой охлаждения. Обслуживания почти не требует (проверять уровень масла, да иногда менять резиновую шестеренку водяного насоса - импеллера, да менять воздушный фильтр, да проверять ремень генератора и ГРМ, вот и все)
Завтрак - яичница, ветчина, сыр, кофе, чай. Ветчина (пршут, от итал. prosciutto) в Черногории отменная, в огромном разнообразии представлена в супермаркете. Стоит от 8 до 15 евро за килограмм.
После завтрака - узлы и веревки.
На яхте огромное множество веревок, у каждой, естественно свое название.
Есть фалы (веревки, на которых что-то подвешено, и висит вниз), шкоты (веревки, за которые что-то оттянуто в сторону, но так, что можно отвязать и отпустить), ванты и штаги (неподвижные растяжки). Есть швартовные концы.
Узлы поражают своей простотой и умным устройством. Правильно завязанный узел никогда не развяжется сам, не затягивается, его легко развязать при желании, даже если конец мокрый.
Три узла нужны всегда - восьмерка, выбленочный aka транцевый, и беседочный (их приходится завязывать по нескольку раз на дню)
Узлы даются не сразу.
Еще нас учат быстро бухтовать (аккуратно скручивать концы), и бросать бухту так, чтобы конец разматывался на лету и улетал при этом как можно дальше, не запутываясь.Напоминает бросание лассо в книжках про ковбоев. К сожалению, тут мало фотографий, потому что приходилось много работать руками.
Еще одна тема, изучение которой начинается на берегу - как правильно швартоваться, как задать швартов на причале, как правильно растянуть лодку, используя дополнительные концыи прочее. (кодовые слова - утка, клюз, полуклюз, битенг, кнехт, рым, муринг, шпринги)
А после обеда - первый выход в море!
Но перед самым выходом случилось небольшое происшествие - нарушена подача забортной воды во внешний контур охлаждения двигателя. Оно к лучшему - получаем дополнительные навыки по экстренной починке дизеля. Оказалось, нарушена герметичность контура (патрубок у фильтра пропускал воздух). Примерно полчаса искали неполадку, примерно пять минут устраняли.
Вот он, тот самый злополучный фильтр.
И наконец, в 15.40, выходим в море.
Все рады и волнуются. Команда - отдать швартовы, отдать муринг, малый вперед - и Виктория медленно (не побоюсь этого слова, даже где-то величаво) выезжает на середину марины, и мы идем к выходу из порта.
Первый взгляд с моря на порт и марину Бара.
Каждый пробует первый раз руль. Некоторые члены экипажа уже имеют опыт управления яхтой, но все равно все рады.
Первый раз за рулем прогулочной яхты.
Курс держим по компасу. Когда-то у моряков картушка компаса делилсь на румбы (Норд, вест, норд-ост, норд-норд-ост). Но эти названия ушли в прошлое, сейчас компас имеет 360 обычных школьных градусов.
Курс 320.
Еще в виду берега можно держать курс по береговым ориентирам («держи воон на тот белый домик!»).
Идем под дизелем в соседнюю марину, где стоят рыбаки. Там есть свободная причальная стенка, где можно отработать на практике швартовку лагом (это когда лодка стоит бортом к причалу).
Каждый из нас получил возможность швартоваться несколько раз. Каждый побыл и матросом (непосредственно задавал и отдавал концы), и рулевым (управлял лодкой и отдавал команды матросам).
Вот Виктория отходит от причала после очередной швартовки. Володя за штурвалом, Миша бухтует швартовы - готовит для следующего упражнения.
И тут же снова.
Лодка, в отличие от автомобиля, рулится кормой, то есть при перекладке руля разворачивается сначала корма. Это похоже на движение на автомобиле задним ходом. Добавим к этому некоторое небольшое запаздывание реакции на поворот штурвала. Еще усложняется дело тем, что при замедлении движения лодка начинает хуже управляться. А при полной остановке относительно воды - перестает управляться вообще. Но ветер продолжает на нее действовать в любом случае. Поэтому во всех маринах уже давно запрещено движение под парусами - слишком велик риск даже для опытных капитанов в случае порыва ветра навалиться на причал или соседние лодки. Только под мотором.
Яхта размером с большой автобус (Бавария 43 - длина около 13 метров, Икарус - 11 метров), и весит 10 тонн. Но когда она идет, незаметно, какая она большая и тяжелая. Слушается самого легкого поворота руля, послушно начинает заносить корму.
У меня не очень сперва получается - слишком резко кручу штурвал, но постепенно все налаживается.
Вот и кончается первый выход в море. Телячий восторг. Суша с берега смотрится совсем по другому, и небо такое огромное. Погода очень хорошая. Штиль. Дизель умиротворяюще тарахтит.
Перед самым заходом в марину Св.Никола, нас встретил доброжелательный любопытный дельфин и проводил немного, почти полностью вымахивая из воды.
Вечером опять в знакомый ресторан, и прогулка по Бару. И я узнал потрясающую вещь - оказывается, на второй неделе учебы мы пойдем в Италию - пересечем Адриатику, прямо через открытое море.
Продолжение следует.
Начало здесь:
http://sam-honsu.livejournal.com/56786.htmlhttp://sam-honsu.livejournal.com/56937.html