Проблема волка в городской среде

Jun 15, 2014 03:58


И снова двенадцать унций в лицо летящего серебра.
Hо надо опять вернуться, забыть на время, кем был вчера.
Hо надо опять вернуться, когда вся ботва отойдет ко сну,
Чтобы не дать им скатиться в яму, чтобы не дать им пойти в отходы -
Ты должен вернуть им свою луну.

И то, что ты готов на прыжок - это уже хорошо.
Жить по полной луне.
Вытри слёзы - ведь волки не плачут.
Hе к лицу им притворяться людьми.
Завтра снова полнолуние - значит,
Ты вернёшься, чтобы вернуть этот мир...
(Олег Медведев, Браво, парень)
Если честно, к возникшей лет десять назад и быстро завоевавшей популярность идее выпуска игр эпизодами я изначально относился со скепсисом. Однако лишь на днях в полной мере на собственном опыте осознал справедливость такого отношения - но обо всём по порядку. Итак, идея на первый взгляд могла показаться здравой: вместо того, чтобы делать сразу большую игру и заставлять геймеров ждать её выхода несколько лет, можно выпускать её небольшими кусочками по мере готовности - тогда, мол, всем будет выгодно. Игроки смогут начать прохождение гораздо раньше, создатели получат от продаж первых эпизодов дополнительные деньги на разработку последующих, а те, кому не понравилось, могут следующие эпизоды не покупать, сэкономив свои средства. На практике же получилось совсем не так круто, и одним из основных недостатков оказалась сама стержневая идея "игры как сериала". Потому что когда ты смотришь сериал, ты получаешь серию раз в неделю - сорок минут удовольствия. В случае с аниме - двадцать минут, но это тоже терпимо. А когда ты проходишь эпизодную игру, каждый эпизод, конечно, длиннее - часа полтора-два - но при этом выходят они гораздо реже, хорошо если раз в пару месяцев. В итоге, из множества заявленных в середине двухтысячных "эпизодических" проектов какой-никакой успех получили только игры студии Telltale Games - если быть точным, то ремейк сатирического квеста Sam & Max. По той же стезе эта контора вдарила и впоследствии, запилив The Walking Dead - завоевавший огромную популярность (не без помощи одноимённого телесериала, выходившего параллельно) поэпизодный интерактивный мультфильм. В него я пробовал играть, но забуксовал на середине первого же эпизода - как-то не попёрло. Зато некоторое время назад прикупил следующий их проект аналогичного формата - The Wolf Among Us - и запоем за два вечера проглотил. То ли потому, что комиксовый нуар мне более по нраву, чем поднадоевшие истории про зомби-апокалипсис, то ли из-за сюжетного хода "мифические персонажи в реальном мире", к которому я питаю отдельную слабость, то ли в силу ещё чего-то. И как раз об этой вещи я и хочу сегодня рассказать. И попутно пожаловаться - потому что в The Wolf Among Us предполагается пять эпизодов. А вышло пока только четыре, причём четвёртый - совсем недавно, 27 мая. И когда я залпом вмазал всё, что есть, и узрел в финальных кадрах четвёртого эпизода столь же сочный клиффхангер, что и в предыдущих трёх, меня накрыло осознание, что нет возможности просто ткнуть в главном меню пункт "Продолжить" - придётся ждать не менее месяца, чтобы узнать, что же там дальше, и чем всё кончится. Представил себе, каково было играть тем, кто честно проходил эпизоды по мере их выхода (то есть, испытывал данное чувство ещё три раза), и ужаснулся. Нет, эпизодический формат игр есть зло, истинно говорю вам.

К счастью, в отличие от многих других контор, пытавшихся выпускать эпизодники, TTG не дерёт деньги за каждый эпизод - ты сразу платишь полную цену игры (причём относительно небольшую - 449 рублей в русском секторе стима), и все эпизоды, как имеющиеся, так и дальнейшие, подгружаются бесплатно по мере выхода. Первый эпизод подлиннее остальных (как и полагается пилотной серии), он проходится часа два с небольшим, остальные отнимут примерно по часу-полтора от вашего времени. Сюжет основан на комиксах Fables, с которыми я не знаком, но теперь намерен ознакомиться. Правда, строго после выхода пятого эпизода - так как The Wolf Among Us является официальным каноничным приквелом, то, почитав комикс, можно многое себе самому наспойлерить. Например, какие из персонажей гарантированно доживут до финальных титров. Мне повезло - я умудрился ни одного спойлера из интернетов не поймать ни до прохождения, ни во время, поэтому честно охал и ахал во время лихих сюжетных виражей, замирал сердцем на громовых финалах эпизодов и вообще получил массу удовольствия. Так же рекомендую поступить и вам - как и полагается в нуаре, сюжет тут весьма важен, поэтому его лучше узнавать непосредственно при прохождении. Соответственно, в обзоре постараюсь максимально удержаться от спойлеров, как в тексте, так и в скриншотах.



Когда-то давным-давно сказочные персонажи жили не тужили в своей сказочной стране. Главные герои - долго и счастливо, злодеи, даже если были убиты по сюжету сказки, тоже оставались в этом мире - убить сказочного персонажа вообще не так-то просто, ему и топор в голову лишь временное неудобство. Но потом произошло событие, именуемое Исходом (Exodus), в результате которого они были вынуждены переселиться в мир людей. Подробностей Исхода не раскрывается - подозреваю, более подробную информацию можно найти в комиксах. Как бы то ни было, сейчас сказочные персонажи живут в Нью-Йорке, заняв там квартал Фейблтаун (Fabletown, "город сказок"). От простых горожан они стараются держаться подальше, окружив квартал волшебными барьерами, которые отваживают случайных прохожих, заставляя их или выбрать другой маршрут, или проследовать насквозь по кратчайшему пути, не особо смотря по сторонам. Конечно, если какому-то человеку в Фейблтауне что-то потребуется конкретно, барьеры не помогут - отвод глаз имеет свои пределы - поэтому все сказочные персонажи обязаны пребывать в человеческом обличье. Те, кто и так от человека неотличим (Золушка, например, или Синяя Борода), проблем не имеют, а вот говорящим животным и прочим экзотическим существам приходится использовать гламур (glamour, заклинание изменения внешности). Стоит это заклинание недёшево, так что не все могут его себе позволить - и те, у кого нет денег, отправляются на Ферму. Ферма расположена за городом и окружена барьерами куда как более сильными, полностью отрезающими её от людей. Формально обитателей никто не ограничивает, и жить они могут как хотят, но так как покидать территорию им запрещено, то по факту это тюрьма. И это только один из моментов, описывающих жизнь сказок (так для краткости именуют себя сказочные персонажи - "сказки", fables) в реальном мире. Помимо необходимости платить ренту и зарабатывать на хлеб, свою роль играет и то, что в реальности, в отличие от сказочного мира, время идёт, и ситуации развиваются. То, что в сказке описывалось словами "жили долго и счастливо" и в сказочном мире (сейчас сказки ностальгично называют его "Родина", Homeland) действительно было так, в реальности оказывается десятками и сотнями лет нелёгкой жизни. В результате брачные союзы прекрасных принцесс и благородных принцев превращаются в самые обычные супружеские пары, ссорящиеся по пустякам и увязшие в бытовых проблемах, отважные герои маются от безделья и спиваются, и вообще всё становится более... по-человечески. Один из персонажей со вздохом произносит: "Хорошо было в наших сказках. Просто. Есть завязка, есть кульминация и есть развязка. А теперь всё гораздо более запутанно". А Дровосек из сказки про Красную Шапочку говорит Серому Волку за рюмкой виски: "Раньше я был героем, а ты злодеем, и я тебя победил. А теперь ты шериф и пришёл меня арестовать. Странно жизнь поворачивается..."



Да, шерифом Фейблтауна является Серый Волк, некогда отрицательный персонаж многих сказок, ныне - главный герой нашей с вами истории. По-английски он Big Bad Wolf, поэтому в мире людей именует себя Бигби Вольф. Сергей Волков, то бишь, по-нашему. Репутация у него понятно какая - большинство сказок его боятся, так как многие от него в своё время пострадали лично, а кто не пострадал, тот наслушался историй от других. Сам Бигби от былой славы старается дистанцироваться, ходит в облике улыбчивого, хоть и немного небритого, типа (гламур ему не нужен, так как обращаться человеком он умел ещё в сказках), пытается держать себя в руках и хорошо делать свою работу. Носит галстук - вероятно, где-то слышал, что он придаёт солидности. Много курит - в комиксах, как я увидел краем глаза, это объясняют тем, что он пытается заглушить свой чуткий нюх, который сильно страдает от множества городских запахов, не все из которых приятны. Угрюмо и почти безответно влюблён в Белоснежку (Беллу Снегову... простите, не удержался) - она развелась с Прекрасным Принцем и с тех пор посвятила себя карьере и утверждению своей роли сильной женщины в обществе мужчин.



Вы заметили, что в обзоре я тщательно избегаю использовать в отношении The Wolf Among Us слово "игра"? Разгадка проста - это сложно назвать игрой. По сути, это именно что интерактивный мультфильм, в котором от игрока мало что требуется. Есть три вида влияния на происходящее. Наиболее часто встречается выбор реплик - то есть, идёт ролик, персонажи беседуют, и в какой-то момент игроку предлагается выбрать один из четырёх вариантов ответа. Один из них обычно "промолчать", и в ряде случаев наиболее полезным является именно он. Время выбора ограничено укорачивающейся красной полоской внизу экрана - если она исчезла, а вы так ничего и не выбрали, то Бигби выбирает вариант по умолчанию (чаще всего - промолчать). В боевых сценах и сценах погонь работает QTE, сиречь нажатие кнопок на время - на экране появляется подсказка (либо ткнуть кнопку направления - W, S, A или D, либо продолжительно долбить Q, либо щёлкнуть мышкой по красному кругу в одной из областей экрана), если успел сделать, выходит хорошо. Не успел - Бигби получает люлей. Третья разновидность взаимодействия с происходящим - когда ролик заканчивается и Бигби даётся возможность относительно свободного передвижения в пределах пары экранов. В этом случае дозволяется побродить при помощи клавиатуры и потыкать мышкой в активные предметы. Никакими головоломками квестового вида при этом, правда, не пахнет - обычно всё просто и очевидно.



За все четыре эпизода головоломка попалась только одна, да и та - для дошкольников.



Имеется легальный чит для тех, кто, как я, не любит прессинг и принятие решений за ограниченное время. Нажатием пробела ставится пауза, причём экран затемняется совсем чуть-чуть и элементы интерфейса с него не исчезают. Соответственно, можно вдумчиво изучить варианты ответа и выбрать нужный или посмотреть, какую кнопку нам предлагается нажать, чтобы не получить по лицу. Здорово экономит нервы тем, у кого туннельное зрение и хромающая реакция - например, мне.



Не знаю, как оно в комиксе, но здесь сказки совсем не детские. Герои курят, пьют и матерятся напропалую, часто относятся друг к другу с плохо скрываемым (или вовсе не скрываемым) презрением и агрессией, на экране покажут и голые сиськи, и целую кучу насилия. Кровищи проект тоже не стесняется, кстати - крупным планом натуралистично демонстрируются такие аппетитные вещи как отрезанные головы, проникающие ножевые ранения и открытые переломы. Перелом, кстати, в один из моментов предстоит вправлять лично, кликая нужные иконки и вовремя нажимая кнопки - видеоряд и озвучка соответствуют. Отдельно сочны драки - Бигби с таким смачным хрустом как раздаёт звезды, так и получает её, что этим невозможно не залюбоваться.



Основная соль происходящего - в нелинейности. Но нелинейность это... не то чтобы мнимая, но где-то близко к тому. Представьте себе поезд дальнего следования, а Бигби - одним из его пассажиров. Он может пойти в вагон-ресторан, нализаться там и поссориться с кем-то. Может даже подраться в тамбуре и либо победить в этой драке, либо проиграть. Может, напротив, вести себя прилично и мило, и всю ночь травить анекдоты, став душой компании. А может в вагон-ресторан вообще не ходить, читая книжку в своём купе. Во всех этих случаях впечатления от поездки у нашего героя будут, понятно, кардинально различными, но маршрут не изменится - что бы он ни делал, поезд проследует пункты А, Б и В, а наутро прибудет в пункт Г, ровно в полночь публике из вагона-ресторана придётся расползаться по купе, так как буфетчица объявит закрытие, и два раза в час по поезду будет проходить патруль, загребая особо шумных и неадекватных персон. Вот примерно это же и ждёт нас в The Wolf Among Us - сюжет развивается по большей части тот же, но увидим мы его под разными углами, в зависимости от того, что будем выбирать. Ждать полностью отдельных сюжетных веток, зависящих от принятых решений, как в visual novel японского образца, не приходится, но впечатления от развития истории и реакция персонажей на ваши действия могут быть кардинально различными.



Графика красива и детальна, хотя на крупных планах временами и бросается в глаза нехватка полигонов, лишь отчасти замаскированная стилизацией под комикс. Звук, однако, безупречен и создаёт нужную атмосферу.



Действие, судя по тотальному отсутствию мобильников и компьютеров, а также по внешнему виду автомобилей, происходит в семидесятые годы двадцатого века. Отдаёт чем-то из киношной классики.



Некоторые кадры смотрятся как будто панели из комикса - очень круто. Кстати, обратите внимание на рекламу на крыше такси - пасхалок в кадре встречается очень много, хотя практически все требуют внимательности чтобы заметить их.



Бигби оружием не пользуется, полагается сугубо на кулаки. А вот злодеи огнестрелом не брезгуют, из-за чего временами имеют весомое преимущество.



Нуар соткан из тысячи мелочей. The Wolf Among Us - не исключение. Нагло закурить, несмотря на табличку "Курение запрещено" - это многое говорит о персонаже. Можно, кстати, выбрать погасить сигарету при виде таблички. Всё в руках Бигби - что он выберет, то и получит.



Каждый эпизод, в полном соответствии с выбранным стилем "а-ля телесериал", начинается с нарезки "в предыдущих сериях", заканчивается нарезкой "далее в The Wolf Among Us", а также содержит оупенинг и эндинг, где под музыку и красивый видеоряд идут титры.



Стоит ли играть? Или в данном случае более уместен термин "смотреть"? В любом случае - стоит, если вы неравнодушны к нуару, классическим американским "графическим романам" для взрослых и помещению сказочных персонажей в несказочные обстоятельства. Стоит даже если неравнодушны хотя бы к одному пункту из списка. Отдельно отмечу для интересующихся - официального русского перевода нет, но в Сети имеются фанатские - один из них можно найти прямо в стиме. Системные требования невелики, молниеносной реакции и крутой соображалки не требуется также (хотя обладатели таковых, при прочих равных, получат в итоге более умного и резкого Бигби, пусть и движущегося по тем же сюжетным поворотам) - так что The Wolf Among Us доступен любому. Пятый эпизод предполагается к выходу и конце июля, и лично я жду его с нетерпением. Ну а перед вами (если вы, конечно, ещё не приобщились) стоит выбор - включиться в детективное расследование шерифа Вольфа сейчас, присоединившись ко мне в ожидании, или подождать окончания сюжета. В любом случае - не пожалеете.



Текущий статус - 66.919

слоупок-ревю, the wolf among us, виртуальность, noir, contemporary fantasy

Previous post Next post
Up