Человек появляется в эпоху голоцена

Jul 14, 2013 12:54

Как ни крути, а не очень хорошо быть в большой и дружной семье народов атипичным элементом, рудиментом скепсиса и жёлчи. Пока приличные люди толпятся вкруг фильмы с ложками мёда, зловредный САМ, кряхтя, надрываясь и палочкой постукивая, катит немалую бочку дёгтя.
От Снайдера-портного можно было ожидать изрядных сюжетных узоров вкупе с масштабными визуальными решениями. Свои и Б-жью искру, и профессионализм он ярко проявил в «Наблюдателях», где коктейль из комикса и фантастики смешался в неожиданно реалистичную смесь, и в «Запрещённом приёме» - пожалуй, единственной ленте, так обманувшей меня трейлером: обыкновенно реклама демонстрирует лучшее в фильме, а тут, напротив, можно было предположить красочную пустышку.
Однако, подозреваю, памятуя о весьма скромных сборах вышеупомянутых картин, продюсеры «Супермена» неустанно и испуганно бдели, давали бесценные советы и высказывали аккуратные опасения, чем, на мой взгляд, настолько заманали режиссёра, что он, как и всякий творческий человек с нервами не толще каната, начхал на свои «идейки» и сделал по слову их.
Естественно, про визуальную сторону не могу сказать ничего особенно плохого: мастерство, как известно, не пропьёшь, а вот фисгармонию запросто. Впрочем, не могу не наябедничать, мастерство вне душевного жара - обязательный, но вовсе не достаточный, компонент произведения искусства, как китайская резьба на скорлупе - за неимением слоновой кости. Сравнивая с гуру визуальных решений: сэр Ридли Скотт любит добавлять к написанным картинам символьный подтекст, Сингер обходится символьным текстом, Камерон вовсе предпочитает подавать мух и котлеты по отдельности, а Снайдер славен как раз подтекстом визуальным. Тут его нет. Логика повествования пряма как рельс, и ни двусмысленности, ни многозначности места не нашлось вовсе. Всё красиво, объёмно и - ничего более. Для зрения учинено роскошное пиршество, но глаза - не язык, скоро наедаются и более своего не просят.
А вот вместо сюжета имеем дырку от бублика и от жилетки рукава (нарочитые эстеты могут также поискать ослиные уши). Фильма делится на две половинки - как пустой грецкий орех.
Первая часть - «Тайны Смоллвилля». Её я смотрел не без интереса, Кроу и Костнеру всегда рад, но и на этом беспроигрышном пути обнаружилось жирнейшее пятно, сводящее на пшик всю задушевность и всю логику рассказа. Основной мотив фильмы прост: Супермен, в первую очередь, человек, один из нас, ничто человеческое ему не чуждо, а то, что он может одним движением сломать хоть железобетонную сваю, хоть квадратный трёхчлен, и многозначительную литеру в силах начертать не шпагой, но взглядом - так это вполне соответствует лозунгу «от каждого - по способностям». Более того, обладающий чрезмерной силой должен быть не просто человеком, но человеком хорошим, ежли верить дяде Бену. И вот приёмный отец всячески наставляет сына, одновременно настаивая, что раскрываться в полный рост - рановато, соседи не поймут, а знакомые соседей - могут и осудить огульно. А после - гибнет, помогая людям среди буйства стихии, различными жестами понуждая Супермена оставаться в укрытии, не свершать никаких действий, дабы не раскрываться. И тот, покорный воле отца, стоит себе как вскопанный, хорошо, хоть не передаёт посредством моргания и азбуки Морзе непременные последние слова сыновней любви. Спрашиваю у режиссёра и продюсеров, хотя и не уверен, что быстро дождусь ответа: это по-человечески?
Вторая часть - «Матрица: революция». Не вся целиком, а конкретно батальная сцена «Нео отеческим внушением помогает принять агенту Смиту дуалистическую модель мира». Эпизод этот и в оригинальном фильме был скучноват и безбожно затянут, а тут его - на час размазали, нехило сдобрив спецэффектами. Но, простите, кто ж ест маленькую тефтельку с галлоном кетчупа? Неужели Снайдер-гастроном? Бум! - и Супермен не впечатывается в небоскрёб, но прошибает его насквозь, попутно (с сопутствующей детализацией, конечно) пробив заныканную на антресолях на случай энергетического кризиса рачительным клерком цистерну с пропаном, семь плазменных панелей и постер «Никогда не сдавайся!». Бац! - и генерал Зод (интриган и аморал; такому веришь, что будет мужиками болото гатить и вместо свай мужиков забивать же) улетает в красно-дымную даль, переворачивая раскинутыми руками некстати подвернувшиеся тележку с хот-догами, автобус и мост «Золотые ворота». И далее - по индукции. Годзилла против Оптимуса Прайма на фоне атмосферных осадков, которые мы видали в «Армагеддоне».
Возвращаясь к образу пира, вынесу вердикт: первая половина фильмы это кружка доброго пива, с хмелем, горчинкой и вообще - по жаре вкусна. Правда, на дне обнаруживается нерастаявшая таблетка димедрола. Вторая - это десять кружек пива. Голова квадратная, пузо как барабан и в обсерваторию тянет - моченьки нет.
Надо полагать, продюсеры сочли, что после «Мстителей» народ валом повалит на любой комикс со значительным бюджетом. Только вот Уидона позвать забыли. Пока - сработало, но ничто не вечно под луною, и классики тому виною. Не хочу каркать, но, боюсь, ещё пара таких ревущих и грохочущих экранизаций в красивой обёртке, и показатели кассы вновь поползут к сборам «Возвращения Супермена» - отнюдь не худшего, чем «Человек из стали».

а судьи кто?, голливуд

Previous post Next post
Up