В 1991 году Нэнси Андреасен начала долгосрочное исследование пациентов с первым эпизодом шизофрении, которым периодически измеряли объем мозга с помощью магнитно-резонансного сканирования. В статьях, опубликованных в 2003 и 2005 годах, она сообщила, что обнаружила у пациентов "прогрессирующее сокращение объема мозга", и что это сокращение было связано с ухудшением негативных симптомов, функциональными нарушениями и снижением когнитивных [познавательных] способностей. Но, подразумевалось, что это сокращение было связано с болезнью, и что лекарства просто не смогли остановить это.
"Препараты, используемые в настоящее время, не могут изменить вредные процессы, происходящие в мозге, который является причиной симптомов", - пишет д-р Андреасен в своей статье 2003 года.
Тем не менее, даже когда она опубликовала эти выводы, другое исследование - на животных и больных шизофренией - показало, что препараты могут усугубить это уменьшение (или быть основной причиной этого). Потом в 2008 году в интервью New York Times д-р Андреасен призналась в том, что "чем больше лекарств назначалось, тем больше мозговой ткани теряли пациенты".
Это вызвало эффект разорвавшейся бомбы, тем более, что это сообщила Андреасен, которая была главным редактором "Американского журнала психиатрии" с 1993 по 2005 год. Сейчас в февральском номере издания "Архивы общей психиатрии" [журнал Американской психиатрической ассоциации], она опубликовала эти результаты. Таким образом "бомба" официально попала в научную литературу.
В этом исследовании Андреасен взяла периодические МРТ-проверки 211 больных шизофренией, лечившихся от 7 до 14 лет. Она обнаружила, что долгосрочное использование старых стандартных антипсихотических средств [нейролептики], новых атипичных антипсихотиков и клозапина [аналоги по действующему веществу: азалептин, клозапин, клозастен, лепонекс] "связано с уменьшением объема ткани мозга".
Кроме того, она обнаружила, что это уменьшение связано с дозировками. Чем больше человек принимает препаратов, тем больше это "приводит к "уменьшению объема серого вещества", - сообщила она. Кроме того, "прогрессирующее уменьшение объема белого вещества было самым наглядным среди пациентов, получавших больше антипсихотического лечения". Наконец, Андреасен сообщила, что это уменьшение "происходит независимо от тяжести заболевания и злоупотребления алкоголем или наркотиками". Эти два фактора - тяжесть заболевания и злоупотребление алкоголем или наркотиками - оказывали "минимальный или вообще никакой эффект" на объём мозга.
В этом февральском докладе Андреасен не связывает уменьшение мозга с увеличением негативных симптомов, функциональных нарушений и когнитивных нарушений. Но в предыдущих статьях она это сделала. И именно это обстоятельство делает этот февральский отчёт таким взрывным: когда собраны все сведения о лекарственной терапии, вызывающей долгосрочный вред.
Другая причина для беспокойства, это то, что антипсихотические препараты сейчас часто прописывают детям, часто для того, чтобы контролировать их поведение и взрослым с биполярным расстройством. Они используются для лечения непсихотических состояний. Анализ рисков и выгод для таких пациентов, будет радикально пересмотрен в результате выводов этого исследования.
Хочется надеяться, что исследование будет широко освещено в средствах массовой информации и это вызовет бурную дискуссию. Вот некоторые из вопросов, которые, я считаю, должны быть заданы:
- Необходимо ли пересмотреть длительное применении антипсихотиков для людей с диагнозом психического расстройства?
- Есть ли основания назначать эти препараты для людей с непсихотическими расстройствами?
- Должны ли прописываться эти лекарства детям и подросткам, чей мозг ещё развивается, или прекратить это делать (или вообще запретить)?
- Многие взрослые с диагнозом психического расстройства принимают антипсихотики по постановлению суда. Имеет ли право общество требовать такого лечения, учитывая, что препараты приводят к уменьшению объема мозга и оно связано с когнитивным спадом?
В течение некоторого времени, были основания полагать, что антипсихотические препараты уменьшают мозг, и я писал об этом в "Анатомия эпидемии". Но это беспокойство в значительной степени не поддавалось огласке. Возможно, теперь это станет достоянием общественности, и, в частности, можно надеяться, что наше общество в настоящее время начнёт пристально следить за назначение таких препаратов детям.
Перевод: А. Черепков
Andreasen Drops A Bombshell: Antipsychotics Shrink the Brain Should the prescribing of antipsychotics to children be banned? Published on February 8, 2011 by Robert Whitaker in Mad in America